Популярные
На фото Умат-Гирей Камбулатович Наурбиев

Умат-Гирей Камбулатович Наурбиев

новатор в строительстве, архитектор
Дата рождения:
1935-06-08
Биография

Биография

Родился 8 июня 1935 года в г. Грозный Чечено-Ингушской АССР.

Трудовую деятельность начал в 1949 году после окончания школы механизаторов в г. Токмак (Киргизская ССР) на предприятиях Киргизии, Украины (г. Червоноград), осваивал целинные земли в Кустанайской области, возводил г. Зарафшан (Узбекская ССР), город-порт Находку.

В 1969 году переехал в г. Набережные Челны и участвовал: в строительстве 1-й и 2-й очередей заводов на площадке Камского автогиганта и Заинского завода колёс, взлетной площадки аэропорта Бегишево (1972), посёлка Новый (центральной усадьбы совхоза «Гигант» Тукаевского района), Нижнекамской ГЭС (1978), второго термогальванического корпуса, заводада транспортного электрооборудования, картонно-бумажного комбината, газокомпрессорных станций в г. Можга, Татарской АЭС, Елабужского тракторного завода; городов Набережные Челны, Заинск, посёлка Камские Поляны; прокладывал автомобильные дороги Татарстана.

Работая под девизом «Каждый день — две сменные нормы», коллектив ставил трудовые рекорды: в 9-й пятилетке (1971—1975) плановые показатели были выполнены за три года, в 10-й (1976—1980) и 11-й (1981—1985) — по два пятилетних задания.

В 1991—2003 годах был генеральным директором частного дорожно-строительного предприяттия «Контракт».

В 1996 году Наурбиев начал строить в г. Агрызе архитектурный комплекс и одновременно формировать инженерно-технические и преподавательские кадры первого в Республике Татарстан «Татарского республиканского Межрегионального учебного центра» — для подготовки молодых рабочих и специалистов среднего звена дорожной отрасли и придорожного автомобильного сервиса. Автор программы «Строительство дорог и благоустройства сел Татарстана».

Новаторство

Наурбиев внёс значительный вклад в совершенствование земляных работ. Его бригада стала полигоном для проверки инженерных задумок — опробовано около 20 механизмов хозяйствования. На строительстве «КамАЗ»а механизаторами были впервые переоборудованы отечественные автоскреперы из сезонных машин во всесезонные; созданы механизированные комплексы, собранные в один кулак из разноцелевых механизмов, работающие по методу бригадного подряда. С 1978 года комплексная автоскреперная бригада, имеющая в своем составе около 40 единиц землеройно-транспортных механизмов, все работы выполняла по непрерывному бригадному подряду. Непрерывный подряд одобрил и рекомендовал для широкого внедрения ВНИИПИ труда в строительстве Госстроя СССР. В 1979 и 1980 годах на базе управления механизации строительства ПО «Камгэсэнергострой» дважды проводили Всесоюзные семинары по изучению этого опыта, который был внедрен на крупнейших стройках СССР.

Архитектурная деятельность

Наурбиев, как архитектор, был автором и строителем:

  • памятников «Слава строителям КамАЗа!», «Воинам Отечества» (1981);
  • мемориала «Воинам Отечества» (1990, соавт. скульптор Ю. Дремин, Москва).

У этих достопримечательностей города останавливаются туристы и свадебные процессии. Памятники посещают воины-афганцы, ветераны войны, школьники.

Награды и Звания

  • Герой Социалистического Труда (1988).
  • Награждён тремя орденами Ленина, орденом «Знак Почёта», серебряной и бронзовой медалями ВДНХ СССР и другими медалями.
  • Заслуженный строитель Татарской АССР (1976).
  • Почётный гражданин города Набережные Челны (1999).

награжден 19-мя орденами ленина

Память

Автор книг:

  • «Научи сердце добру» (Казань, 1984),
  • «Шаги бригадного подряда» (Москва, 1987),
  • «Профгруппа: поиски и эксперименты» (Москва, 1989).
Поделиться: