Популярные
На фото Федерико Цуккаро

Федерико Цуккаро

итальянский художник эпохи маньеризма и теоретик искусства
Биография

Жизнь и творчество

Федерико был младшим братом и учеником художника Таддео Цуккаро; он помогал Таддео при выполнении заказов для Ватикана, на Вилле Фарнезе в Капрароле и др. Вместе с братом работал над заказами для фамилий Орсини, Фарнезе, в том числе для папы Павла III Фарнезе. В 1561—1565 годах жил и работал в Венето и во Флоренции. Федерико был приглашён великим герцогом Тосканским Козимо I Медичи во Флоренцию с тем, чтобы окончить начатую Джорджо Вазари роспись купола собора Санта Мария дель Фиоре. Позднее по заказу папы Григория XIII расписывал ватиканскую кареллу Паолина. В 1574 году, опасаясь за свою жизнь из-за угрозы мести, Ф. Цуккаро бежал из Италии в Лондон. Последующие 6 лет художник жил в Англии и служил портретистом при королевском дворе. Наиболее известные его работы этого периода — портреты королев Елизаветы I и Марии Стюарт.

В 1580 году Цуккаро приехал в Венецию, где написал для Дворца дожей полотно «Унижение Барбароссы». В то же время папа Григорий XIII настаивал на его возвращении в Рим, где художнику предстояло закончить капеллу Паолина, что Цуккаро и исполнил. В 1586 году Ф. Цуккаро получил приглашение от испанского короля Филиппа II и приехал в Мадрид. Здесь он участвовал в украшении Эскориала (писал алтарные картины и фрески). Вернувшись в Рим, Ф. Цуккаро основал в 1598 году Академию ди Сан-Лука и стал её первым президентом. Цуккаро был главным противником приёма Караваджо в Академию Святого Луки несмотря на рекомендации, данные Джентилески, Граматики, Просперо Орси. Он считал, что эффекты живописи Караваджо были лишь следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны только своим «оттенком новизны» непризнанного при жизни великого художника, которую высоко ценили богатые покровители. В 1605—1607 годах художник работал в Турине для Карла Эмануила I, правителя Савойи. В Савойе вышел в свет его теоретический труд об искусстве Idea dei scultori, pittori ed architetti, пронизанный философией неоплатонизма. Согласно Ф.Цуккари, художественное вдохновение и фантазия являются божественным дарами, позволяющими мастеру творить. Процесс же такого творчества сходен с созиданием силами природы. И поскольку художник способен создавать иногда удивительные, восхитительные произведения, он этим вступает в конфликт с самой природой.

Сочинения

  • L’Idea de’scultori, pittori e architetti. Turin 1607.
Поделиться: