Популярные
На фото Карл Вильгельм Юлиус Гуго Риман

Карл Вильгельм Юлиус Гуго Риман

немецкий музыковед
Биография

Биография

Начинал учиться музыке у своего отца Роберта Римана (1824—1896), помещика и окружного головы, композитора-любителя, написавшего даже оперу «Бьянка Сиффреди» (1881), у зондерсхаузенского музыканта Генриха Франкенбергера и у Теодора Ратценбергера. Затем изучал историю литературы в Берлине, философию и историю в Тюбингене, а в 1871 г. поступил в Лейпцигскую консерваторию, где его учителями были Карл Райнеке, Эрнст Фридрих Рихтер и Саломон Ядассон. В 1873 г. Риман предложил к защите в Лейпцигском университете диссертацию «О музыкальном слухе» (нем. ?ber das musikalische H?ren), посвящённую физиологическим и психологическим основам музыки, однако она была отклонена (позднее Риман защитил её в Гёттингене). С 1874 г. Риман преподавал в Билефельде, дирижировал местным оркестром; в 1878 г. защитил вторую диссертацию в Лейпциге, посвящённую истории нотной записи, и до 1880 г. преподавал здесь, затем в течение года преподавал и руководил хором в Бромберге, а в 1881—1890 гг. был профессором фортепиано и теории музыки в Гамбургской консерватории. В 1890 г. краткое время преподавал в родном Зондерсхаузене, где его учеником был Макс Регер, затем до 1895 г. работал в Висбадене, где у него недолго занимался Ханс Пфицнер, и наконец с 1895 г. окончательно обосновался в Лейпциге, став в 1901 г. экстраординарным, в 1905 г. ординарным профессором университета, а в 1908 г. возглавил Collegium musicum, в 1914 г. преобразованный в Саксонский государственный научно-исследовательский институт музыковедения (нем. Staatlich s?chsisches Forschungsinstitut f?r Musikwissenschaft).

Сочинения

Риману принадлежит огромное количество музыковедческих сочинений теоретического, научно-популярного и дидактического характера — в частности, серия изданий с общим словом «катехизис» в названии, впервые опубликованная в 1888—1891 гг. («Катехизис истории музыки», «Катехизис музыкальных инструментов», «Катехизис фортепианной игры» и т. п.). Отдельные работы Риман посвятил струнным квартетам и фортепианным сонатам Бетховена и теоретическим воззрениям Брамса. Он также перевёл на немецкий «Теорию современного оркестра» Шарля Мари Видора (1904). Однако наиболее известен Гуго Риман как автор-составитель «Музыкального словаря» (нем. Musik-Lexikon) — одного из самых распространённых во всем мире (и по сей день) словаря музыкальных терминов, впервые изданного в 1882 г. в Лейпциге и неоднократно переиздававшегося при жизни и перерабатывавшегося после его смерти (12-е издание в пяти томах опубликовано в 1959—1975 гг.). Историческую значимость имеют работы Римана по музыкальной акустике. Среди трудов Римана:

  • Skizze einer neuen Methode der Harmonielehre. Leipzig, 1880; со 2-го изд. под назв. «Handbuch der Harmonielehre»; 2te vermehrte Auflage der "Skizze einer neuen Methode der Harmonielehre". Leipzig: Breitkopf & H?rtel, 1887; g?nzlich umgearb. 3te Aufl. Leipzig: Breitkopf & H?rtel, 1898. XII, 234 SS.; репринты: 4te Aufl. ib., 1906; 5te Aufl. ib., 1906; 6te Aufl. ib., 1918; 7te Aufl. ib., 1920; 8te u. 9te Aufl. ib., 1921; 10te Aufl. ib., 1929 и т.д.
  • Riemann Musiklexikon. Leipzig, 1882; 9te Aufl. Berlin, 1919; 11te Aufl. 2 Bde., hrsg. v. A.Einstein. Berlin, 1929; 12te Aufl. 5 Bde., hrsg. v. H.H.Eggebrecht. Mainz, 1959-1975; рус. перевод с дополнениями Ю.Д.Энгеля с 5-го нем. издания под назв. «Музыкальный словарь». М., 1901.
  • Systematische Modulationslehre als Grundlage der musikalischen Formenlehre. Hamburg, 1887; рус. перевод (Ю.Д.Энгеля) под назв. «Систематическое учение о модуляции как основа учения о музыкальных формах» (М.-Лейпциг, 1898; М., 1929).
  • Katechismus des Klavierspiels. Leipzig, 1888; начиная с 5-го издания (1916) под назв. «Handbuch des Klavierspiels»; рус. перевод (А.Н.Буховцева) под назв. «Катехизис фортепианной игры». М., 1892.
  • Katechismus der Musikgeschichte, 2 Teile. Leipzig 1888, 1889; начиная с 5-го издания (1914) под назв. «Abri? der Musikgeschichte»; рус. перевод (Н.Д. Кашкина) под назв. «Катехизис истории музыки», в двух частях (М., 1896-1897).
  • Katechismus der Harmonielehre (theoretisch und praktisch). Leipzig, 1890; со 2-го изд. (1900) под назв. «Katechismus der Harmonie- und Modulationslehre»; с 5-го изд. (1913) под назв. «Handbuch der Harmonie- und Modulationslehre».
  • Katechismus der Akustik (Musikwissenschaft). Leipzig, 1891; начиная со 2-го издания (1914) под назв. «Handbuch der Akustik»; рус. перевод Н.Д. Кашкина под назв. «Акустика с точки зрения музыкальной науки» (М., 1898).
  • Vereinfachte Harmonielehre oder die Lehre von den tonalen Functionen der Harmonie. London, New York, 1893; 2te Aufl. Leipzig, 1903; рус. перевод (Ю.Д.Энгеля, с первого издания) под назв. «Упрощенная гармония, или учение о тональных функциях» (М.-Лейпциг, 1896; 2-е изд., 1901).
  • Geschichte der Musiktheorie im IX.-XIX. Jahrhundert. Berlin, 1898; 2te vermehrte Aufl. Berlin, 1921.
  • Das Problem des harmonischen Dualismus; ein Beitrag zur ?sthetik der Musik // Neue Zeitschrift f?r Musik, 72 (Leipzig, 1905), SS. 3–5, 23–6, 43–6, 67–70.
  • Die Byzantinische Notenschrift im 10. bis 15. Jahrhundert: pal?ographische Studie mit ?bertragung von 70 Ges?ngen. Leipzig, 1909.

Рецепция

Музыкальная теория Римана оказала громадное влияние на различные области музыкознания в XX-XXI веках, вначале на родине учёного и в Европе (в том числе, в России), а с конца XX века и в США. Англоязычные последователи Римана называют себя «новоримановцами» и заявляют о своём научном методе как о «ведущем теоретическом методе наших дней» («leading theoretical approach of our time»).

Поделиться: