Популярные
На фото Александр Арди

Александр Арди

французский драматург
Биография

Биография

С юношеских лет путешествовал с бродячей труппой «Комедианты Короля» ("Comediens du Roi"), которой руководил актёр Валлеран Леконт (Valleran Lecomte). Прежде всего, он занимал место драматурга труппы, но также выступал и на сцене. В 1598—1600 и 1606—1612 годах труппа давала представления в парижском Бургонском отеле. После смерти Леконта, коллектив возглавил Бельроз (Bellrose; Pierr Le Messier). Труппа получила в 1629 г. исключительные права на выступления в Бургонском отеле. Из-за конфликта с Бельрозом, Арди начал с 1627 года писать для труппы «Старые комедианты Короля» ("Vieux Comediens du Roi") в главе с Клодом Дешаном (Claude Deschamps), дававшей представления в Театре дю Марэ (Theatre du Marais). Умер от чумы.

Творчество

Сочинять Арди начал около 1592 года. Всего ему принадлежит авторство от 600 до 800 сочинений.

Сюжеты Арди заимствовал у греков, римлян, испанцев, итальянцев и немцев, придавал драматическую форму анекдотам, новеллам, классическим мифам, старым романам, историческим фактам, не соблюдая при этом колорита времени или места. В начале своей деятельности он резко расходился с правилами Аристотелевой поэтики, не соблюдал "единства" и, подобно авторам мистерий и испанцам, делил свои пьесы на дни; но и тогда он переносил катастрофы за кулисы и избегаел на сцене сражений. Позже он больше заботился о правильности и подготавливал французскую публику к Корнелю. По склонности к анахронизмам, по реализму и силе воспроизведения некоторых человеческих страстей Арди во многом напоминает английских драматургов шекспировской эпохи; он тоже представитель национальной драмы, которая во Франции была скоро подавлена придворной, псевдоклассической.

Среди сочинений Арди были пьесы для представления в два дня (несохранившиеся "Пандоста" и "Партения"), что связывает его творчество со средневековыми традициями представлений. Сохранились монтировочные записи декоратора "Бургундского отеля" Л. Маэло к 12 недошедшим до нас пьесам Арди. На русский язык сочинения Арди не переведены.

Из своих произведений он сам отобрал 41 пьесу и издал сборник «Театр Александра Гарди, парижанина» (Le Theatre d'Alexandre Hardy, parisien), в пяти томах. Один том был издан в Rouen, остальные в Париже (1624—1628). Эти пьесы и составляют дошедшее до нас наследие Арди:

  • Двенадцать трагедий: «Самоубийство Дидоны» (Didon se sacrifiant), Scedase ou l'Hospitalite violee (по Плутарху), Panthee, Meleagre, «Смерть Ахилла», «Кориолан», «Мариамна» (1610; сюжет смерти Мариамны, жены Ирода Великого; по мнению С. Мокульского, лучшая пьеса Арди), «Смерть Дария», «Смерть Александра», Timoclee ou la Juste Vengeance, «Лукреция» (по пьесе Лопе де Вега), Alcmeon ou la Vengeance feminine.
  • Четыре трагедии или трагикомедии: Procris ou la Jalousie infortunee, Alceste ou la Fidelite, «Ариадна похищенная», Aristoclee.
  • Десять трагикомедий: Arsacome, Dorise, Fregonde, «Эльмира» (1627; Elmire ou l'Heureuse Bigamie), Gesippe (по Дж. Боккаччо, Phraarte (по Дж. Б. Джиральди), «Корнелия» (ок. 1613), «Сила крови» (1615; по М. де Сервантесу, «Фелисмана» (1615; по испанскому сюжету), «Прекрасная цыганка» (1626).
  • Три драматческие поэмы: "Чистая и верная любовь Феагена и Хариклии" (1623; по сюжету романа "Эфиопика" Гелиодора. Les Chastes et Loyales Amours de Theagene et Chariclee (по Гелиодору; Heliodorus of Emesa), «Похищение прозерпины Плутоном», «Гигантомахия».
  • Пять пасторалей: Alphee, ou la justice d'amour (considered the best of his pastorals), «Альцея» (1610), Corinne, «Триумф любви» (1626), L'Amour victorieux ou venge
Поделиться: