Популярные
На фото Вениамин Иванович Борисов

Вениамин Иванович Борисов

русский советский художник, живописец, член Санкт-Петербургского Союза художников
Дата рождения:
1935-04-16
Биография

Биография

Борисов Вениамин Иванович родился 16 апреля 1935 года в селе Сусанино Костромской области. Символично, что именно в этом селе А. К. Саврасов писал с натуры свою знаменитую картину «Грачи прилетели».

В 1944 году семья Борисова переехала в Орёл, где будущий художник учился в школе и занимался в кружке рисования, а затем поступил в елецкое художественное училище. После его окончания в 1957 году Борисов уехал в Ленинград и поступил на живописный факультет ЛИЖСА имени И. Е. Репина. Занимался у Владимира Горба, Валерия Пименова, Виталия Вальцева. В 1963 окончил институт по мастерской И. А. Серебряного с присвоением звания художника живописи, дипломная работа — картина «В родное село».

Первое участие Борисова в выставке относится к 1957 году. С середины 1960-х постоянно участвовал в выставках, экспонируя свои работы вместе с произведениями ведущих мастеров изобразительного искусства Ленинграда. Писал пейзажи, натюрморты, жанровые композиции, портреты. В 1968 был принят в Ленинградский Союз художников.

Творческую манеру Борисова отличают самобытность, глубинная связь с образами русской деревни. Художник активно использует корпусное письмо и раздельный мазок для выявления формы и живописной организации плоскости, придавая сложный рельеф поверхности холста. О поисках художником своей темы и приемов ее живописно-пластического воплощения говорят произведения 1960—1980 годов, среди них «Руины в Павловском парке» (1962), «Балалаечники» (1967), «У пруда» (1968), «Сергей Есенин» (1971), «Поле вспахано» (1975), «Вдова» (1976), «Тихий вечер» (1977), «Северная деревня», «Моя бабушка» (обе 1978), «В районе новостроек» (1980), «Дача», «Солнечный день на Мойке», «Осень в Старой Ладоге» (обе 1981), «Деревенская девушка» (1986), «Дом у реки», «Осенний натюрморт» (обе 1989) и другие.

Художнику близко и понятно древнерусское искусство, с его возвышенным мировоззрением, философской глубиной и ясными живописными приемами. Эта связь, порой очень тонкая, неизменно присутствует в произведениях художника, проходя через все его творчество. Главной его темой стали образы детства и юности художника, северной деревни, уклад крестьянской жизни, пейзажи родных мест и средней полосы России. Свое воплощение она находит и в многочисленных натюрмортах художника, занимающих особое место в его творчестве. Среди них «Богатый улов» (1988), «Натюрморт с поставками» (1989), «Натюрморт с белой сиренью», «Цветы шиповника» (обе 1990), «Натюрморт с сиренью» (1992), «Натюрморт с цветами шиповника» (1995), «Натюрморт на розовой скатерти» (1997), «Полевые цветы» (2003) и другие.

С конца 1980-х художник часто обращается к теме городского пейзажа, жизни петербургских улиц и площадей, обогатив этот жанр оригинальными произведениями, отразившими жизнь города на перекрестке эпох. Среди них «Невский проспект» (1989), «Продавец мороженого», «Арка Генерального штаба» (обе 1991), «Весна на Невском» (1992), «Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери» (1997), «Банковский мост» (2002) и другие.

Вениамин Борисов является действительным членом Петровской Академии наук и искусств. Его произведения находятся в музеях и частных собраниях в России, Японии, Великобритании, США и других странах.

Поделиться: