Популярные
На фото Николай Алексеевич Кучеренко

Николай Алексеевич Кучеренко

советский инженер-конструктор в звании полковник, один из создателей танка Т-34
Биография

Биография

Родился 24 декабря 1907 года (по новому стилю: 6 января 1908 года) в городе Лозовая Харьковской области в семье машиниста паровоза. В июле 1930 года закончил Харьковский институт инженеров транспорта (он же - Транспортно-тяговый институт Народного комиссариата путей сообщения, Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта НКПС с осени 1933 года, ныне Харьковская государственная академия железнодорожного транспорта). В дни летних каникул работал столяром, литейщиком, кузнецом, токарем, кочегаром и помощником машиниста паровоза.

С 1 марта 1931 года, после окончания института, Н. А. Кучеренко работал чертёжником-конструктором на Харьковском паровозостроительном заводе (в 1936 году танковое производство на ХПЗ получило наименование «Завод № 183»). В этом же году Кучеренко перешёл на работу в танковую конструкторскую группу.

В 1934?1937 годах — заместитель начальника конструкторского бюро, в 1938?1939 годах — начальник КБ-100, в 1939?1940 годах — заместитель начальника КБ-520, в 1940?1947 годах — начальник КБ-520, заместитель главного конструктора завода № 183, эвакуированного в 1941 году в Нижний Тагил и воссозданный на базе Уралвагонзавода.

Н. А. Кучеренко участвовал в совершенствовании организации производства советского серийного танка Т-24, в разработке лёгких колесно-гусеничных танков БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1934) и БТ-7М (1938).

Совместно с М. И. Кошкиным и А. А. Морозовым участвовал в создании опытных танков А-20 и А-32, а также серийного среднего танка Т-34, принятого на вооружение 19 декабря 1939 года.

В годы Великой Отечественной войны и после неё Н. А. Кучеренко работал на Уральском заводе № 183 в Нижнем Тагиле начальником КБ-520, заместителем главного конструктора завода (1941—1947), руководил модернизацией танка Т-34, участвовал в разработке танка Т-44 и ряда других опытных образцов.

В 1947?1949 годах — главный конструктор главного управления Министерства транспортного машиностроения СССР (Москва).

В 1949?1952 годах — главный инженер Уралвагонзавода (Нижний Тагил).

В 1952?1967 годах находился на руководящей работе: начальник главного управления танкового производства Министерства транспортного машиностроения СССР (позднее было преобразовано в Комитет оборонной промышленности, а затем в Министерство оборонной промышленности). Председатель государственной экзаменационной комиссии в Московским высшем техническом училище имени Н. Э. Баумана, главный редактор журнала «Вестник танковой промышленности».

В 1960-х годах под непосредственным руководством Н. А. Кучеренко сконструирована самоходная тележка, послужившая в дальнейшем для создания «Лунохода».

Н. А. Кучеренко умер 12 сентября 1976 года, в День танкиста.

Семья

Отец — Алексей Маркович Кучеренко (1882—1959), машинист паровоза; мать — Анна Фёдоровна Кучеренко (1888—1980). Дочь Васильева (Кучеренко) Лариса Николаевна — поэтесса, писательница, общественный деятель, основатель музея «История танка Т-34».

Награды

  • Три Сталинских премии СССР (10 апреля 1942 — «за разработку конструкции нового типа среднего танка» Т-34, 1946, 1948).
  • Орден Ленина (июнь 1942).
  • Орден Отечественной войны 1-й степени.
  • Два ордена Трудового Красного Знамени.
  • Два ордена Красной Звезды.

Память

  • В специальной экспозиции музея истории танка Т-34, посвящённой 100-летию Н. А. Кучеренко, представлена послевоенная деятельность этого человека, засекреченного на протяжении многих десятилетий.
  • 21 февраля 2008 года на доме № 23 по улице Усиевича в Москве открыта мемориальная доска Н. А. Кучеренко, где он проживал 1961—1976 годах.
  • 23 февраля 2009 года, во время торжеств по случаю Дня защитника Отечества, его имя было присвоено одному из электровозов Южной железной дороги Украины.

Прочие факты

  • Однажды на вопрос о своей самой заветной мечте Н.А. Кучеренко без малейшего колебания ответил: «Мечтаю, чтобы на Земле все танкисты стали трактористами!»
Поделиться: