Популярные
На фото Уильям Годвин

Уильям Годвин

английский журналист, политический философ и романист
Дата рождения:
1756-03-03
Дата смерти:
1836-04-07
Биография

Биография

Годвин родился 3 марта 1756 года в Уисбиче (графство Кембриджшир) в семье диссентерского проповедника. В 1773 году поступил в диссентерский колледж в Хокстоне близ Лондона, после окончания которого стал диссидентским сельским священником. В 1784 году опубликовал свои проповеди под названием «Исторические эскизы в шести проповедях». Знакомство с трудами Руссо, Гольбаха и Гельвеция окончательно расшатали его религиозные убеждения. После неудачной попытки основать школу для обучения мальчиков, безвозвратно отдался литературному труду. Вскоре начинает сотрудничать в ежемесячном политическом и историческом журнале «Английское обозрение» (англ. The English Review). С 1786 года сотрудничал в либеральном «Новом ежегоднике» (англ. New Annual Register), где вёл исторический отдел.

В 1793 году вышла книга Годвина «Исследование о политической справедливости», а в 1794 году — известный роман «Вещи как они есть, или Калеб Вильямс», в котором Годвин популяризировал мысли, высказанные им в «Исследовании о политической справедливости».

В мае 1794 года арестованы и обвинены в государственной измене члены радикально-демократического «Корреспондентского общества» Британии за пропаганду политических реформ. Обвинение поддерживал лорд-главный судья Эйр (англ. Eyre). Опубликованная в газете анонимно статья Годвина «Беглая критика обвинения предъявленного лордом-главным судьей Эйром большому жюри присяжных» перепечатана брошюрой и распространяется по всей стране. В результате суд вынужден был уступить давлению и оправдать всех обвиняемых. После того как авторство Годвина стало известно, популярность его достигла апогея.

В 1797 году Годвин женился на известной в то время в Англии публицистке Мэри Уолстонкрафт, авторе книги «Защита прав женщин». В том же году заканчивает работу «Исследователь: размышления о воспитании, нравах и литературе», которая побудила Мальтуса написать «Очерк о законе народонаселения». В 1798 году при рождении первого ребенка Мэри Уолстонкрафт умерла. Годвин опубликовал её жизнеописание под названием «Биография автора книги о защите прав женщин».

В 1805 году основал издательство под названием «Юношеская библиотека», которое он вел в течение двадцати лет.

Умер Годвин 7 апреля 1836 года в Лондоне.

Идеи

Общество делится на два класса — богатых и бедных. Последние составляют 98 % населения. Бедные создают весь доход, но сами они не получают почти что ничего. Они находятся в положении вьючных животных. Почти весь продукт их труда достается ничтожному меньшинству, которое в силу этого и является богатым. Причина социального неравенства, а тем самым и нищеты — в существовании частной собственности. Необходимо уничтожить собственность и упразднить государство, покровительствующее богатым.

Произведения

Романы

  • 1794 — Приключения Калеба Уильямса (англ. Adventures of Caleb Williams)
  • 1799 — Сент-Леон (англ. St. Leon)
  • 1805 — Флитвуд (англ. Fleetwood)

Пьесы

  • 1800 — Трагедия Антонио (англ. The Tragedy of Antonio)
  • 1798 — Воспоминания об авторе (…) Прав женщины (англ. Memoirs of the Author of the (…) Rights of Woman)
  • 1803 — Жизнь Чосера (англ. Life of Chaucer)
  • 1820 — О народонаселении (англ. Of Population)
  • 1828 — История общественного благосостояния (англ. History of the Commonwealth)

Прочее

  • 1795 — Размышления о законопроектах лорда Гренвиля и г-на Питта
  • 1793 —

Сочинения в русском переводе


  • О собственности. — М., 1958.
  • Калеб Уильямс. — М., 1949.
  • Сен-Леон. Повесть шестнадцатого века. — М., 2003.

Афоризмы

  • Тщеславие руководствуется одной лишь задачей — достичь расположения и восхищения и зрителей. Справедливости нет нужды знать цену тщеславию, ибо ей покровительствуют небеса.
  • Даже те, кто стоит у верхов, не всегда способны дать хлеба в достатке своей семье.
  • Вера в Бога предполагает справедливость всеобъемлющую и беспристрастную. Но слуги Бога часто трактуют справедливость как награду за труды и усердие, а не как дар отеческий.
  • Любой благодетель, будь то творец или покровитель, желает оградить подопечного своего от дурного влияния извне, устанавливая тем самым запреты и ограничения.
  • Человек — существо из плоти и крови, подверженное своим желаниям и подвластное им. Пытаясь воззвать его к разуму, заставить руководствоваться здравым смыслом — равносильно открытому признанию своей собственной глупости.
  • Разум, острота исследования, усердие в преследовании цели — все это приводит в действие совокупность человеческих способностей. Мысль родит мысль.
  • Я стану добиваться внимания и расположения лишь той женщины, чье совершенство, ум и трудолюбие оставят о себе наиболее благоприятное впечатление.
  • Монархия и аристократия не были бы злом, если бы они не имели свойства подрывать добродетели и рассудительность своих подданных.
  • Дураки могут сплоховать, но они не стали бы упорствовать, если бы люди, которые должны указывать им правильный путь, не поощряли их вместо этого на дурное.
  • Настоящий рыцарь -особый живой организм, настолько священный и божественный, что абсолютно грубое насилие, совершенное над ним становится несмываемым и незабываемым.
  • Дуэль — гнуснейший из видов эгоизма. Идущий на намеренное убийство другого человека в интересах чести, не взирает на нормы и порядки общества. Он не придает значения тому, что жалеем после смерти мы не мертвых, а живых, до конца дней оплакивающих покойника.
Поделиться: