Популярные
На фото Адольф ИвановичДобрянский-Сачуров

Адольф ИвановичДобрянский-Сачуров

выдающийся карпаторусский общественный деятель, юрист, писатель
Дата рождения:
1817-12-19
Дата смерти:
1901-03-19
Биография

Идеолог возвращения униатов в православие, автор множества работ, посвящённых истории, этнографии, религиозной и политической ситуации в австрийской Руси. Признанный лидер карпаторусского и галицкорусского движения, поборник культурного, языкового и этнического единения австрийских русинов с русским народом в России. Дед лингвиста Г. Ю. Геровского, политика А. Ю. Геровского, художника И. Э. Грабаря, юриста В. Э. Грабаря, тесть филолога А. С. Будиловича.

Биография

Происхождение, обучение

Адольф Добрянский происходил из старинного дворянского рода, который, по его автобиографическим воспоминаниям, вёлся от православного воеводы Томова Совы, который переселился с Руси в Венгрию в X веке с князем Гейзой. Большинство же польских и украинских историков (А. Виняж, М. Грушевский и др.) считают, что родоначальниками фамилии Добрянских (Добжанских, Добржанских) являются три «стрыечных» брата: Юрий, Занько и Дмитрий, королевские слуги из Улича, которым король Польши Владислав Ягайло (1386—1434) пожаловал (грамотой от 28 июня 1402 года) Добру в Саноцкой земле Русского воеводства. Почти все Добрянские в XVI—XIX веках пользовались шляхетским гербом «Сас», который известен в польской геральдике с середины XIII века. Некоторые исследователи XIX века полагали, что роды-фамилии герба «Сас» (включая и Добрянских) были связаны с молдавским воеводой Сасом (1350-е гг.) из династии Драгошитов, однако каких либо документальных подтверждений эта версия не имеет. Скорее всего какая то часть родов герба «Сас» действительно вела свое происхождение из венгерско-румынских краев, но другая часть тех шляхетских родов, это автохтонное, русинское или польское население .

Добрянские были признаны дворянами, предположительно, в 1445 году жупаном Кендешем из Маковицкого панства (Мако), и дворянство их было подтверждено Марамарошской законодательной палатой в 1763 году. Отец Адольфа — Иван Иванович Добрянский, был униатским священником, также как и дед. Матерью его была Шарлотта Андреевна, урождённая Сепешгазий (Сепешхази), дочь Левочского городского головы.

Родился Адольф Иванович в селе Рудлов, Земплинской жупы в Австрийской империи (ныне у Вранова-над-Топлей, Словакия), где его отец был настоятелем прихода. Родители Адольфа были весьма образованными, так, его мать Шарлотта Андреевна разговаривала на немецком, мадьярском, французском, латинском и русском. В семье всего было 10 детей, известность из которых помимо Адольфа приобрели Виктор и Корнилий. Читать и писать по-русски он выучился дома, а затем, когда ему исполнилось пять лет, его отправили учится немецкому языку к бабушке Варваре Сепешгазий в город Левочу, где он также пошел в гимназию, закончив два класса, до 1828 года. Затем он обучался в Рожняве, где закончил третий класс и хорошо обучился венгерскому языку, четвёртый и пятый классы окончил в Мишкольце, где ознакомился с основами православной веры. Последний класс гимназии, шестой, Добрянский проучился опять в Левоче, поблизости от которой, в селе Завадка служил его отец, переведённый из Рудлова.

Высшее образование получал в Кошицах и Эгере, по философскому и юридическому факультетам. В период обучения сформировалось его мировоззрение, духовные и общественно-политические взгляды. Будучи униатом, Добрянский духовно был ближе к православию, и рассматривал униатство не как путь от православия к католицизму, а наоборот, как способ сначала обрядово, а затем и догматически перейти к православию. Большое влияние на Добрянского имело угро-сербское православное духовенство, так, даже первую книгу на русском языке ему дал серб Исакович. Ещё студентом Добрянский проявил свои лидерские качества, став духовным вождём увлекающихся славянофильством студентов. Затем он некоторое время занимался юридической практикой, а потом поступил в Горную и лесную академию в Банской Штьявнице, где четыре года изучал горное дело и лесоводство. Там он познакомился с галичанами и россиянами, а также с другими славянами, которые приезжали учиться в Академию.

Государственная служба

В 1840 году его назначили практикантом в Виндшахт, около Банской Штьявницы, а через два года он стал там же кунстофицером. Через четыре года Добрянского наградили за отличную службу, и он был отправлен в Вену для совершенствования знаний в строительных мастерских Венско-глокницкой железной дороги под руководством лучших инженеров. В 1847 году заведующим шахтами Осипом Мильвиусом (впоследствии его тестем) он был направлен в Чехию, где открыл каменно-угольные копи, и был назначен кунстофицером в Брандейзель. Во время проживания в Чехии Добрянский познакомился с Вацлавом Ганкой, Палацким, Ригером, Гавличком и другими деятелями славянского возрождения.

В марте 1848 года Добрянский получил указание вернуться в Венгрию, где в апреле он был представлен министру финансов Кошуту, а затем уехал обратно в Виндшахт, где проживала у своих родителей его жена Элеонора Осиповна (в девичестве Мильвиус) с детьми. Там он был восторженно встречен местными словаками, участвовал в выборах в угорский сейм, однако выбор был отменён на месте, в селе Немцах, а депутатом был назначен немец-мадьярон Эмерих Шембери (Шемберг). Мадьярские шовинисты видели Добрянском лидера всех славян, и собирались расправиться с ним. Разгоралась Венгерская революция, и Добрянский понял, что его жизнь в опасности. Особенно он убедился в этом, когда в сентябре отправился в отпуск в Завадку, и по дороге узнал о казни нескольких словацких патриотов. Он скрывался у своего отца на Спише и у зятя Яницкого в Мальцове у Бардейова, пока подошло австрийское войско под начальством графа Шлика. Тогда Добрянский переселился в Пряшев, где развернул деятельность по сбору подписей под прошением к императору Францу Иосифу о присоединении Угорской Руси к Галиции, что избавило бы карпаторусское население от мадьярской зависимости. В этот период в Праге проходил Общеславянский съезд (со 2 июня по 12 июня 1848), организации которого содействовал Адольф Иванович. Он не присутствовал лично на съезде, но там был представлен его проект по созданию «Русского воеводства» путем объединения Подкарпатской Руси, Буковины и Галиции, принятый с большим одушевлением. Однако вскоре ситуация обострилась, и генерал Шлик начал отступать. Добрянский, которого чуть было не захватили гонведы в феврале 1849 года, отправился в Галицию. Он остановился в Тыличе у священника Михаила Криницкого. Там 14 февраля 1849 года родился сын Адольфа Ивановича, Мирослав. Затем Добрянский перебрался в Перемышль, где познакомился с епископом Григорием Яхимовичем, а также с Полянским, Вытушинским, Ганилевичем и Иосифом Левицким.

Затем Добрянский переехал во Львов. Он поселился в архиерейском здании при соборе Святого Юра. Во Львове он принял активное участие в галицко-русском национальном движении, познакомился с Куземским, Малиновским, Лотоцким, Величковским, Петрушевичем, Зубрицким и другими, подключился к работе «Главной русской рады», участвовал в её заседаниях и в депутации, организованной Радой для поднесения галицкому наместнику графу Голуховскому прошения о присоединении Угорской Руси к Галицко-Владимирскому королевству. Затем Добрянский ездил в Вену, узнавать, отчего так долго нет ответа, встречался с заместителем министра внутренних дел, который сказал что воссоединение австрийской Руси противостоит государственным интересам. 19 апреля 1849 году Добрянского назначили гражданским комиссаром при русском войске Франца Зичия, направленном Российской империей союзной Австрии для подавления венгерского восстания. 13 июня он поступил в 3-ий корпус, под начальство генерала Ф. В. Ридигера (предка Алексия II). А. И. Добрянский участвовал сражениях при Ваце и Дебрецене, принимал пленных под Вилагошем, а в селе Артанде близ Великого Варадина присутствовал при приёме Ридигером венгерской военной депутации, которая от лица всей армии изъявляла просьбу о присоединении Венгрии к России. Добрянский также отмечал факт того, что местные мадьяры, всегда неохотно предоставлявшие провиант австрийской армии, для русской армии делали это с удовольствием, так как считали австрийцев своими врагами, а русских — союзниками, и надеялись по окончании восстания принять подданство России. Деятельность Добрянского на этом посту была по достоинству оценена командованием, и он получил награды — два драгоценных пистолета от графа Паскевича, Орден Святого Владимира 4-й степени, Орден Святой Анны 3-й степени, а также медаль «За усмирение Венгрии и Трансильвании».

После подавления восстания Добрянский некоторое время занимал должность верховного комиссара в Сегединском округе, но скоро был вынужден оставить работу из-за серьёзной болезни. После выздоровления он вместе с несколькими угрорусскими патриотами: доктором Висаником, Иосифом Шолтистом, Александром Яницким, Виктором Добрянским и доктором Александровичем поехал в Вену, где депутация, наделённая полномочиями от епископа Иосифа Гаганца и обеих угро-русских консисторий удостоилась приёма у императора Франца Иосифа. Делегаты изъявили просьбу о присоединении Угорской Руси к Галичине. Эта просьба удовлетворена не была, однако вскоре был образован Ужгородский округ, в котором на административные должности были назначены русины. Так, А. И. Добрянский получил пост второго окружного докладчика (референта) и правителя канцелярии в Ужгороде. Это позволило ему на новом уровне заниматься национальным возрождением Угорской Руси. По его инициативе были назначены русские чиновники, в делопроизводство введён русский язык, появились русские надписи на улицах. Это было крайне отрицательно воспринято мадьярскими силами региона, стремившимися к мадьяризации и полной ассимиляции русинов. Через пять месяцев Добрянский был отозван приказом командующего Кошицкого военного округа генералом Бордоло в Шариш, в качестве королевского комиссара для расследования должностных преступлений жупана и прочих местных чиновников. В дальнейшем он участвовал в разборах различных ситуаций в разных регионах как референт, в 1851 году был назначен секретарём первого класса при венгерском наместничестве, затем, в 1853 году членом наместнического совета в Великом Варадине, а потом переведён на эту же должность в Будапешт. Также, по сведениям нескольких источников, в 1854—1860 годах он был жупаном трёх комитатов. За всё это время ему приходилось заниматься самой разнообразной работой, начиная от урегулирования земельных конфликтов среди крестьян и заканчивая осушением болот и регуляцией рек. Эта деятельность была по заслугам оценена правительством, в 1857 году ему был дан Орден Железной короны 3-й степени а также рыцарское звание с правом прибавления к фамилии приставки Сачуров, по названию купленного им села поблизости Рудлова. В 1859 году Адольф Добрянский был избран членом-корреспондентом Императорско-королевским институтом за заслуги по химико-геологическому исследованию минеральных источников. В 1861 году он побывал с ревизией в Мукачевской тюрьме, и в этом же году участвовал в выборах в Угорский сейм, был избран депутатом, но мадьярскими властями результаты выборов были аннулированы. Он принял участие в перевыборах, снова победил, и снова результаты были аннулированы. В 1862 году Добрянский получил Орден Святой Анны 2-й степени по случаю празднования 1000-летия России, а в 1863 году ему был присвоен австрийский чин гофрата. В этом же году он принимал участие в организации общества «Словацкой матицы» в Турчанском Св. Мартине, участвовал в словацкой газете «Slovensk? noviny», а также принял участие в организации вместе с А. В. Духновичем «Общества св. Иоанна Крестителя» в Пряшеве. В 1864 году он основал в Ужгороде литературное «Общество св. Василия Великого», для распространения духовной и культурно-просветительской литературы. В 1864 году Добрянский был императорским указом назначен советчиком-докладчиком венгерской придворной канцелярии в Вене (до 1867 года канцелярия была высшим правительственным органом в Венгрии). В 1865 году он всё-таки стал депутатом Угорского сейма и участвовал в его работе до 1868 года, проявив себя как политика, экономиста и оратора, выдвигая предложения по развитию местного самоуправления, реформе налогообложения, национальному самоопределению. В 1867 году он вышел в отставку с государственной службы, и полностью посвятил себя делам национального возрождения Карпатской Руси, поселившись в своём имении.


Культурно-просветительская, национальная деятельность

Живя в своём селе и занимаясь сельским хозяйством, А. И. Добрянский практически всё своё время уделял просветительской, литературной и организационной работе. Он состоял председателем «Общества св. Василия Великого», оказывал поддержку закарпатским, галицким и даже словацким печатным изданиям, большое внимание уделяя церковным вопросам. Он разработал программу, согласно которой должна была по его мнению развиваться угро-русская церковь. В 1868 году он вместе с двумя депутатами сейма озвучил эту программу. Однако мадьярам такой план не был приятен, и они стали продвигать автономию всей венгерской католической церкви, вместо отдельной автономии угро-русской униатской церкви. На соборе 1869 года, куда прибыл Адольф Добрянский в качестве представителя Земплинского округа он выдвинул требование об избрании членов особого собора угро-русской церкви, но мадьярское большинство, присутствующее на соборе, к которому примкнул Мукачевский епископ Панкович, приняло лишь автономию венгерской католической церкви. В знак протеста Добрянский покинул собор, и составил протестную ноту, в которой выразил своё несогласие с позицией участников собора. Его поддержали многие деятели угро-русской, а также румынской церквей, и в итоге решение мадьярского собора так и осталось не претворённым в жизнь.

Осенью 1881 году Добрянский по просьбе деятелей галицко-русского движения переехал из своего имения в Чертижном во Львов. Там он возглавил борьбу галицких русинов за национальное самоопределение, которое было всячески подавляемо поляками, контролирующими этот регион. Он поселился у своего зятя, Ю. М. Геровского, юриста и русского активиста. Добрянским было обнаружено всеобщее уныние, царящее среди угнетённых русинов, а также разобщённость в их деятельности. Он решил изменить ситуацию, и с радостью включился в борьбу, что положительно сказалась на настроениях общества. Добрянского избрали председателем общества «Русское касино», служившее для встреч галичан. Он старался наладить связь между всеми галицкими патриотами, благодаря его влиянию в значительной мере было преодолено отчуждение молодёжи от старых деятелей. Кроме того, он пытался свести к минимуму разногласия «русофилов» и «украинофилов», дабы объединить всех русинов для общих целей. Но ситуация в Империи к этому времени уже изменилась, австрийские власти, раньше делавшие ставку на «русофилов», теперь поддерживали украинизацию Галиции. Деятельность Добрянского была воспринята как нежелательная, а особую угрозу в ней видели поляки, что вылилось в судебный процесс против Добрянского, его дочери Ольги Грабарь (матери художника и искусствоведа Игоря Грабаря) и ряда других русских деятелей в 1882 году (см. Процесс Ольги Грабарь). После суда, на котором они были оправданы, Добрянскому пришлось переехать в Вену.

Поселившись в Вене, Адольф Добрянский практически всё время уделял литературной деятельности. В период с 1882 по 1887 год были напеча

Поделиться: