Популярные
На фото Анри Картье-Брессон

Анри Картье-Брессон

французский фотограф, один из выдающихся фотографов XX века, отец фоторепортажа и фотожурналистики
Дата рождения:
1908-08-22
Дата смерти:
2004-08-03
Биография

Творческое кредо

 — сказал когда-то Брессон.

Биография

Происхождение фамилии и имени

Матерью Анри была Марта Ле Вердьер (девичья фамилия), а отцом — Андре Картье-Брессон.

Двойная фамилия отца, «Картье-Брессон», впервые зарегистрированная в 1901 году, получилась соединением фамилии крестьян Картье, родом из департамента Уаза, и фамилии промышленников Брессон, производителей хлопковой нити.

Взаимоотношения начались, когда городская семья Брессонов поручила уход за своими детьми членам сельской семьи Картье. Позже два сына Картье (одного из них звали Анри) поступили учениками к Брессону — и, в конце концов, женившись на дочерях своего шефа, вошли в долю предприятия. Совместный бизнес двух семей процветал, и имя «Картье—Брессон» стало в начале XX-го века во Франции очень известной маркой хлопчатых ниток.

22 августа 1908 года у Марты и Андре Картье-Брессонов рождается первенец. В память о дедушке с отцовской стороны, Анри Картье, мальчику (старшему из пяти детей) дают имя Анри.

Художественное образование

Живописью он интересовался с юности. В декабре 1913 года Анри познакомился со своим дядей Луи, художником, который ввел его в мир искусства. К сожалению, дядя умер в 1915 году, но Анри продолжал следовать его советам. Он учился в ателье художника Андре Лота. Выдающаяся фотография Картье-Брессона во многом обязана его образованию как художника и графика.

Путешествие и увлечение фотографией

В 1930 году, после начала обучения живописи и графике, он отправился в путешествие в Африку. Вернувшись во Францию в 1932 году, он решил посвятить себя фотографии. Его очень впечатлили несколько снимков, сделанных Эженом Атже и Андре Кертесом, но более всего его подтолкнул к фотоискусству снимок, сделанный Мартином Мункачи () в 1929-м или 1930 году, на котором изображены трое чернокожих людей, голышом бросающиеся в волны озера Танганьики (Танзания). Он высоко оценил эстетику этой фотографии и восхищенно писал: «О! Это можно сделать при помощи фотоаппарата!!». В том же году в Марселе он приобрел новинку тогдашнего рынка, фотоаппарат фирмы Leica — лёгкую 35-миллиметровую камеру, позволившую наконец ему достичь необходимого мастерства в той фотографии, к которой он имел склонность.

Основание «Магнум фото», выставки и книги

В 1954 году музей Лувр организовал свою первую выставку фотографий, и это были работы Картье-Брессона. Он выставлял свои работы в самых известных галереях и музеях мира. Издано множество книг, в которых опубликованы его фотографии, в основном сопровождаемые анализом их художественных достоинств.

Семейная жизнь

Женат Анри Картье-Брессон был дважды:

  • с 1937 по 1967 годы на Ратне Мохини, танцовщице, приехавшей из Джакарты

Умер 3 августа 2004 года в Montjustin (Альпы Верхнего Прованса, Франция).

Особенности метода

Способности и методы работы Анри Картье-Брессона стали легендами в мире фотографии: например, он прославился своей способностью оставаться «невидимым» для людей, которых снимал. Бликующие металлические части своего фотоаппарата он заклеил черной изолентой, чтобы они не блестели. Существует мнение что он всегда делал законченный снимок в момент съемки: он никогда не изменял, не кадрировал сделанную фотографию. Оно ошибочно и опровергнуто несколькими тестовыми отпечатками, значительные части которых заштрихованны для последующий перекадровки. Брессон никогда не печатал и не проявлял пленку самостоятельно. Также он известен тем, что старался снимать любую сцену в момент достижения наивысшего эмоционального напряжения сопряженного с его ощущением изобразительной формы, которое он называл «решающим моментом», широко известное выражение в фотографическом мире, которое для Картье-Бресснона означало

Об отношениях Картье-Брессона со временем Линкольн Кирштейн (), писатель и специалист в области культуры и искусства, говорил, что Картье-Брессон

Но для т. н. решающего момента, не только пойманного, но и эстетично зафиксированного, кроме большой чувствительности и понимания природы человека, которыми Анри Картье-Брессон обладал в высочайшей степени, требуется утонченная работа с художественной формой, с геометрией внутрикадрового пространства, умение создавать изысканные визуальные метафоры и т. д. В 1952-м году словосочетание решающий момент сделалось названием его книги.

Некоторые наиболее известные запечатлённые личности

Он фотографировал как простых людей, так и весьма именитых персон и значительные события XX-го века. Вот только некоторые известные личности, которых он запечатлел: Ирен и Фредерик Жолио-Кюри (1944), Анри Матисс (1944), Альбер Камю (1944), Поль Валери (1946), Уильям Фолкнер (1947), Трумен Капоте (1947), Хоан Миро (1953), Жан Ренуар (1960), Андре Бретон (1961), Мэрилин Монро (1961), Ролан Барт (1963), Коко Шанель (1964), Жан-Поль Сартр, Эзра Паунд (1970), Луи Арагон (1971).

Работы в музейных коллекциях мира: список музеев

Право приобрести и напечатать «Основную коллекцию» работ было предоставлено 385 печатным изданиям, выбранным Анри Картье-Брессоном в 1979 году. Сейчас работы Анри Картье-Брессона находятся в коллекциях музеев во всем мире:

  • Biblioth?que Nationale de France, Париж, Франция.
  • De Menil Collection, Хьюстон, Техас, США.
  • University of Fine Arts, Осака, Япония.
  • Victoria and Albert Museum, Лондон, Великобритания.
  • Maison Europ?enne de la Photographie, Париж, Франция.
  • Mus?e Carnavalet, Париж, Франция.
  • Museum of Modern Art, Нью-Йорк, США.
  • The Art Institute of Chicago, Чикаго, США.
  • The Getty Museum, Лос Анджелес, США.
  • International Centre of Photography, Нью-Йорк, США.
  • The Philadelphia Art Institute, Филадельфия, США.
  • The Museum of Fine Arts, Хьюстон, США.
  • Kahitsukan Kyoto Museum of Contemporary Art, Киото, Япония.
  • Museum of Modern Art, Тель-Авив, Израиль.
  • Stockholm Modern Museet, Стокгольм, Швеция.

Библиография Анри Картье-Брессона

  • 1947. The Photographs of Henri Cartier-Bresson. Text by Lincoln Kirstein, Museum of Modern Art, New York.
  • 1952. The Decisive Moment. Texts and photographs by Henri Cartier-Bresson. Cover by Henri Matisse. Simon & Schuster, New York. French edition
  • 1954. Les Danses ? Bali. Texts by Antonin Artaud on Balinese theater and commentary by B?ryl de Zoete Delpire, Paris. German edition
  • 1955. The Europeans. Text and photographs by Henri Cartier-Bresson. Cover by Joan Miro. Simon & Schuster, New York. French edition
  • People of Moscow. Thames and Hudson, London. French, German and Italian editions
  • 1956. China in Transition. Thames and Hudson, London. French, German and Italian editions
  • 1958. Henri Cartier-Bresson : Fotografie. Text by Anna Farova. Statni nakladatelstvi krasn?, Prague and Bratislava.
  • 1963. Photographs by Henri Cartier-Bresson. Grossman Publisher, New York. French, English, Japanese and Swiss editions
  • 1964. China. Photographs and notes on fifteen months spent in China. Text by Barbara Miller . Bantam Books, New York. French edition
  • 1968. The World of HCB. Viking Press, New York. French, German and Swiss editions
  • 1969. Man and Machine. commissioned by IBM. French, German, Italian and Spanish editions
  • 1970. France. Text by Fran?ois Nourissier. Thames and Hudson, London. French and German editions
  • 1972. The Face of Asia. Introduction by Robert Shaplen. Published by John Weatherhill (New York and Tokyo) and Orientations Ltd. (Hong Kong). French edition
  • 1973. About Russia. Thames and Hudson, London. French, German and Swiss editions
  • 1976. Henri Cartier-Bresson. Texts by Henri Cartier-Bresson. History of Photography Series. History of Photography Series. French, German, Italian, Japanese and Italian editions
  • 1979. Henri Cartier-Bresson Photographer. Text by Yves Bonnefoy. Bulfinch, New York. French, English, German, Japanese and Italian editions
  • 1983. Henri Cartier-Bresson. Ritratti. Texts by Andr? Pieyre de Mandiargues and Ferdinando Scianna. Coll. " I Grandi Fotografi ". Gruppo Editoriale Fabbri, Milan. English and Spanish editions
  • 1985. Henri Cartier-Bresson en Inde. Introduction de Satyajit Ray, photographies et notes d’Henri Cartier-Bresson. Texte d’Yves V?quaud. Centre National de la Photographie, Paris. Editions anglaise
  • Photoportraits. Texts by Andr? Pieyre de Mandiargues. Thames and Hudson, London . French and German editions
  • 1987. Henri Cartier-Bresson. The Early Work. Texts by Peter Galassi. Museum of Modern Art, New York. French edition
  • Henri Cartier-Bresson in India. Introduction by Satyajit Ray, photographs and notes by Henri Cartier-Bresson, texts by Yves V?quaud. Thames and Hudson, London . French edition
  • 1989. L’Autre Chine. Introduction by Robert Guillain. Collection Photo Notes. Centre National de la Photographie, Paris
  • Line by Line. Henri Cartier-Bresson’s drawings. Introduction by Jean Clair and John Russell. Thames and Hudson, London. French and German editions
  • 1991. . America in Passing. Introduction by Gilles Mora. Bulfinch, New York. French, English, German, Italian, Portuguese and Danish editions
  • Alberto Giacometti photographi? par Henri Cartier-Bresson. Texts by Henri Cartier-Bresson and Louis Clayeux. Franco Sciardelli, Milan
  • 1994. A propos de Paris. Texts by V?ra Feyder and Andr? Pieyre de Mandiargues. Thames and Hudson, London . French, German and Japanese editions
  • Double regard. Drawings and photographs. Texts by Jean Leymarie. Amiens : Le Nyctalope. French and English editions
  • Mexican Notebooks 1934—1964. Text by Carlos Fuentes. Thames and Hudson, London. French, Italian, and German editions
  • L’Art sans art. Texte de Jean-Pierre Montier. Editions Flammarion, Paris. Editions allemande, anglaise et italienne
  • 1996. L’Imaginaire d’apr?s nature. Textes de Henri Cartier-Bresson. Fata Morgana, Paris. Editions allemande et am?ricaine
  • 1997. Europeans. Texts by Jean Clair. Thames and Hudson, London. French, German, Italian and Portuguese editions
  • 1998. T?te ? t?te. texts by Ernst H.Gombrich. Thames & Hudson, London. French,German, Italian and Portuguese editions
  • 1999. The Mind’s eye. Texts by Henri Cartier-Bresson. Aperture, New York. French and German editions
  • 2001. Landscape Townscape. Texts by Erik Orsenna and G?rard Mac?. Thames and Hudson, London. French, German and Italian editions
  • 2003. The man the image and the world Texts by Philippe Arbaizar, Jean Clair, Claude Cookman, Robert Delpire, Jean Leymarie, Jean-Noel Jeanneney, Serge Toubiana. Thames and Hudson, London 2003. German, French, Korean, Italian and Spanish editions.

Книги о нём

  • Assouline, Pierre. Cartier-Bresson. El Ojo del Siglo, (ISBN 84-8109-403-X), 400 стр., Galaxia Gutenberg, Барселона, 2002. (Пер. на испанский Cartier-Bresson. L’oeil du si?cle)
  • Beceyro, Ra?l. Henri Cartier-Bresson, (ISBN 968-5804-13-3), 68 стр., Независимый национальный университет Мексики, 1983.
  • Montier, Jean-Pierre. Henri Cartier-Bresson and the artless art, (ISBN 0-500-54204-X), 328 стр., Thames and Hudson, Лондон, 1995.
  • Bonnefoy, Yves. Henri Cartier-Bresson// Bonnefoy, Yves. Dessin, coileur et lumi?re. Paris: Mercure de France, 1995, p. 259-269.

Фильмография

  • Документальный фильм Хайнца Бютлера нем. Henri Cartier-Bresson — Biographie eines Blicks; 2003
Поделиться: