Популярные
На фото Ганс Гольбейн Младший

Ганс Гольбейн Младший

живописец и рисовальщик, один из величайших немецких художников
Биография

Биография

Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Испытал влияние Ганса Буркмайра.

1-й базельский период (1515—1525)

Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. В городе Гольбейн познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским. По просьбе последнего иллюстрировал его работу — «Похвала глупости» издания 1514 г. 82-мя рисунками. Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты.

В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ. В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении своем осенью 1519 г. в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами.

Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха; 10 картин страстей Господних; фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для г. Золотурна; наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.

К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург в виде Лаисы Коринфской и Венеры (1526), а также рисунки к Ветхому Завету (91 л.) и «Пляска Смерти» (58 л.), гравированные на дереве Лютцельбургером.

1-й английский период (1526-28)

2-й базельский период (1529-31)

По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов.

2-й английский период (1532—1543)

В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г. в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию, изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в гал. Уффици во Флоренции), Том. Вайета и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны». Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.

Помимо работы портретистом, Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.

До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью. Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось, и брачный договор был заключен. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод. Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королем вежливо отказалась сама.

Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.

Стиль

Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкой выработкой рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти. Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается ещё тем, что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера — в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера.

Техника

Для своих портретов художник предварительно выполнял очень тщательные карандашные наброски, некоторые из которых сохранились. Тени и свет наводились углем, мелом и сангиной. В эскизах Гольбейн обращал, преимущественно, внимание на лицо, не набрасывая руки.

Интересные факты

  • В честь художника свое имя получили стиль вышивки и тип восточных ковров, так как Гольбейн часто изображал их на своих портретах (см. гольбейн).
  • В честь Гольбейна назван кратер на Меркурии.
Поделиться: