Популярные
На фото Готтлиб Элиэль Сааринен

Готтлиб Элиэль Сааринен

финский архитектор, основоположник стиля национальной романтики в финской архитектуре
Биография

Жизнь

Часть детства провел в деревне Шпаньково под Гатчиной, Санкт-Петербургская губерния, где настоятелем лютеранского прихода служил его отец, Юха Сааринен. Учился в Гатчинской прогиманзии. В 1893—97 учился в Гельсингфорсе (Хельсинки) в Университете (живописи) и в Политехническом институте (архитектуре). С 1903 по 1923 годы жил на собственной вилле Виттреск (Hvittr?sk) под Хельсинки, первоначально вместе со своими компаньонами по архитектурному бюро - Армасом Линдгреном и Германом Гезеллиусом. Дважды был женат, второй раз женился в 1904 году на сестре Гезеллиуса - Лойе. Двое детей от этого брака - дочь Эва-Лиза и сын Ээро, впоследствии выдающийся американский архитектор. В 1923 году эмигрировал с семьей в США. Большую часть времени там прожил на территории возглавляемой им Академии искусств Кранбрук (Cranbrook), Блумфилд-Хиллс (Bloomfield-hills), штат Мичиган.

Творчество

Во время учебы свел знакомство с Армасом Линдгреном и с Германом Гезеллиусом, с которыми в 1898 году организовал архитектурное бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen. Вскоре финское трио приобрело международный успех после демонстрации павильона Финляндии на Всемирной выставке в Париже 1900 года. Среди прочих построек на выставке, выполненных в эклектичном стиле, произведение финнов оказалось ярким манифестом новой архитектуры. Соединение идей немецкого югендстиля, неороманской архитектуры Генри Ричардсона, приемов народного зодчества и фольклорных мотивов породило новое стилевое направление «национальный романтизм», ставшее на несколько лет магистральным в Финляндии и распространившееся в соседние регионы Российской Империи («национальный романтизм» в Латвии и «северный модерн» в Санкт-Петербурге. На волне успеха зодчие строят ряд многоквартирных домов в финской столице и роскошные виллы под Гельсингфорсом и Выборгом. Соединение архитектуры, скульптурного орнамента и дизайна интерьеров сделало эти постройки комплексными произведениями искусства. В собственной вилле Виттреск (Hvittr?sk) компаньоны жили и работали вместе до прекращения сотрудничества в 1905 году, когда из состава бюро вышел Армас Линдгрен.

Следующим этапным произведением Сааринена стало здание вокзала в Гельсингфорсе. Первоначальный конкурсный проект в стиле национального романтизма был переработан к 1910 году в новаторскую композицию, эффектно сочетающую романтическую внушительность и остро-современный облик. Постройка вокзала вызывала мировой интерес и стала программным образцом зарождавшегося стиля арт-деко. Вокзал в Выборге, проекты ратуш для городов Финляндии и церковь св. Павла в Тарту стали продолжением этой линии в творчестве архитектора. До 1907 года Сааринен продолжал сотрудничество с Германом Гезеллиусом, после работал самостоятельно. В этот же период Сааринен пробует себя в области градостроительства, выполняя проекты планировки Будапешта, Канберры, Таллина и районов Хельсинки. Неосуществленные в свое время градостроительные проекты Сааринена (особенно проект «Большой Гельсингфорс», 1915—18, основанный на принципе рассредоточения городской структуры) оказали значительное влияние на теорию и практику градостроительства в Финляндии и скандинавских странах после 2-й мировой войны 1939—45.

В 1922 году Сааринен, наряду с такими известными европейскими архитекторами как Адольф Лоос и Вальтер Гропиус, направил проект в США на конкурс для главного офиса газеты Chicago Tribune в Чикаго. Первую премию получил неоготический небоскреб американца Раймонда Худа, проект Сааринена занял второе место. Однако хвалебная критика, в том числе от Луиса Салливена, привлекла внимание американских архитекторов к этой работе. В итоге облик высотного здания в проекте Сааринена ощутимо повлиял на узнаваемый сегодня вид американских небоскребов 20-х годов в стиле арт-деко. На волне интереса к своей персоне в 1923 году Сааринен с семьей эмигрировал в США, где первоначально занимал должность профессора в Университете штата Мичиган. В 1924 году издатель и филантроп Джоржд Бут (George Booth) пригласил Сааринена основать и возглавить художественную академию Кранбрук (Cranbrook). Последующие годы энергия Сааринена как президента академии и главы архитектурного отделения была направлена на организационную и преподавательскую деятельность, а также строительство на ее территории. В эти годы Сааринен продолжает работать и как дизайнер, создавая интерьеры своих построек, в частности для собственного дома на территории Академии.

В конце 30-х и 40-е годы годы Элиэль Сааринен возвращается к коммерческому конкурсному и практическому проектированию, теперь уже в союзе со своим сыном Ээро и женой Луизой (Лойя) в качестве дизайнера. Они создают ряд общественных зданий в интернациональном стиле в разных городах США. Последней работой, в которой принял участие Элиэль Сааринен стало проектирование масштабного выставочного центра General Motors в Детройте, по сути уже самостоятельного произведения Ээро Сааринена.

Музеями, посвященными Элиэлю Сааринену сегодня являются вилла Виттреск (Hvittr?sk) в Кирконумми, Финляндия и собственный дом в Кранбруке (Cranbrook).

Постройки

В составе архитектурного бюро Gesellius-Lindgren-Saarinen:

  • Дом Тальберга, 1897-1898, Хельсинки
  • Усадьба Г. фан Гильзе ван дер Пальса в Палониеми (Paloniemi), 1898. Уничтожена пожаром в 1950 году
  • Павильон Финляндии на Всемирной выставке в Париже, 1898-1900
  • Страховая компания Pohjola, 1899-1901, Хельсинки
  • Дом врачей, 1900-1901, Хельсинки
  • Вилла "Виттреск" (Hvittr?sk), 1901-1903, Кирконумми
  • Вилла "Витторп" (Hvittorp), 1902, Кирконумми
  • Дом "Олофсборг" (Olofsborg), 1902-1903, Хельсинки
  • Дом Эол (Eol), 1902-1903, Хельсинки
  • Вилла "Суур-Мериоки" (Suur-Merijoki) под Выборгом, 1902-1904. Разрушена в советское время
  • Народный дом Карла Лютера, 1902-1904, Таллин
  • Национальный музей Финляндии, 1902-1910, Хельсинки
  • Дом Леандера, 1903-1905, Сортавала. Незначительная перестройка в 1935 году по проекту Ларса Сонка

Самостоятельные работы:

  • Концертный зал г. Котка, 1907. Совместно с Г. Гезеллиусом
  • Жилой дом на Fredrikinkatu 18, 1907, Хельсинки. Совместно с Г. Гезеллиусом
  • Центральный вокзал Хельсинки, 1909-1914. Совместно с Г. Гезеллиусом и А. Линдгреном. Скульптор Э. Викстрем.
  • Железнодорожный вокзал г. Выборг, 1910-1913. Совместно с Г. Гезеллиусом. Взорван Красной армией при отступлении в 1941 году. Сохранился багажный корпус и две гранитные скульптуры медведей с фасада здания.
  • Дача Винтера, 1909, Сортавала
  • Городская ратуша в Лахти, 1911
  • Здание Общества взаимного кредита, 1911-1912, Таллин
  • Церковь св. Павла, 1913-1917, Тарту
  • Городская ратуша в Йоэнсуу, 1914
  • "Мраморный дворец", 1918, Хельсинки
  • Пансион в Мункиниеми, 1920, Хельсинки
  • Деловое здание на Keskuskatu 1b, 1920, Хельсинки

Постройки в США:

  • Административное здание, школа для мальчиков, школа для девочек, музей и библиотека, научный институт, собственный дом и другие постройки на территории Академии искусств Кранбрук (Cranbrook), 1925 – 1945, Блумфилд-Хиллс (Bloomfield-hills), штат Мичиган
  • Концертный зал Клейнханс (Kleinhans Music Hall), 1938 – 1940, Буффало, штат Нью-Йорк. Совместно с Ээро Саариненом
  • Школа «Кроу-Айленд» (Crow Island), 1938 – 1940, Виннетка, штат Иллинойс. Совместно с Ээро Саариненом и др.
  • Церковь в Коламбусе, штат Индиана, 1942. Совместно с Ээро Саариненом
  • Лютеранская церковь Христа, Миннеаполис, штат Миннесота, 1949. Совместно с Ээро Саариненом
  • Технический центр General Motors, Детройт, штат Мичиган, 1948 – 1956. Участие, автор - Ээро Сааринен

Нереализованные проекты:

  • Конкурсный проект Дворца Мира в Гааге, 1906
  • Конкурсный проект здания парламента Финляндии, 1908
  • Ратуша в г. Турку, 1911
  • Дом общества Калевалы в Хельсинки, 1921
  • Конкурсный проект офиса газеты Chicago Tribune в Чикаго, 1922, 2-я премия. Здание Gulf Building в Хьюстоне, завершенное в 1929 году, за исключением пропорций повторяет проект Сааринена
Поделиться: