Популярные

Цисельский, Михаил Петрович

советский офицер, Майор авиации, Герой Советского Союза
Дата рождения:
1909-05-20
Дата смерти:
1989-11-03
Биография

Биография

Юность. Начало воинской службы (1909 – 1941 годы)

Михаил Цисельский родился в семье крестьянина. По национальности украинец. Окончил неполную среднюю школу и школу ФЗУ. По окончании школы работал в сельском хозяйстве. С 1928 года жил в городе Никольск-Уссурийске, окончил ФЗУ при паровозоремонтном заводе, с 1930 года работал слесарем на этом же заводе.

Член ВКП(б) с 1932 года. В том же 1932 году был призван в Красную Армию. Служил Цисельский в 4-м Забайкальском кавалерийском полку. В 1934 году окончил 4-ю авиационно-техническую школу в городе Иркутске . С декабря 1934 года служил авиационным техником в в/ч 2413 Белорусского военного округа. В 1936 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище (сейчас — Ейский высший военный авиационный институт). После окончания училища направлен в 71-ю скоростную бомбардировочную авиабригаду ВВС Черноморского флота, где служил лётчиком-наблюдателем и штурманом отряда. 28 мая 1938 года на базе эскадрилий 71-й авиабригады был сформирован 40-й бомбардировочный авиаполк, где старшим лётчиком-наблюдателем и штурманом звена продолжил службу Цисельский.
В сентябре 1938 года необоснованно уволен в запас, после чего Цисельский стал работать начальником учебной части и штурманом Иркутского областного аэроклуба. С августа 1939 года восстановлен в кадрах ВМФ. Продолжил службу в ВВС ЧФ штурманом 119-го авиаполка. В ноябре 1940 года переведен в 83-ю отдельную авиаэскадрилью.

Участие в Великой Отечественной войне (1941 – 1945 годы)

В боях Великой Отечественной войне Цисельский принял участие с первого дня в составе 83-й отдельной морской разведывательной эскадрильи, где в основном приходилось летать на летающих лодках МБР-2. 22 июня 1941 года в составе трёх бомбардировщиков самолет Цисельского М. П. взял участие в разгроме танковой колонны противника в районе Гросс-Либенталь-Одесса. 23 сентября 1941 года в районе Днестровского лимана экипаж Цисельского потопил большой транспортный корабль противника, а в районе Перекоп-Севастополь Михаил Цисельский уничтожил сотни гитлеровских солдат и офицеров, 15 танков и 20 автомашин.

В дни героической обороны Одессы (5 августа-16 октября), когда немецко-фашистские захватчики полукольцом окружили город, черноморская авиация принимала участие в эскортировании своих кораблей, которые доставляли оружие, боеприпасы, продовольствие в Одессу, охраняя их от фашистских подводных лодок и торпедных катеров. В одном из таких полётов в районе Тендровской косы на группу наших бомбардировщиков налетели вражеские истребители. Экипаж Цисельского уничтожил два вражеских самолёта. Советские корабли без потерь дошли до Одессы, но самолёт Цисельского получил серьёзные повреждения. Только мужество и выдержка экипажа, опыт командира самолёта Кумейко и штурмана Цисельского помогли при трёхбальном шторме посадить машину на воду.

С 25 декабря 1941 года по 2 января 1942 года Михаил Петрович принимал участие в Керченско-Феодосийской десантной операции. 94 боевых вылета совершил экипаж Цисельского М. П. до конца 1941 года, за что он был удостоен Ордена Красного Знамени.
В 1942 году Цисельский продолжает принимать акивное участие в обороне Севастополя и Кавказа. В июне-июле 1942 года в составе экипажа транспортного самолёта Дуглас C-47 «Скайтрэйн» совершил в осаждённый Севастополь 16 вылетов. При этом было доставлено 16 тонн боеприпасов, эвакуировал 110 раненых бойцов и командиров. За отличное выполнение заданий удостоин ряда благодарностей от командующего Черноморским флотом, а также за отличное аэронавигационную подготовку полётов и, несмотря на сложные метереологические условия (грозы, осадки, отсутствие видимости), блестящее проведение их в жизнь, капитан Цисельский был награждён орденом Красной Звезды.

В мае 1943 года Цисельский направляется на курсы усовершенствования начсостава при ВМАУ им. Сталина в городе Куйбышеве. После окончания курсов в январе 1944 года он назначается штурманом 3-й эскадрильи 40-го авиаполка, а затем 29-го пикировочного полков, в составе которых берёт участие в освобождении Одессы, Севастополя, Болгарии, Румынии.

С 20 по 29 августа Цисельский принимает участие в Ясско-Кишинёвской наступательной операции. Вылетал на разведку вражеских кораблей в море, наносил бомбовые удары по военно-морским базам, громил войска и технику противника, топил транспорты, вёл воздушные бои, активно содействовал сухопутным войскам во время овладения ими военно-морских баз противника в Румынии. 20 августа во время налёта на военно-морскую базу Констанца экипаж самолёта, штурманом которого был Цисельский, потопил вражеский транспорт.
23 августа 1944 года эскадрилья Цисельського вылетела для бомбардировки порта Браилова. До цели нужно было идти более 160 километров над вражеской территорией на высоте 300—400 метров. Постоянно отмечалась низкая облачность, местами шёл дождь. Нужно было учитывать и то, что состав эскадрильи совсем недавно пополнился молодыми, ещё необстрелянными экипажами. Командир и штурман договорились, что если погода не прояснится, бомбардировку выполнить с высоты 300 метров. Но на подходе к Дунаю поднялись до двух тысяч метров, так как видимость резко улучшилась. Появилась реальная возможность нанести точный удар. Дешифрованные фотоснимки показали, что в этот день эскадрильей было уничтожено три эллинга с 13-ю находившимися в них строящимися кораблями. Потоплено два транспорта и 3 баржи врага.

18 октября 1944 г., когда Украина и Черное море были освобождены от немецко-фашистских захватчиков, Михаил Цисельский был переведён на Балтику в состав 12-го гвардейского полка (командир полка — подполковник Раков Василий Иванович ). 27-28 октября вылетал на нанесение бомбовых ударов на военно-морскую базу врага Либаву. Во время этих вылетов был уничтожен вражеский транспорт водоизмещением 3000 тонн, танкер водоизмещением 1200 тонн и повреждены ещё два транспорта. 30 октября 1944 года во время очередного налёта на ВМБ Либавы управляемый опытным лётчиком гвардии майором Поповым самолёт, штурманом которого был Цисельский, пошёл в пике на вражеские корабли. В момент отделения бомб Цисельский заметил, что сзади готовы к атаке три «фокке-вульфа». Сигнал пилоту, и машина выскользнула из-под удара. Начался неравный бой. Один вражеский самолёт был сбит. Однако и наш бомбардировщик загорелся. В том бою Михаил Цисельский был тяжело ранен, но он и раненый в руку стрелок-радист Семушин продолжали отбивать атаки врага. Командир экипажа вывел горящий самолет в облака, оторвался от преследователей и совершил посадку на поле.
Штурман эскадрильи 12-го гвардейского авиационного полка (8-я минно-торпедная авиационная дивизия, ВВС Краснознамённого Балтийского флота) майор Михаил Цисельский к окончанию войны произвёл 296 успешных боевых вылетов на разведку, бомбардировку кораблей и войск противника. За это время было уничтожено 3 транспорта общим водоизмещением 11 тысяч тонн, несколько десантных барж, мотоботов, торпедный катер, 31 танк, 20 автомашин с живой силой и техникой, склады с горючим, 4 самолёта на аэродромах. В воздушных боях сбил лично 2 самолёта и 1 в групповом бою.

Послевоенная служба. Запас (1945 – 1989 годы)

После окончания войны Цисельский продолжил службу помощником штурмана по бомбардировочной подготовке 8-й гвардейской минно-торпедной авиадивизии ВВС Краснознамённого Балтийского флота. С января 1946 года Михаил Петрович исполняет обязанности начальника бомбардировочной подготовки 13-й севастопольской пикировочной авиадивизии ВВС Черномопского флота.
Вследствие многократных ранений у Цисельского Михаила Петровича стали проявляться проблемы со слухом, в результате чего 12 февраля 1948 г. он был переведён в запас в звании майора, затем — отставка. В 1948 году возвращается в родное село Стойково. С 1948 по 1955 годы работал в соседнем селе Лисичая Балка председателем колхоза им. Петровского, затем бригадиром на заводе «Красный резинщик» в столице Украины — городе-герое Киеве. С 1955 года проживал в Киеве в Московском (ныне Голоссевском) районе в микрорайоне Мышеловка на улице Армейская, 30/12. Умер 3 ноября 1989 года вследствие тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен на Корчеватском кладбище в Киеве.

Награды

  • Герой Советского Союза (6 марта 1945 г.) Медаль «Золотая Звезда» (№ 5083)
  • Орден Ленина (№ 29282)
  • 2 Ордена Красного Знамени (№ 27662 и № 5667)
  • Орден Красной Звезды (№ 3737020)
  • Орден Отечественной войны 1-й степени (№ 478013)
  • Орден Октябрьской Революции (№ 40988)
  • Медаль «За оборону Одессы» (№ 1347)
  • Медаль «За оборону Севастополя» (№ 25109)
  • Медаль «За оборону Кавказа» (№37989)
  • Медаль «За взятие Кенигсберга» (№190893)
  • Медаль «За боевые заслуги» (№2857891)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
  • Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Прочие памятные и юбилейные медали СССР

Прохождение воинской службы

Семья

Жена — Мария Николаевна Цисельская (в девичестве — Цупкина) (21 января 1916 — 12 июня 2004)

Дети:

  • Дочь — Тамара Михайловна Цисельская (в замужестве — Островская) (9 января 1936 — 28 марта 1993). Врач-невропатолог
  • Сын — Альберт Михайлович Цисельский (род. 14 октября 1937). Инженер в области атомной энергетики
Поделиться: