Популярные
На фото Андрей Викторович Хуторской

Андрей Викторович Хуторской

доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, академик Международной педагогической академии, зав
Дата рождения:
1959-10-06
Биография

Научная деятельность

Профессиональные интересы сосредоточены в области дидактики, педагогической инноватики, методологии педагогики, дистанционного образования.

Разработал и реализовал ряд инновационных концепций и технологий — личностно-ориентированное обучение, компетентностный подход, модель школы свободного развития. Разработал методологические и педагогические основы дистанционного образования личностно-ориентированного типа.

Автор дидактической эвристики — теории креативного обучения, концепции педагогики русского космизма.

Учредитель авторской Школы свободного развития, на базе которой проведен 5-летний педагогический эксперимент по проектированию и реализации человекосообразного образования.

Основатель дистанционной (распределённой) научной школы. Руководит научными исследованиями в области человекосообразного, личностно-ориентированного, эвристического, дистанционного обучения.

Главный редактор Интернет-журнала «Эйдос». Основатель и председатель оргкомитета Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад.

Дистанционное образование

Дистанционным образованием занимается с 1989 года (Советско-американский проект «Школьная электронная почта»). В 1998 году учредил Центр дистанционного образования «Эйдос», в котором работает директором. Его прогноз: «В нынешнем столетии лучшие учителя будут именно дистанционные, умеющие взаимодействовать со всем миром с помощью электронных телекоммуникаций».

Создал действующую систему развития одаренности школьников с помощью Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад. За 10 лет в олимпиадах приняло участие более 120 тыс. школьников России и других стран.

Основал Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года», Всероссийские дистанционные августовские педагогические конференции (проводятся ежегодно с 1999 года). Разработчик и организатор дистанционных курсов, проектов, конференций для школьников и взрослых. Провёл с коллегами более 30 дистанционных образовательных проектов: «Герб моего рода», «Мой Пушкин», «Моя Победа», «Феномен», «Мой виртуальный дом», «Летний Интернет-фестиваль» и др.

Библиография

Автор более 300 опубликованных работ, посвящённых педагогике, дидактике, современным методикам и технологиям обучения.

Книги

  • Метапредмет «Числа»: Экспериментальный интегрированный курс. — Черноголовка, 1994. — 68 с
  • Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. — М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416 с.
  • Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. — М.: ИОСО РАО, 2000. — 304 с.
  • Фундаментальные физические постоянные. Кн. для учителя. — Мн.: Народная асвета, 1988. — 96 с
  • Образовательное пространство СНГ — проблема сравнительной педагогики: Научное издание. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2006. — 247 c.
  • Мироведение: Эвристическое пособие для учеников 5—9 классов. — Ногинск, 1995. — 94 с
  • Увлекательная физика. Сборник заданий и опытов для школьников и абитуриентов с ответами. — М.: АРКТИ, 2001. — 192 с (в соавт.)
  • Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный курс. — Пособие для учителя. — Черноголовка, 1993. — 70 с
  • Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. — М.: Владос, 2005. — 383 с (Серия «Педагогическая мастерская»).
  • Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с. — (Педагогическая мастерская).
  • Изучение фундаментальных физических констант в средних профессионально-технических училищах. — М.: Высшая школа, 1985. — 24 с
  • Мировые константы в физике: Методические рекомендации. — Л., 1987. — 58 с (в соавт.)
  • Практикум по дидактике и современным методикам обучения. — СПб.: Питер, 2004. — 541 с; ил. — (Серия «Учебное пособие»).
  • Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Научное издание. — М.: Международная педагогическая академия, 1998. — 266 с.
  • Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. — М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. — 222 c.
  • Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с (в соавт.)
  • Современная дидактика. Учебное пособие. 2-е издание, переработанное. — М.: Высшая школа, 2007. — 639 с
  • Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)

Статьи

  • Виртуальное образование и русский космизм
  • Дистанционное обучение и его технологии — Журнал «Компьютерра», № 36 от 18 сентября 2002 года
  • Дидактическая эвристика — теория и технология развития одарённости учащихся
  • Рождение знаний в обучении
  • Изобретение велосипеда
  • Как не выходя из дома подготовиться и принять участие в дистанционной эвристической олимпиаде
  • Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования

Интервью

  • Дистанционное образование школьников и современные интернет-технологии. Интервью на «Радио Свобода», 2005.
  • Государство против ученика. Интервью журналу «Со-Общение», 2002.

Награды, гранты

Победитель и лауреат ряда конкурсов, грантов РФФИ, НФПК, РГНФ, гранта Президента России для молодых докторов наук.

Книги А. В. Хуторского «Дидактическая эвристика» и «Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному» признаны книгами года России по педагогике в 2005—2006 гг.

Почётный работник общего образования Российской Федерации (2002).

Поделиться: