Популярные
На фото Андрей Алексеевич Попов

Андрей Алексеевич Попов

советский актёр театра и кино, лауреат Сталинской премии
Дата рождения:
1918-04-12
Дата смерти:
1983-06-14
Биография

Биография

Андрей Попов родился 12 апреля 1918 года в Костроме, в семье театрального режиссёра Алексея Дмитриевича Попова.

В 1939 году окончил студию при Центральном театре Красной Армии (ЦТСА). С 1940 года актёр центрального театра Советской Армии, который в то время возглавлял его отец А. Д. Попов.

За следующие 23 года Андрей Попов выходил на сцену во многих постановках театра. Среди его работ этого времени роли в спектаклях: «Копилка» (1945), «Степь широкая» (1949), «Ревизор» (1951), «Мой друг» (1957), «Последняя остановка» (1957), «Барабанщица» (1959), «Яков Богомолов» (1962), «Океан» (1961). В 1960 году Алексей Дмитриевич Попов был вынужден уйти с поста главного режиссёра театра на пенсию, к этому привел ряд разногласий с руководящими органами Главного политического управления, в подчинении которого находился театр. Через год Алексей Дмитриевич скончался. В 1961-63 годах обязанности главного режиссёра исполнял А. Л. Дунаев, а затем театр возглавил Андрей Алексеевич Попов.

Андрей Попов руководил ЦТСА до 1974 года. В это время он продолжал выходить на сцену («Свет далекой звезды» (1964), «Трудные годы» (1966)), а также ставил собственные спектакли: «Камешки на ладони» А. Салынского, «Бранденбургские ворота» М. Светлова, «Неизвестный солдат» А. Рыбакова — по мнению критиков, добротные, но весьма скромные работы. Среди его постановок также были и музыкальные: героическая комедия «Ринальдо идет в бой» (пьеса Горинеи и Джованнини, музыка Д. Модуньо) и сказка «Солдат и Ева» (пьеса Е. Борисовой, музыка А. Островского, совместная постановка с А. Муатом) — именно в жанре музыкального спектакля Андрею Попову удалось проявить себя, как театральному режиссёру.

Андрей Попов собрал вокруг себя плеяду талантливых режиссёров: Д. В. Тункель, Б. В. Эрин, Н. А. Мокин, М. М. Буткевич. Мария Осиповна Кнебель за годы его руководства театром поставила в ЦТСА три спектакля. В середине 1960-х годов ведущим режиссёром стал ученик А. Д. Попова и М. О. Кнебель Леонид Ефимович Хейфец.

В 1966 Хейфец поставил ставший знаменитым спектакль «Смерть Иоанна Грозного» по произведению А. К. Толстого, в котором Попов сыграл, возможно, свою лучшую театральную роль — царя Иоанна Грозного. Спектакль стал настоящим событием театральной и культурной жизни Москвы, над этой ролью Андрей Попов продолжал работать всю жизнь, даже после ухода из Театра Советской армии. Вслед за Иоанном Грозным последовали удачные работы Попова в постановках «Часовщик и курица» И. Кочерги, «Влюбленный лев» Ш.Дилени. Необходимо выделить его работу в спектакле «Элегия», где актёр предстал в образе классика русской литературы И. С. Тургенева.

Чеховские персонажи — Епиходов в спектакле «Вишнёвый сад» (постановка М. О. Кнебель, 1965) и Войницкий в «Дяде Ване» (постановка Л. Е. Хейфеца, 1970), сыгранные Поповым, стали залогом последующих его успехов в пьесах Чехова уже на другой сцене.

С 1968 года Андрей Попов начал преподавать в ГИТИСе, с 1973 года — профессор.

Последней крупной ролью Андрея Попова на сцене ЦТСА стала роль старшины Васкова в спектакле «А зори здесь тихие». К 1973 году атмосфера в театре вновь оказалась неприемлемой для дальнейшей работы - диктат военного руководства не способствовал творческому самовыражению артистов и постановщиков, и Андрей Попов покинул театр, которому отдал 35 лет жизни.

В 1974 году Андрей Алексеевич стал актёром МХАТа. Первой работой Андрея Попова на сцене Московского художественного театра стала роль Галилея в постановке В. Н. Богомолова по пьесе Бертольда Брехта «Жизнь Галилея» (1975).

Среди ролей, сыгранных им сцене Московского художественного театра, работы в спектаклях: «Иванов» (1975), «Чайка» (1975), «Обратная связь» (1977), «Утиная охота» (1979), «Отец и сын» (1981). Особенно органичен был Андрей Попов в ролях чеховских персонажей, Ростислав Плятт отзывался о нём так: «Андрей Алексеевич, конечно, был идеальным исполнителем чеховских ролей, но для меня он был по сути своей ещё и чеховским человеком». К этим ролям Попов шёл всю жизнь, и только в годы работы во МХАТе смог позволить себе уделять столько внимания любимому материалу. Актёр обладал собственным видением чеховских персонажей. Например, в роли Сорина (Чайка) Попов трактовал «чеховского старика» поперёк канона: любил Нину Заречную, расцветал при её появлении» (Смелянский).

В 1976 году Андрей Попов возглавил Московский драматический театр им. К. С. Станиславского, находившийся в кризисе, вызванном частой сменой главных режиссёров и слабостью художественного руководства. Андрей Алексеевич позвал в этот театр своих учеников — Анатолия Васильева, Бориса Морозова и Иосифа Райхельгауза. Борис Морозов поставил пьесу «Сирано де Бержерак», Анатолий Васильев — «Вассу Железнову» и «Взрослую дочь молодого человека», именно с этими постановками принято связывать прорыв в творческой жизни Театра Станиславского. Однако «удержать» театр Андрею Алексеевичу не удалось. Московские власти задушили театр: по идеологическим причинам был изгнан Райхельгауз, были вынуждены уйти Морозов и Васильев. В 1979 году Андрей Попов отказался от руководства театром.

Из работ в кино Андрея Попова можно выделить: Новиков (Палата, 1965), Адамов (Седьмой спутник, 1968), Логунов (Укрощение огня, 1972), Крымов (Повесть о человеческом сердце, 1976). Отдельного упоминания заслуживают его роли в экранизациях классики: Дюковский в «Шведской спичке» Чехова, ростовщик в фильме «Кроткая» (1960) по рассказу Достоевского, Назанский (Поединок, 1957) Куприна; герои Шекспира Яго (Отелло, 1955) и Петручио (Укрощение строптивой, 1961). Одна из самых значительных киноработ Попова — слуга Захар (Несколько дней из жизни И. И. Обломова, 1980) в экранизация Никиты Михалкова знаменитого романа И. А. Гончарова. Андрею Попову был близок жанр водевиля, например, в фильме «Сватовство гусара» (1979), он исполняет роль старого отца-скряги, поёт куплеты и танцует.

Кроме работы в театре и кино, артист участвовал в дубляже иностранных фильмов, практически создавая заново образ своего героя (персонаж Бурвиля в фильме «Большая прогулка»).

Также Андрей Попов принимал участие в записи радиоспектаклей: «Белый Бим Чёрное Ухо» Гавриила Троепольского, в роли Ивана Ивановича (в 5-ти частях), «Бывшие люди» М. Горького, в роли Учителя, «Забытые свидетели» Ги де Мопассана, в роли Спутника старой дамы (по мотивам рассказов), «Великий помор» Н. А. Равича, в роли М. В. Ломоносова, «Мой друг» Н. Ф. Погодина, в роли Григория Гая и другие спектакли. Также у радиомикрофона Адреем Поповым были прочитаны рассказы А. П. Чехова, Ивана Бунина, Константина Паустовского.

Последней незавершённой работой Андрея Попова стала роль короля Лира, в постановке одного из его любимых учеников Анатолия Васильева. Спектакль специально создавался для Андрея Алексеевича, специально для него был заказан новый перевод трагедии, артист много и с удовольствием репетировал, но неожиданная его смерть 14 июня 1983 года перечеркнула все эти планы — спектакль не состоялся.

В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина.

Андрей Алексеевич Попов похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Признание и награды

  • За роль журналиста Слёзкина в спектакле "Степь широкая" Н.Г. Винникова Андрей Попов был удостоен Сталинской премии второй степени (1950).
  • В 1965 году ему было присвоено звание народного артиста Советского Союза.

Творчество

Роли в театре

  • 1941 — «Пархоменко» Вс. Иванова. Режиссёры: В. П. Пильдон, А. Л. Шапс — начальник всеобуча
  • 1942 — «Давным-давно» А. К. Гладкова (муз. Т. Н. Хренникова). Режиссёр: А. Д. Попов — гусар (эпизод)
  • 1944 — «Сталинградцы» Ю. Чепурина. Режиссёр: А. Д. Попов — писарь наградного отдела.
  • 1945 — «Копилка» Э. Лабиша. Режиссёр: Б. Афонин — Сильвен
  • 1946 — «Опасный возраст» А. Пинеро — Феррингтон
  • 1949 — «Степь широкая» Н.Г. Винникова. Режиссёры: А. Д. Попов, А. З. Окунчиков — журналист Слёзкин ; Сталинская премия второй степени (1950)
  • 1951 — «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёры: А. Д. Попов, А. З. Окунчиков — Хлестаков
  • 1956 — «Укрощение строптивой» У. Шекспира. Режиссёр: А. Д. Попов — Петруччио
  • 1956 — «Москва. Кремль» А. Н. Афиногенова. Режиссёры: А. Д. Попов, А. Б. Шатрин — Дзержинский
  • 1957 — «Мой друг» Н. Погодина. Режиссёр: Д. В. Тункель — Григорий Гай
  • 1957 — «Последняя остановка» Э. М. Ремарк. Режиссёр: А. З. Окунчиков — антифашист Росс
  • 1958 — «Светлый май» Л. Г. Зорина. Режиссёр: |Д. В. Тункель — Костромин
  • 1959 — «Барабанщица» А. Салынского. Режиссёр: А. З. Окунчиков — Фёдор
  • 1959 — «Внук короля» Л. Р. Шейнина (муз. К. С. Хачатуряна). Режиссёры: А. Б. Шатрин, Д. В. Тункель — Гарвуд
  • 1961 — «Океан» А. Штейна. Режиссёр: А. Л. Дунаев — капитан Платонов
  • 1962 — «Яков Богомолов» М. Горького. Режиссёр: Б. В. Эрин — Яков Богомолов
  • 1964 — «Свет далёкой звезды» А. Чаковского и П. Павловского. Режиссёр: Гаручава — лётчик Завьялов
  • 1965 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова. Режиссёр: М. О. Кнебель — Епиходов
  • 1966 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого. Режиссёр: Л. Е. Хейфец — Иоанн Грозный
  • 1966 — «Влюблённый лев» Ш. Дилени. Режиссёр: М. О. Кнебель — Фрэнк
  • 1968 — «Элегия» П. Павловского. Режиссёр: М. М. Буткевич — И. С. Тургенев
  • 1969 — «Часовщик и курица» И. Кочерги. Режиссёр: Л. Е. Хейфец — Карфункель
  • 1970 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова. Режиссёр: Л. Е. Хейфец — Войницкий
  • 1971 — «А зори здесь тихие» Б. Васильева. Режиссёр: Б. В. Эрин — старшина Васков
  • 1972 — «Тот, кто получает пощёчины» Л. Н. Андреева. Режиссёры: М. О. Кнебель, А. В. Бурдонский — Тот

  • 1975 — «Жизнь Галилея» Б. Брехта — Галилей
  • 1975 — «Иванов» А. П. Чехова. Режиссёр: О. Н. Ефремов — Лебедев
  • 1975 — «Чайка» А. П. Чехова. Режиссёр: О. Н. Ефремов — Сорин
  • 1977 — «Обратная связь» А. И. Гельмана. Режиссёр: О. Н. Ефремов — Лоншаков Ролан Матвеевич, первый секретарь обкома КПСС
  • 1978 — «Эльдорадо» А. Н. Соколовой. Режиссёр: О. Н. Ефремов — Он
  • 1979 — «Утиная охота» А. В. Вампилова. Режиссёр: О. Н. Ефремов — Кушак
  • 1981 — «Отец и сын» Ф. Кафки. Режиссёр: М. Розовский — отец Кафки

Постановки

  • 1965 — «Солдат и Ева» Е. Борисова (муз. А. И. Островский, совместная постановка с А. Муатом)
  • 1965 — «Камешки на ладони» А. Салынского
  • 1968 — «Бранденбургские ворота» Михаила Светлова
  • 1969 — «Ринальдо идет в бой» П. Гаринеи и С. Джованнини (муз. Д. Модуньо)
  • 1971 — «Неизвестный солдат» Анатолия Рыбакова

Роли в кино

  • 1930 — Крупная неприятность — ученик
  • 1947 — Марите — Миколас
  • 1950 — Мусоргский — Н. А. Римский-Корсаков
  • 1951 — Незабываемый 1919-й — Николай Неклюдов
  • 1952 — Композитор Глинка — Владимир Стасов
  • 1953 — Налим — Герасим
  • 1953 — Вихри враждебные — Локкарт
  • 1954 — Шведская спичка — Дюковский
  • 1955 — Дорога — Сергей Игнатьевич
  • 1955 — Отелло — Яго
  • 1956 — Челкаш — Челкаш
  • 1957 — Гуттаперчевый мальчик — граф Листомиров
  • 1957 — Поединок — Назанский
  • 1958 — Память сердца — английский лётчик Ральф Чадвик
  • 1959 — Мечты сбываются — Ильченко
  • 1960 — Кроткая — ростовщик
  • 1960 — Русский сувенир — Эдлай Хантор Скотт
  • 1960 — Прыжок на заре — текст от автора
  • 1961 — Укрощение строптивой — Петручио
  • 1962 — Монета (новелла «Игра» — отец
  • 1963 — Всё остаётся людям — священник отец Серафим
  • 1964 — Палата — писатель Новиков
  • 1966 — В городе С. — Чехов
  • 1966 — Дневные звёзды — отец Ольги Берггольц
  • 1966 — В 26-го не стрелять — Ольшер
  • 1966 — Шуточка — текст за кадром
  • 1967 — Седьмой спутник — военспец Евгений Павлович Адамов
  • 1970 — Кража — скульптор Александр Николаевич
  • 1972 — Учитель пения — учитель пения Ефрем Иванович Соломатин
  • 1972 — Укрощение огня — партийный руководитель Логунов
  • 1972 — Последнее дело комиссара Берлаха — Эменбергер
  • 1973 — Разные люди  — Чудаков
  • 1974 — Я служу на границе — Семёнов
  • 1975 — Повесть о человеческом сердце — хирург Сергей Сергеевич Крымов
  • 1975 — Шаг навстречу (новелла «Дочь капитана») — капитан
  • 1975 — Возвращение (телеспектакль) — отец Верочки
  • 1976 — Фантазия (фильм-балет) — Ипполит Полозов
  • 1976 — Степной король Лир (телеспектакль) — помещик
  • 1976 — Как Иванушка-дурачок за чудом ходил — Лукомор Лукоморыч
  • 1977 — Элегия (телеспектакль) — И. С. Тургенев
  • 1977 — Любовь Яровая (телеспектакль) — Максим Горностаев
  • 1977 — Доходное место (телеспектакль) 
  • 1977 — Диалог 
  • 1979 — Несколько дней из жизни И. И. Обломова — слуга Захар
  • 1979 — Сватовство гусара — ростовщик Потап Иванович Лоскутков
  • 1981 — Февральский ветер — Данович
  • 1982 — Солнечный ветер — Званцев
  • 1982 — Кафедра — Завалишин

Есть информация ещё об одном телеспектакле 1970-х годов с участием Андрея Попова:

  • Удаление пятен с одежды. Режиссёр И. Хейфиц

Всего Андрей Алексеевич Попов снялся в 39 художественных фильмах и нескольких телеспектаклях.

Также участвовал в съёмках документального фильма «Мир Николая Симонова» (1974), в котором рассказывает об артисте Николае Симонове.

Поделиться: