Популярные
На фото Александр Степанович Каминский

Александр Степанович Каминский

московский архитектор, один из наиболее плодовитых мастеров поздней эклектики 1860-х — 1880-х гг
Дата рождения:
1829-12-10
Дата смерти:
1897-12-17
Биография

Биография

Выходец из украинского дворянства. Младший брат архитектора И. С. Каминского. С 1848 обучался в Императорской академии художеств по классу К. А. Тона; по заданию Тона участвовал в строительстве Храма Христа Спасителя, постройкой которого заведовал его брат, Иосиф Каминский. В 1857—1860 стажировался за границей; в Париже познакомился с П. М. Третьяковым. В 1862 женился на сестре П. М. Третьякова, Софье. В течение всей жизни Каминский — семейный архитектор рода Третьяковых. Через Третьяковых к нему также пришли заказы Коншиных, Боткиных, Морозовых и других богатейших семейств Москвы. Каминский много строил в Подмосковье и в Иванове. Впоследствии, Каминский по заказы Тона выполнил интерьеры Вознесенского собора в Ельце.

С 1867 — старший архитектор Московского купеческого общества, по заказу которого перестроил, в частности, Биржу на Ильинке (выстроенную М. Д. Быковским), здание Купеческой Управы на Неглинной, 8 и др. Перестройки старых, ампирных домов в «современные» доходные дома надолго стала рутинной работой для Каминского. Строил он и городские усадьбы на манер прошлых эпох — усадьба Четверикова (Колпачный переулок, 7), усадьба Каратаевой — Морозова (Леонтьевский переулок, 10) и др. Из общественных построек Каминского наиболее известны больница и богадельня на улице Щипок и Александро-Мариинское училище на Большой Ордынке. В 1880—1882 годах вместе с архитектором А. Е. Вебером принял участие в проектировании и строительстве павильонов Всероссийской художественно-промышленной выставки на Ходынском поле. В конце 1880-х годов помощником Каминского работал начинающий архитектор Ф. О. Шехтель. Другим его помощником более десяти лет был архитектор И. Т. Барютин, который вёл часть строительных заказов Каминского.

Стилистически, Каминский — безусловный, яркий представитель поздней эклектики. Он широко использовал и элементы русского зодчества, и готические мотивы, но так же, как и его учитель Тон, никогда не следовал единственному стилю — для каждого типа здания и каждого класса заказчиков у него находилось своё, не связанное стилевыми условностями решение. Общественные здания Каминского иногда приобретали подчёркнуто репрезентативные, избыточно помпезные формы, но даже крупнейшие из них кажутся миниатюрами на фоне доходных домов начала XX века, не говоря уже о современных постройках.

Через школу фирмы Каминского прошли такие будущие мастера, как И. Е. Бондаренко, Ф. О. Шехтель, И. П. Машков, М. К. Геппенер, С. С. Эйбушиц, Л. Ф. Даукша, К. В. Терский.

Карьера Каминского оборвалась в 1888, когда обрушился доходный дом Московского купеческого общества, возводимый его фирмой (Улица Кузнецкий Мост, 10/8 — Неглинная улица, 8/10). Каминский был признан виновным в нарушении строительных норм безопасности и приговорён к шести неделям ареста. Профессиональная агония продолжалась вплоть до его публичного увольнения с последней должности — архитектора Московского купеческого общества (1893). В 1889—1892 Каминский — учредитель и главный редактор «Художественного сборника русских архитекторов» тщетно пытался через популяризацию своих проектов восстановить репутацию. Архитектор, так и не сумевший вновь войти в строительную элиту, умер в 1897. Последней его воплощённой работой стал храм св. Серафима Саровского в Сарове, освящённый в 1903.


Постройки Каминского

Сохранившиеся:

Утраченные:

Интерьеры:

Другие

  • Александровская больница с церковью Михаила Архангела. ул. Щипок 6/8, Москва. (1887 г.)
  • Усадьба Татищева (в последсвтии купцов Kaтyаp). (Реконструкция здания арх. М. Ф. Казакова, 1778 г.) Петровский бульв. 8, Москва. (1869 г.)
Поделиться: