Популярные
На фото Рафаэль Санти из Урбино

Рафаэль Санти из Урбино

великий итальянский художник эпохи Возрождения
Дата рождения:
1483-04-06
Дата смерти:
1520-04-06
Биография

При дворе урбинских герцогов служил в XV веке придворным живописцем и поэтом Джованни Санти. Именно в его семье 6 апреля 1483 года появился на свет мальчик, получивший имя Рафаэль. Джованни Санти не мог похвастаться ни древностью рода, ни богатством, но зато обладал тонким чувством прекрасного, твердой рукой художника и богатейшим воображением. Все это достояние в надлежащий срок он передал своему сыну Рафаэлю и познакомил мальчика с прекрасным миром искусства. Герцог Федерико да Монтефельтро высоко ценил своего живописца. Вероятно поэтому Рафаэль сблизился с его сыном Гвидобальдо, и его покровительство сыграло значительную роль в жизни будущего гения.

В восьмилетнем возрасте Рафаэль лишился матери, а три года спустя, в 1494 году, скончался и его отец. Мальчик остался на попечении своего дяди Бартоломео, и тот пристроил его в мастерскую придворного живописца, заменившего при дворе герцогов отца Рафаэля. Будущий художник многому научился у Тимотео Вити, открывшего ему тайны своего ремесла. Через пять лет Рафаэль уехал в Перуджу и поступил учеником в мастерскую художника умбрийской школы Перуджино. Здесь он так увлекся творчеством своего учителя, что этот период его жизни получил впоследствии наименование «перуджиновского». В 1503 году (по другим данным, в 1504) Рафаэль получил один из первых самостоятельных заказов – создать алтарный образ в церкви Сан-Франческо городка Чита ди Кастелло. Произведение «Обручение Марии» считается завершением раннего периода творчества Рафаэля.

Учитель Рафаэля, Перуджино, перебрался во Флоренцию вместе со своей мастерской в 1503 году, но молодой мастер из-за заказа смог отправиться за ним лишь годом позже, осенью. Флоренция дает Рафаэлю новые творческие впечатления, и он начинает понимать, что каноны умбрийской школы слишком узки для его творчества, что они стесняют его и не дают развернуться во всю мощь. Перуджино познакомил Рафаэля с мастером архитектуры и строительства из Флоренции Баччо де Аньоло, мастерская которого в то время была местом встреч величайших художников, зодчих и скульпторов Флоренции. Захаживали сюда и аристократы. Именно здесь Рафаэль знакомится с Таддео Таддеи, ставшим позже его покровителем.

Четыре года работы Рафаэля во Флоренции дали миру знаменитые сегодня картины с изображениями мадонн. «Мадонна Конестабиле», созданная с 1500 по 1502 годы, сейчас хранится в Эрмитаже. Следующей работой Рафаэля на этой стезе стала «Мадонна в зелени». В этом полотне явно ощущается влияние великого да Винчи, но в то же время четко видна рафаэлевская уникальная пластика. Картина «Мадонна дель Грандука» создана около 1505 года, и практически одновременно Рафаэль закончил «Мадонну с безбородым Иосифом». А вершиной цикла считается ошеломляющая гармонией «Мадонна со щегленком». Не исключено, что все эти женские образы Рафаэль создал, тоскуя по своей матери, ушедшей от него слишком рано. Но точно одно – от работ других художников того времени, пишущих полотна на религиозные темы, картины Рафаэля отличаются очень существенно. Они наполнены жизненностью, реальностью мира и нарушают принятые тогда классические каноны.

В 1507 году Рафаэль заканчивает «Прекрасную садовницу», в которой слиты идеалы материнства, красоты и женственности – настоящих земных чудес. Огромной мощью и тоской дышит другое полотно – «Положение во гроб», созданное в том же году по заказу Аталанты Бальоне, трагически потерявшей сына. Даже современников Рафаэля поразила в этой картине точность изображения человеческого тела и всех его анатомических особенностей.

По указанию папы Юлия II Рафаэля, уже получившего немалую известность, в 1508 году приглашают в Рим. Ему поручена роспись парадных апартаментов старого Ватиканского дворца. Впоследствии эти «станцы» Рафаэля стали знаменитыми. Правда, сначала Юлий II предоставил лишь малую площадь для росписи – в качестве испытания. Но, ознакомившись лишь с началом работы художника, отстранил других живописцев и предоставил Рафаэлю полную свободу действий. Сразу по окончании этой работы, занявшей три года, Рафаэль получает следующее задание и с 1511 года до 1514 года расписывает «Станцу де Элиодоро», другое помещение дворца, а в 1515 году приступает к работе над росписью «Станцы дель Инчендио».

Римский папа Юлий II скончался в 1513 году, и собравшиеся на Собор кардиналы избрали следующего папу – Льва X. Несмотря на свой высокий сан и святость, Лев X обожал праздничную суету и блеск и не забывал о жизненных удовольствиях. При нем Рафаэль становится одной из ведущих фигур культурной жизни в Риме, исполняет живописные и архитектурные работы в Ватикане и получает возможность набирать учеников. Отныне многие из росписей выполняются именно его учениками, но по эскизам мастера и под его неусыпным наблюдением. Сам же Рафаэль в этот период пишет портреты и многочисленных «мадонн».

В 1514 году Рафаэль становится главным архитектором строительства собора святого Петра и занимается переписью и охраной древнеримских памятников, как комиссар Льва X. Тогда же он пишет великолепный портрет «Дама под покрывалом» или «Донна Велата». Женщины, послужившей моделью для этой работы, не знает никто. Но еще во время жизни Рафаэля считали, что он писал картину со своей возлюбленной, прекрасной Форнарины. По легенде, именно из-за нее Рафаэль отверг выгодный во всех отношениях брак с дочерью богатого аристократа. Многие эксперты полагают, что черты Форнарины явственно проступают и в «Сикстинской мадонне», и в «Святой Цецилии», и в «Мадонне в кресле».

В 1515 году к Рафаэлю в Рим из далекого монастыря в Пьяченце прибыли бенедиктинцы, именуемые «черными монахами». От них Рафаэль получил заказ на создание полотна «Сикстинская мадонна». Совершенно без помощи учеников художник сам натягивает огромный холст на подрамник, грунтует его и приступает к работе. «Сикстинская мадонна» стала настоящим апофеозом его творчества.

Рафаэль был не только одаренным художником, но и ценителем роскоши и богатства. Он умел подать себя в обществе, мог вести ученые беседы, имел приятную наружность и утонченные манеры. Но врожденная доброта и скромность не позволяли ему стать снобом. Наверное, именно поэтому Рафаэль был любим и почитаем современниками. Его ближайший друг, кардинал Бернардо Довицио, много лет прилагал массу усилий, чтобы женить художника. Но Рафаэль постоянно отговаривался занятостью и предлагал подождать два-три года. По истечении трех лет кардинал, совершенно неожиданно для художника, напомнил ему о женитьбе, при этом намекнул, что одна из его племянниц была бы рада разделить судьбу художника. Рафаэль слишком ценил свое слово, чтобы категорически отказать другу, но всячески оттягивал дату заключения брака, в основном делая упор на то, что у него нет денег на свадьбу. Возможно, это было правдой – к тому времени папа Лев Х задолжал Рафаэлю астрономическую сумму за исполненные работы, но совсем не торопился расплачиваться.

Однажды после вечеринки у Рафаэля наступил резкий упадок сил. Врачи, решив, что художник простудился, провели операцию отворения крови – универсальное средство лечения всех недугов того времени. Состояние Рафаэля резко ухудшилось, и он, испугавшись смерти, решил составить завещание. Имущество и оборудование своей мастерской он разделил между своими учениками Джулио Романо и Джованни Франческо, а также своим родственником, урбинским священником. Рафаэль исповедовался и совершенно неожиданно для окружающих умер – в день своего тридцатисемилетия, 6 апреля 1520 года.

По завещанию Рафаэль был похоронен в Пантеоне, в окружении людей, прославивших Италию. Слава художника оказалась столь велика, что смерть его многие восприняли тогда как гибель искусства. Рафаэль был одним из немногих служителей муз, оставивших свой след в веках. Сегодня знаменитые работы великого мастера Возрождения при продаже обозначаются цифрой в десятки миллионов долларов.

Поделиться: