Популярные
На фото Эжен Марен Лабиш

Эжен Марен Лабиш

французский романист и драматург
Биография

Биография

Начал литературную карьеру, опубликовав первые новеллы с небольших парижских литературных журналах, в редакции которых познакомился с другими начинающими литераторами, в том числе с Огюстом Лефранком (или Лефран // Auguste Lefranc) и Марк-Мишелем (Marc-Michel, настоящее имя Marc-Antoine-Am?d?e Michel). Молодые писатели решили объединиться под одним псевдонимом и стать драматургами. Что и было сделано в 1838 году. Был придуман звучный псевдоним Поль Дандре, под которым написано несколько водевилей, имевших успех на французской сцене. Однако долго эта литературная ассоциация не просуществовала, вскоре каждый из троих ее членов стал работать самостоятельно, и даже когда они вновь объединялись для написания новых работ, они уже подписывались своими настоящими именами.

Эжен Лабиш - член Французской академии, дебютировал романом «La Clef des Champs» (1838). Написал около сотни пьес, сыгранных с большим успехом на бульварных сценах. Большинство комедий, фарсов и водевилей Лабиша были написаны в сотрудничестве с другими драматургами — Т. Баррьером, Клервилем, Гондинэ, Эм. Ожье и др.; их полное собрание было издано в 1878—1879.

Творчество

Общий характер пьес Лабиша — внешний комизм положений, а не характеров, неправдоподобность сюжетов, основанных на нескончаемых qui-pro-quo, но вместе с тем большая живость действия и остроумие диалога. Самая известная пьеса Лабиша, не сходившая со сцены французских театров вплоть до начала XX века, — «Chapeau de paille d’Italie» (Соломенная шляпка). В своё время были широко известны «Voyage de M. Perrichon», «La Cagnotte», «Le plus heureux des trois», «Choix d’un gendre», «Deux papas tr?s bien» и т. д. Многие водевили Лабиша с успехом идут на русской сцене. В пьесе «Путешествие господина Перришона» («Voyage de M. Perrichon») Эжен Лабиш, французский автор XIX века, описывает на первый взгляд необъяснимое и в то же время удивительно распространенное поведение человека по отношению к другим. Это – неблагодарность. Господин Перришон со своим слугой отправляется на Монблан, чтобы предаться радостям альпинизма. Его дочь ждет его в маленьком шале. Возвратившись, господин Перришон представляет ей молодых людей, которых он повстречал в горах. Один из них – замечательный юноша. Он, Перришон, спас ему жизнь, когда тот едва не сорвался в пропасть. Молодой человек с жаром подтверждает, что его не было бы в живых, если бы не господин Перришон. Слуга напоминает хозяину, что нужно представить и второго гостя, который спас самого Перришона, когда тот сорвался в расщелину. Господин Перришон пожимает плечами и заявляет, что опасность, ему угрожавшая, была не так уж велика, и выставляет своего спасителя наглецом и выскочкой. Он преуменьшает достоинства второго молодого человека и побуждает свою дочь оказать внимание первому – очаровательному юноше. Чем дальше, тем Перришону все больше кажется, что помощь второго юноши была ему совершенно не нужна. В конце концов он даже начинает сомневаться, а срывался ли он в пропасть на самом деле? Эжен Лабиш наглядно показывает, как странно ведет себя человек, который мало того, что не чувствует благодарности и признательности, но и презирает тех, кто пришел ему на помощь. Возможно, это происходит из-за нежелания быть кому-то обязанным. И, наоборот, мы любим тех, кому сами помогли, гордимся своими хорошими поступками и убеждены, что те, кого мы облагодетельствовали, обязаны испытывать вечную благодарность. (Материал подготовлен с использованием источника Эдмонд Уэллс «Энциклопедия относительного и абсолютного знания», том V.)

Лабиш в России

Пьесы Лабиша переводили на русский Т.Щепкина-Куперник, А.Эфрон и др.

Публикации на русском языке

  • Пьесы. М.: Искусство, 1956 (Библиотека драматурга)

Произведения

  • 1837
    • «Канава воды» — La Cuvette d’eau; совместно с О.Лефраном и Марк-Мишелем под псевдонимом Поль Дандре; первая пьеса Лабиша, увидевшая свет рампы в театре Люксембурга, 1837; опубликована не была.

  • 1838
    • «Месье де Куален, или Человек необычайной вежливости» — Monsieur de Coyllin ou l’Homme infiniment poli; совместно с О.Лефраном и Марк-Мишелем под псевдонимом Поль Дандре; Театр Пале-Рояль, 2 июля 1838.
    • «Капитан д’Аркур…» — Le Capitaine d’Arcourt ou la F?e du ch?teau; совместно с О.Лефраном и Марк-Мишелем, пьеса не была опубликована
    • «Адвокат Любэ» — L’Avocat Loubet; совместно с О.Лефраном и Марк-Мишелем; Th??tre du Panth?on, 28 августа 1838
  • 1839
    • La Cl? des champs, роман; опубликован в издательстве Gabriel Roux в 1839 году
    • «Кузница каштанов» — La Forge des ch?taigniers; совместно с О.Лефраном и Марк-Мишелем под псевдонимом Поль Дандре; th??tre Saint-Marcel 4 апреля 1839
    • «Наказание в виде возмездия» — La Peine du talion; совместно с О.Лефраном и Марк-Мишелем под псевдонимом Поль Дандре; Th??tre du Luxembourg в июне 1839, пьеса не была опубликована
    • «Статья 960, или Пожертвование» — L’Article 960 ou la Donation; с соавторами Поль Дандре и Ж.-Ф. Ансело; Th??tre du Vaudeville le 20 августа 1839
  • 1840
    • «Последнее слово» — Le Fin Mot; совместно с О.Лефраном и Марк-Мишелем; Th??tre des Vari?t?s, 21 июля 1840
    • «Отец и сыновья Боке, или Самый длинный путь» — Bocquet p?re et fils ou le Chemin le plus long; совместно с Марк-Мишелем и Лоренсенoм; Th??tre du Gymnase, 17 августа 1840; пьеса ставилась в Москве: 16 января 1842 года в бенефис Д. Т. Ленского под названием «Приключение на искусственных водах, или Что у кого болит, тот о том и говорит», переделка с франц. П. А. Каратыгина; в помещении Большого театра)
    • «Плющ и морская раковина» — Le Lierre et l’Ormeau; совместно с О.Лефраном и А.Монье; театр Пале-Рояль, 25 декабря 1840
  • 1842
    • «Особые обстоятельства» — Les Circonstances att?nuantes; совместно с Мельвилем и О.Лефраном; театр Пале-Рояль, 26 февраля 1842
  • 1843
    • «Человек из соломы» — L’Homme de paille; с О.Лефраном; театр Пале-Рояль, 12 мая 1843
  • 1844
    • «Майор Кравашон» — Le Major Cravachon; в соавтосртве с О.Лефраном и П.Жессе (Paul Jess?); театр Пале-Рояль, 15 февраля 1844
    • «Два отца хорошо, или Грамматика…» — Deux papas tr?s bien ou la Grammaire de Chicard; совместно с О.Лефраном; театр Палэ-Рояль, 16 ноября 1844
  • 1845
    • Le Roi des Frontins; совместно с О.Лефраном; театр Пале-Рояль, 28 марта 1845
    • L'?cole buissonni?re; совместно с О.Лефраном; театр Пале-Рояль, 23 июля 1845
    • «Домашний ребенок» — L’Enfant de la maison; совместно с Ш.Вареном и Э.Найоном; th??tre du Gymnase, 21 ноября 1845
  • 1846
    • «Мадмуазель моя жена» — Mademoiselle ma femme с О.Лефраном; театр Пале-Рояль (Th??tre du Palais-Royal), 9 апреля 1846; пьеса была поставлена в Москве: 15 сентября 1854 в бенефис М. П. Соколова под названием: «Небывалый брак, или Муж холостяк, а жена девица», пер. с фр. П. А. Каратыгина.
    • Rocambolle le bateleur; совместно с О.Лефраном; Th??tre des Folies-Dramatiques, 22 апреля 1846; опубликовано в издательстве Editions Michel L?vy fr?res
    • Frisette; совместно с О.Лефраном; театр Пале-Рояль, 28 апреля 1846; опубликовано в издательстве Editions Michel L?vy fr?res; пьеса была поставлена в Москве: 18 мая 1853 в бенефис К. П. Колосова под названием «Жилец и жилица в одной квартире», переделка на русскую сцену С. О. Бойкова, Малый театр
    • L’Inventeur de la poudre; совместно с О.Лефраном и Э.Найоном; театр Пале-Рояль, 17 июня 1846

  • 1847
    • L’Avocat p?dicure; совместно с Г.Альбитом (Gustave Albitte) и О.Лефраном; театр Пале-Рояль, 24 апреля 1847
    • La Chasse aux jobards; с О.Лефраном; Th??tre des Folies-Dramatiques, 18 мая 1847
    • Un homme sanguin; с О.Лефраном; th??tre du Gymnase, 15 августа 1847
    • L’Art de ne pas donner d'?trennes; с О.Лефраном; th??tre du Gymnase, 29 декабря 1847
  • 1848
    • Un jeune homme press?; первая пьеса без соавторства; театр Пале-Рояль, 4 марта 1848
    • Le Club champenois; с О.Лефраном; th??tre du Gymnase, 8 июня 1848
    • Oscar XXVIII; в соавторстве с А.Декурселем (Adrien Decourcelle) и Ж.Барби (Jules Barbie); Th??tre des Vari?t?s, 29 июля 1848
    • «Барометр на любую погоду» — Le Barom?tre ou la Pluie et le Beau Temps; совместно с Марк-Мишелем;Th??tre du Vaudeville, 1 августа 1848; пьеса не была опубликована
    • Une cha?ne anglaise
    • «На полпути» — ? moiti? chemin; совместно с Марк-Мишелем и О.Лефраном; Th??tre Beaumarchais, 12 августа 1848; пьеса не была опубликована
    • «История смеха» — L’Histoire de rire; в соавторстве с Сен-Ивом (Saint-Yves); th??tre du Gymnase, 13 августа 1848
    • Ag?nor le dangereux; с А.Декурселем и Карлом (Karl); Th??tre du Palais-Royal, 16 сентября 1848.
    • Une trag?die chez M. Grassot; с О.Лефраном; Th??tre du Palais-Royal, 12 декабря 1848
    • ? bas la famille ou les Banquets; с О.Лефраном; le Th??tre du Gymnase, 12 декабря 1848
  • 1849
    • Madame veuve Larifla; совместно с А.Шолером (Adolphe Choler); Th??tre des Vari?t?s, 25 января 1849
    • Les Manchettes d’un vilain; с О.Лефраном и Сент-Ивом; Th??tre du Palais-Royal le 3 f?vrier 1849
    • Un monsieur qui pose; с О.Лефраном и Ф.де Марвилем (Philippe de Marville); Th??tre des Folies-Dramatiques, 6 февраля 1849
    • Une dent sous Louis XV; совместно с О.Лефраном; Th??tre du Palais-Royal, 15 февраля 1849
    • Mon ours; совместно с А.Шолером; Th??tre des Vari?t?s le 17 f?vrier 1849
    • Trompe-la-balle; с О. Лефраном; Th??tre du Palais-Royal, 8 апреля 1849
    • Exposition des produits de la R?publique; совместно с Думануаром и Л. Клервиллем; Th??tre du Palais-Royal, 20 июня 1849
    • Rue de l’Homme-Arm?, num?ro 8 bis; с Э.Найоном; Th??tre des Vari?t?s, 24 сентября 1849
    • «За кого голосовать?» — Pour qui voterai-je ?; совместно с А.Шолером; th??tre des Vari?t?s, 1 декабря 1849
  • 1850
    • «Обнимемся, Фольвиль!» — Embrassons-nous, Folleville !; совместно с О.Лефраном; театр Пале-Рояль, 6 марта 1850
    • Traversin et Couverture; совместно с Ш.Вареном; театр Пале-Рояль, 26 апреля 1850
    • Un gar?on de chez V?ry; театр Пале-Рояль, 10 мая 1850
    • Le Sopha; совместно с Мелесвилем (M?lesville) и Ш.Денуае (Charles Desnoyer); театр Пале-Рояль, 18 июля 1850
    • «Хорошо охраняемая дочь» — La Fille bien gard?e (название является парафразом – есть известный балет Жана Доберваля La Fille mal gard?e (ру.: Плохо присмотренная/охраняемая дочь, в России известный как «Тщетная предосторожность»); совместно с М.Мишелем; театр Пале-Рояль, 6 сентября 1850
    • «Бал в халате» — Un bal en robe de chambre; совместно с М.Мишелем; театр Пале-Рояль, 12 октября 1850
    • Les Petits Moyens; совместно с Г. Лемуаном (Gustave Lemoine) и А. Декурселлем (Adrien Decourcelle); th??tre du Gymnase, 6 ноября 1850
    • «Претенденты Жимблетты» — Les Pr?tendus de Gimblette; совместно с М.Мишелем, Сенеифом (фр. Senneif, наст.имя Мартерель де Фиенес) и О.Лефраном; Th??tre de la Ga?t?, 24 ноября 1850
  • 1851
    • «Пропавший кларнет» — Une clarinette qui pass?; с Марк-Мишелем; Th??tre des Vari?t?s, 4 января 1851; пьеса была поставлена в Москве: 10 января 1855 в бенефис М. С. Щепкина под названием «Странствующий кларнет», пер. с фр. К. П. Барсова, Малый театр
    • «Женщина, потерявшая подвязки» — La Femme qui perd ses jarreti?res; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 8 февраля 1851
    • «Требуются портные по пошиву штанов» — On demande des culotti?res; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 2 марта 1851
    • «Мамзель делает зубы» — Mam’zelle fait ses dents; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 9 апреля 1851
    • En manches de chemise; совместно с О.де Вильбишо (Auguste de Villebichot); театр Пале-Рояль, 8 августа 1851
    • «Соломенная шляпка» — Un chapeau de paille d’Italie; в соавторстве с М.Мишелем; театр Пале-Рояль, 14 августа 1851; водевиль признан мировым шедевром, обошел многие мировые театральные сцены, неоднократно экранизировался для кинематографа и телевидения. На русский язык водевиль был переведен П. С. Федоровым.

  • 1852
    • «Мамаша Сабулё» — Maman Sabouleux; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 13 марта 1852
    • «Господин, который берет на мушку» — Un monsieur qui prend la mouche; с Марк-Мишелем; Th??tre des Vari?t?s, 25 марта 1852; пьеса ставилась в Москве: 10 декабря 1854 в бенефис М. Д. Львовой-Синецкой под названием «Беда быть таким», пер. с фр. П. Н. Баташева и В. И. Родиславского, Малый театр
    • «Смотри мне в глаза» — Soufflez-moi dans l'?il; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 1 мая 1852
    • «Продолжения после первого замужества» — Les Suites d’un premier lit; с Марк-Мишелем; Th??tre du Vaudeville, 8 мая 1852; пьеса ставилась в Москве: 9 декабря 1853 в бенефис М. Д. Львовой-Синецкой под названием «Следствие первого брака», пер. с фр. А. Эттингера, Малый театр
    • Le Misanthrope et l’Auvergnat; совместно с Любизом (Lubize) и П.Сироденом (Paul Siraudin); театр Пале-Рояль, 10 августа 1852; пьеса ставилась в Москве: 20 сентября 1854 в бенефис И. М. Немчинова под названием «Коломенский Диоген, или Добрая ложь лучше худой правды», в пер. с фр. П. А. Каратыгина, Малый театр.
    • «Два глотка воды» — Deux gouttes d’eau; совместно с О. Анисе-Буржуа; Th??tre des Vari?t?s, 22 сентября 1852; пьеса ставилась в Москве: 26 ноября 1854 в бенефис В. И. Живокини под названием «Две капли воды» в переводе Ф. М. Руднева, Малый театр.
    • Piccolet; совместно с О. Лефраном и Монжуа; театр Пале-Рояль, 30 сентября 1852; пьеса была поставлена в Москве: 2 ноября 1853 в бенефис П. М. Садовского под названием «Живчик» в переделке К. А. Тарновского и Ф. М. Руднева, Малый театр.
    • «Эдгар и его служанка» — Edgar et sa bonne; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 16 октября 1852; пьеса ставилась в Москве: 8 января 1854 в бенефис М. С. Щепкина под названием «Госпожа-служанка», пер. с фр. Ф. А. Бурдина, Малый театр
    • «Кавалер дам» — Le Chevalier des Dames; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 16 декабря 1852; пьеса ставилась в Москве: 14 декабря 1853 в бенефис Д. Т. Ленского под названием «Все для женщин, или Из огня да в полымя», пер. с фр. К. А. Тарновского, Малый театр
    • «Мой Исмени» — Mon Ism?nie; с М.Мишелем; театр Пале-Рояль, 17 декабря 1852; пьеса ставилась в Москве: 23 ноября 1853 в бенефис танцовщицы Е. А. Санковской под названием «Мотя» (Мon Ismenie), перед. с фр. К. А. Тарновского, Малый театр
    • Une charge de cavalerie; совместно с Э.Моро и Делакуром; театр Пале-Рояль, 31 декабря 1852
  • 1853
    • «Затравленный друг» — Un ami acharn?; совместно с А.Жолли; Th??tre des Vari?t?s, 19 января 1853
    • «Наговорят глупостей» — On dira des b?tises; совместно с Delacour и Raymond Deslandes; Th??tre des Vari?t?s, 11 февраля 1853
    • «Нотариус по женитьбам» — Un notaire ? marier; с Марк-Мишелем и дe Бопланом; Th??tre des Vari?t?s, 19 марта 1853
    • Un ut de poitrine; совместно с О.Лефраном; театр Пале-Рояль, 2 мая 1853
    • «Охота за воронами» — La Chasse aux corbeaux; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 25 июня 1853
    • Un feu de chemin?e; с А.Бопланом; театр Пале-Рояль, 31 июля 1853
    • Le Pompadour des Percherons;
  • 1854
    • Deux profonds sc?l?rats; совместно с Ш.Вареном; театр Пале-Рояль, 24 февраля 1854
    • «Муж с животом» — Un mari qui prend du ventre; с Марк-Мишелем; Th??tre des Vari?t?s, 8 апреля 1854
    • «Испанцы и боярдинцы» — Espagnolas et Boyardinos; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 7 июня 1854
    • Les Marquises de la Fourchette; совместно с А.Шолером; Th??tre du Vaudeville, 31 августа 1854
    • ?tez votre fille, s’il vous pla?t; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 24 ноября 1854

  • 1855
    • «Жемчужина Канабьеры» — La Perle de la Canebi?re; с Марк-Мишелем; Театр Пале-Рояль, 10 f?vrier 1855; публикация Editions Michel L?vy fr?res
    • «Месье, ваша дочь» — Monsieur votre fille; с Марк-Мишелем; Th??tre du Vaudeville, 2 марта 1855; публикация Editions Michel L?vy fr?res
    • «Драгоценности» — Les Pr?cieux; с Марк-Мишелем и Лефраном; театр Пале-Рояль, 7 августа 1855
  • 1856
    • «Волосы моей жены» — Les Cheveux de ma femme; совместно с L?on-Battu, театр «Варьете», 19 января 1856
    • «Терпение со слугой» — En pension chez son groom; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 2 февраля 1856
    • «Месьё дё Сен-Кадена» — Monsieur de Saint-Cadenas; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 20 февраля 1856; публикация Editions Michel L?vy fr?res
    • La Fianc?e du bon coin; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 16 апреля 1856
    • «Дамы из Монтефриша» — Mesdames de Montenfriche; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 14 ноября 1856
    • Un monsieur qui a br?l? une dame; совместно с Анисе-Буржуа; театр Пале-Рояль, 29 ноября 1856; публикация Editions Michel L?vy fr?res
  • 1857
    • Le Bras d’Ernest; совместно с И.Леру (Hippolyte Leroux); театр Пале-Рояль, 26 января 1857; публикация Editions Michel L?vy fr?res
    • L’Affaire de la rue de Lourcine; совместно с А.Моннье (Albert Monnier) и Э.Мартеном (?douard Martin); театр Пале-Рояль, 26 марта 1857; публикация ?ditions Michel L?vy fr?res
    • «Дама с лазурными ногами» — La Dame aux jambes d’azur; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 28 декабря 1871; публикация ?ditions Michel L?vy fr?res
    • Les Noces de Bouchenc?ur; совместно с А.Моннье (Albert Monnier) и Э.Мартеном (?douard Martin); театр Пале-Рояль, 10 июня 1857
    • «Секретарь дамы» — Le Secr?taire de Madame; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 5 октября 1857
    • «Смотрины зятя» — Un gendre en surveillance; с Марк-Мишелем; th??tre du Gymnase, 11 декабря 1857
  • 1858
    • «Я кусаю мою тетю» — Je croque ma tante; с Марк-Мишелем; театр Пале-Рояль, 14 февраля 1858
    • Le Clou aux maris; совместно с Э.Моро; театр Пале-Рояль, 1 апреля 1858
    • L’Avare en gants jaunes; совместно с Анисе-Буржуа; театр Пале-Рояль, 1 мая 1858
    • Deux merles blancs; совместно с Делакуром, Th??tre des Vari?t?s, 12 мая 1858
    • Madame est aux eaux; совместно с Вильмаром (Vilmar); театр Пале-Рояль, 30 июня 1858
    • «Кофейное зернышко» — Le Grain de caf?; с Марк-Мишелем; Th??tre du Palais-Royal le 3 novembre 1858
    • «Халиф с улицы Сен-Бон» — Le Calife de la rue Saint-Bon; с Ма
Поделиться: