Популярные
На фото Шейхзаде

Шейхзаде

персидский художник
Биография

Свою карьеру Шейхзаде начал в Герате, городе, который в XV – XVI веках был одним из крупнейших интеллектуальных центров мусульманского Востока. Его имя упоминается только у одного хрониста исламского искусства – османского историка XVI века Мустафы Али. Али сообщает о Шейхзаде, что тот родом из Хорасана, и является учеником прославленного художника Бехзада. Единственная подписанная Шейхзаде работа - это миниатюра с изображением «Случая в мечети» из списка «Дивана» (сборника стихов) поэта Хафиза, работа над которым велась в 1526-7 годах (в настоящее время этот манускрипт разделен на две части, одна хранится в Кембридже, музей Саклера, вторая в музее Метрополитен, Нью-Йорк). Основываясь на этом произведении, исследователи, в частности Стьюарт Кэри Уэлч, предполагают, что первую половину своей жизни Шейхзаде провел в Герате, и приписывают ему еще одну миниатюру в этом манускрипте, «Игра в поло». Кроме того, руку Шейхзаде исследователи усматривают в 14и из 15и миниатюр «Хамсе» (Пять поэм) Низами (1524-25гг, Нью-Йорк, музей Метрополитен), и в четырех из пяти иллюстраций «Дивана» (сборника стихов) Алишера Навои (1526-27гг., Париж, Национальная библиотека).

В 1529 году Герат был осажден и захвачен бухарским султаном из династии шейбанидов Убайдулла-ханом, и часть сотрудников гератской китабхане, среди которых, кроме художника Шейхзаде, оказался и прославленный каллиграф Мир Али, были увезены в Бухару. Это был уже не первый в истории переезд в Бухару гератских мастеров, и, как и ранее, он положительно сказался на бухарской живописной школе. От этого периода в творчестве Шейхзаде до наших дней дошел манускрипт «Хафт манзар» (Семь павильонов) поэта Хатифи (1538г. Вашингтон, Галерея Фрир), в иллюстрировании которого он принял участие. Рукопись была создана для Абдулазиза Бахадур Хана, четвертого правителя Бухарского ханства их династии шейбанидов, большого любителя и покровителя искусств. В миниатюре «Бахрам Гур в черном павильоне» из этого манускрипта архитектурные элементы композиции буквально скопированы с миниатюры «Случай в мечети», созданной Шейхзаде ранее.

Некоторые исследователи предполагают также, что превосходный «Портрет суфийского дервиша» из музея Метрополитен, также принадлежит его кисти, однако далеко не все с этой трактовкой согласны. Исследователь творчества Бехзада Э. Бахари приводит достаточно убедительные аргументы в пользу того, что Шейхзаде и художник Махмуд Музаххиб, работавший в Бухаре в 1530-50е годы - это одно и то же лицо. Махмуд Музаххиб был каллиграфом, иллюминатором и художником, а его учеником был известный бухарский художник Абдулла.

Наряду с такими художниками как Касим Али, Ага Мирек, и Музаффар Али, Шейхзаде принадлежал к блестящей плеяде мастеров – последователей Бехзада, развивавших далее искусство своего учителя.

Литература.

  • Stuart Cary Welch. Royal Persian Manuscripts. Thames & Hudson. 1976
  • Sheila S. Blair/ Jonathan M. Bloom. The Art and Architecture of Islam 1250-1800. Yale University Press. 1994
  • E. Bahari. The Sixteen Century Paintig School of Bukhara. в сб. Society and Culture in the Early Modern Middle. University of Edinburgh, 1998.
Поделиться: