Особенности автоматизации интернет-магазина

Многие интернет-магазины не применяют автоматизацию. Это значительно снижает выручку, часть конверсий теряется, увеличиваются расходы на рекламу. Причина в плохом понимании современных инструментов для автоматизации работы магазина.

Для подбора правильной системы необходимо понимать особенности работы такого вида бизнеса. При этом нужно учитывать, что у каждого типа площадок свои нюансы и требования к автоматизации.

Для начала стоит отметить, что магазины делятся на B2B и B2C. В этой классификации все довольно понятно, первые работают с бизнесом, примером такого может быть магазин по продаже холодильного оборудования для торговли. Вторые работают с розничными клиентами, они ближе к стандартному понятию интернет-магазина.

Также есть подразделение по способу работы:

  • онлайн. В этом случае продажи происходят в сети. В офлайне присутствует только склад или склад+офис.
  • онлайн+офлайн. В этом случае параллельно есть точки продаж. Примером такого могут стать интернет-магазины ритейлеров в нише электроники, у них зачастую имеется офлайн-магазин, который при необходимости становится точкой выдачи для онлайн-торговли.
  • дропшипинг. В этом случае физически магазин не торгует, он только переправляет заявки поставщику, при этом оставляя себе маржу.

Стоит уделять внимание платформе, на которой создан сайт. Это влияет на возможности подключения части технологических решений.

Функциональность

Для любой системы автоматизации важен функционал. Чтобы правильно выбрать систему, следует понимать, какие функции вообще имеются, а также зачем они нужны.

  • Возможность интеграции. Как правило, сотрудники уже пользуются хотя бы Excel, а зачастую еще и 1С. Встречаются и другие программы. При выборе системы нужно учитывать возможность безболезненной интеграции.
  • Контроль движения товаров. Это позволит не терять партии товара по дороге от склада до потребителя, а также контролировать содержимое склада в любое время.
  • Второстепенные процессы. Иногда в результате автоматизации возникает нагрузка на второстепенные системы и подразделения. Следует выбирать такую программу автоматизации, чтобы не возникло проблем с подключением дополнительных опций.
  • Работа с клиентами. Пожалуй, это первое для чего берут системы автоматизации владельцы интернет-магазинов. С помощью этого функционала удается добиться увеличение конверсии сайта. В первую очередь такое решение позволяет наладить первый контакт с клиентом, сократив время ответа сотрудников.

Все перечисленное, это основные функции, которые важны при автоматизации интернет-магазина. На практике встречаются варианты, когда могут потребоваться и другие функции, но это нужно смотреть непосредственно, опираясь на конкретный проект.

Требования в зависимости от типа магазина

Стоит учитывать, что для каждого интернет-магазина могут потребоваться разные функции, а также настройки автоматизации. Перечислим некоторые нюансы, касающиеся основных типов магазинов.

  • Онлайн-магазин. В этом случае в первую очередь нужно организовать оптимальную работу по захвату лидов. Для этого используют онлайн-консультанта, например, чат для сайта Jivosite и другие способы затянуть клиентов в диалог. Важно чтобы используемая система могла начать диалог, даже если менеджер занят. Также для такого магазина важен контроль движения товара по складу, работы курьеров.
  • Онлайн+офлайн. В этом случае в первую очередь настраивают взаимодействие сайта и пунктов выдачи. Любой сбой тут может привести к потере клиента. Зачастую от системы автоматизации требуется возможность подключения к уже имеющейся корпоративной системе учета движения товаров и денежных потоков.
  • Дропшипинг. В этом случае используется довольно интересная схема работы, требующая автоматизации сразу нескольких проектов. В первую очередь настраивается работа с клиентом, это самый важный и сложный момент. Далее организуется контроль получения средств, а также отправки заказа непосредственно поставщику. После требуется контролировать исполнение заказа. Все это нужно настраивать, чтобы эффективно работало.

Если брать B2B-сегмент, тут возникают другие задачи, в частности нужно не только автоматизировать первый контакт с клиентом, но и сформировать коммерческое предложение. Желательно, чтобы коммерческое предложение соответствовало запросу клиента.

Виды систем

Важно понимать, что существует большое количество разновидностей автоматизации. Условно их можно разделить на две крупные группы:

  • Комбайны. Сюда входят тяжелые сервисы, которые включают большое количество блоков.
  • Коммуникационные. Предназначены в первую очередь для контакта с клиентами.

К первой группе можно отнести:

  • QuadCRM – система дает возможность эффективной работы с прайсами, интеграцию с любыми системами учета, возможность контакта с пользователями;
  • RDV Market – универсальное решение для маркетплейса.

Другая группа – это коммуникационные, они встречаются гораздо чаще, в первую очередь из-за своей простоты в использовании. Также именно на линии контакта с потребителем у бизнеса чаще всего возникают сложности. Наиболее популярны следующие системы:

  • RedHelper. Довольно простой и удобный в настройке сервис. Имеет довольно много функций, крайне полезных в работе. При этом, он не может совершать и принимать звонки через Интернет, для некоторых проектов, это может оказаться минусом. Есть бесплатная версия;
  • Livetex. Один из самых старых сервисов на отечественном рынке. Имеет большой выбор инструментов, но тут нужно учитывать, что большая часть не подходит для маленьких магазинчиков, что делает установку системы практически бесполезным занятием. При этом, вообще нет бесплатной версии;
  • Jivosite. Один из самых доступных и популярных сервисов. Есть платная и бесплатная версия. На данный момент самый популярный сервис в русскоязычном Интернете;
  • Onicon. Этот сервис также встречается довольно часто по причине невысокой стоимости. Но, на этом преимущества заканчиваются, так как функционал довольно скудный. Интерфейс неудобный, значительного количества кнопок и нужных сценариев просто нет.

В списке далеко не все встречающиеся на практике системы автоматизации работы консультантов. Есть и другие, менее популярные и удобные.