Популярные
На фото Алексей Дикий

Алексей Дикий

советский актёр, режиссёр, Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии
Дата рождения:
1889-02-24
Дата смерти:
1955-10-01
Биография

Биография

Детство

Алексей Дикий родился 12 (24) февраля 1889 года, (по другим источникам — 25 апреля), в Екатеринославе, (ныне — Днепропетровск, Украина) — центральном городе Екатеринославской губернии Российской империи. С раннего детства Алексей увлекался театром, что было семейной традицией: сестра Алексея Денисовича — украинская актриса Дикова М. Д.; её мужем был актёр и режиссёр А. Л. Суходольский. Первые театральные впечатления Дикого — искусство замечательных украинских актёров Кропивницкого, Саксаганского, Карпенко-Карого, Заньковецкой. Мальчиком, в 6 лет, он начал участвовать в спектаклях харьковской труппы Суходольского. Дарование молодого актёра открыл И. Уралов и пригласил его в студию при МХАТе.

Москва

В 1909 году 20-летний Алексей переехал в Москву и поступил в частную театральную школу артистки МХТ С. В. Халютиной, занимался здесь у К. А. Марджанова и В. Л. Мчеделова.

В 1910 году Алексей Дикий был принят в МХТ, где успешно дебютировал в небольщой роли судебного пристава (дряхлого старика) в «Живом трупе» Л. Толстого. Учителями Алексея Дикого стали Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко.

С 1913 года, по окончании драматических курсов при Художественном театре, Дикий начал выступать на сцене 1-й Студии МХТ (позже МХАТ 2-й). Первая роль — Алёшка («На дне» М. Горького), затем Миша («Провинциалка» Тургенева), Баренд («Гибель „Надежды“» Хейерманса, 1913).

Начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война прервала его актёрскую деятельность. Военные годы он считал «безнадёжно потерянными».

В 1917 году играл роли Епиходова и Львова в спектаклях по пьесам Чехова «Вишнёвый сад» и «Иванов».

В Советской России

С января 1918 года возобновилась работа в МХТ и в 1-й Студии. Спустя год Дикий выступил в роли режиссёра в постановке Вахтангова «Потоп» Г. Бергера (Вахтанговская студия), позже сыграл роль Фрезера. В 1919 году сыграл Джона Пирибингля («Сверчок на печи» Диккенса), в 1924 году — Молчанова («Расточитель» Лескова).

Дикий был мастером острохарактерных, озорных и задиристых портретов. В 1921 году поставил свой первый спектакль «Зелёный попугай» А. Шницлера в Театре-студии им. Ф. И. Шаляпина. Спектакль получил похвалу в прессе за колоритность, темпераментность и современность — эти черты становятся характерными для Дикого-режиссёра. В 1923 году — режиссёр постановки «Герой» Синга в 1-й Студии МХТ. Продолжая играть в 1-й Студии МХАТ (герцог Иоанн в спектакле «Эрик ХIV»), ставил спектакли в Московском Детском театре («Пиноккио» по Коллоди, «Находка» Е. Тараховской), в театре «Комедия (бывший Корш)» («Обращение капитана Брассбаунда» Б. Шоу; «Тень осла» Л. Фульда), в Драматическом театре ленинградского Народного дома, работал с ленинградскими художниками-авангардистами: с художником Н. Радловым поставил «Землетрясение» П. Романова, с художником А. Лентуловым оперу «Степан Разин» (1925) П. Триодина.

Также в 1925 году поставил во МХАТе 2-м спектакль «Блоха» Е. Замятина (по Н. С. Лескову (играл роль Платова), худ. Б. Кустодиев) — это одна из наиболее значительных режиссёрских работ.

К 1925—1926 годам определились основные черты режиссёрского и актёрского дарования Дикого: любовь к ярким и сильным сценическим краскам, к броскости сценического рисунка, к монументальности и масштабности актёрских образов; искусство Дикого порою тяготело к балаганному комизму и к гневной сатире.

В 1928 Дикий поставил спектакль «Человек с портфелем» Файко в Московском театре Революции.

В 1928—1929 годах Дикий работал в Тель-Авивe и Яффо, где осуществил две театральных постановки.

В 1931 году Алексей Дикий создал Театрально-литературную мастерскую (в 1935 году переименованную в «Студия Дикого»), где вёл режиссёрскую и педагогическую работу, в частности поставил спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову.

В 1932—1936 годах руководил московским Театром им. ВЦСПС (спектакли «Матросы из Каттаро» Вольфа, «Глубокая провинция» Светлова).

В 1936 году Дикий переехал в Ленинград.

В 1936 году Алексей Дикий стал главным режиссёром Большого драматического театра им. Горького, постановил несколько спектаклей: «Матросы из Каттаро» Фридриха Вольфа (1936), «Большой день» В. Киршона, «Пушкинский спектакль» («Моцарт и Сальери», «Русалка», «Сцены из рыцарских времен» А. С. Пушкина, 1937); событием в истории театра стала постановка «Мещан» А. М. Горького.

17 августа 1937 года Алексей Дикий был арестован и 2 сентября 1938 года приговорен Особым совещанием НКВД СССР по статье 58 к 5 годам лишения свободы. Для отбытия наказания был направлен в Усольлаг НКВД. 28 августа 1941 года дело было прекращено.

После освобождения из заключения, с осени 1941 года, Алексей Денисович работал в московском Театре им. Вахтангова, находившемся в то время в эвакуации в Омске; здесь он поставил спектакли «Олеко Дундич» по пьесе A. Ржешевского и М. Каца и «Русские люди» Константина Симонова. В спектакле «Фронт» по пьесе Корнейчука (1942) Дикий сыграл генерала Горлова — одну из лучших своих ролей.

Вместе с театром Алексей Денисович вернулся в Москву; в сентябре 1944 года перешёл в Малый театр, где работал в качестве режиссёра и актёра до 1952 года, когда был переведён в Московском драматическом театре им. Пушкина. В 1944 году стал членом Художественного совета при Комитете по делам кинематографии.

Среди режиссёрских работ Дикого 40—50-х годов — спектакли «Мещане» А. М. Горького (1946), «Калиновая роща» Корнейчука (1950) — в Малом театре; «Тени» Салтыкова-Щедрина (1953) в Московском драматическом театре им. Пушкина.

C 1943 года Алексей Дикий снимался в кино, сыграл главные роли в кинофильмах «Кутузов», «Адмирал Нахимов». Исполнение Диким роли Сталина в фильмах «Третий удар» (1948) и «Сталинградская битва» (1949) понравилось прототипу, хотя сам Дикий говорил: «Я играю не человека, а гранитный памятник»[неавторитетный источник?].

Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Семья

Сестра Дикого — M. Д. Дикова — известная украинская актриса, её муж — актёр, режиссёр и театральный деятель А. Л. Суходольский, руководил труппой в Харькове.

Премии и награды

  • 1949 — Народный артист СССР
  • 1946 — Сталинская премия первой степени за исполнение главной роли в фильме «Кутузов»
  • 1947 — Венецианский кинофестиваль (в номинации «Лучший актёр» за роль в фильме «Адмирал Нахимов»)
  • 1947 — Сталинская премия первой степени за исполнение главной роли в фильме «Адмирал Нахимов»
  • 1949 — МКФ в Готвальдове (Премия победы, фильм «Сталинградская битва»)
  • 1949 — МКФ в Марианских Лазнях (Главная премия, фильм «Сталинградская битва»)
  • 1949 — Сталинская премия первой степени за постановку спектакля «Московский характер» А. В. Софронова (с Е. И. Страдомской)
  • 1949 — Сталинская премия второй степени за исполнение роли И. В. Сталина в фильме «Третий удар»
  • 1950 — Сталинская премия первой степени за исполнение роли И. В. Сталина в фильме «Сталинградская битва»)
  • Орден Ленина
  • Орден Трудового Красного Знамени, медали.

Театральные работы

Постановки

Московский еврейский театр

  • «Скрипач на крыше» по роману Шолом-Алейхемa «Тевье-молочник».
  • «Праздник в Касриловке» Шолом-Алейхема

МХАТ-2

  • 1925 — «Блоха» Лескова (

Большой театр

  • 1925 — «Степан Разин», опера П. Триодина
  • 1927 — «Любовь к трем апельсинам», опера С. Прокофьева
  • 1928 — «Красный мак», балет Р. Глиэра

Театр Революции

  • 1928 — «Человек с портфелем» А. М. Файко
  • 1930 — «Первая конная» В. В. Вишневского

Студия Дикого

  • 1931 — «Леди Макбет Мценского уезда» (Студия Дикого)

Театр им. ВЦСПС

  • 1932 — «Матросы из Каттаро» Ф. Вольфа
  • «Девушки нашей страны» И. К. Микитенко
  • 1933 — «Вздор» К. Я. Финна
  • 1935 — «Глубокая провинция» М. Светлова

Малый театр

  • 1936 — «Смерть Тарелкина» А. Сухово-Кобылина
  • 1946 — «Мещане» А. М. Горького
  • 1948 — «Московский характер» А. Софронова
  • 1950 — «Калиновая роща» А. Корнейчука
  • 1950 — «Люди доброй воли» Г. Мдивани
  • 1951 — «Настя Колосова» В. Овечкина

Ленинградский БДТ

  • 1936 — «Матросы из Каттаро» Фридриха Вольфа
  • 1937 — «Большой день» В. Киршона,
  • 1937 — «Пушкинский спектакль» («Моцарт и Сальери», «Русалка», «Сцены из рыцарских времен» А. С. Пушкина
  • 1937 — «Мещане» А. М. Горького

Театр им. Вахтангова

  • 1941 — «Олеко Дундич» A. Ржешевского и М. Каца
  • 1941 — «Русские люди» К. Симонова.

Роли в театре

  • 1910 — «Живой труп» Л. Толстого — МХТ — Судебный пристав
  • 1911 — «На дне» М. Горького) — Первая студия МХТ — Алёшка
  • 1912 — «Провинциалка» Тургенева — Первая студия МХТ — Миша
  • 1913 — «Гибель Надежды» Хейерманса — Первая студия МХТ — Баренд
  • 1917 — «Вишнёвый сад» Чехова — Епиходов
  • 1917 — «Иванов» А. Чехова — Львов.
  • 1919 — «Сверчок на печи» по
Поделиться: