Популярные
На фото Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд

австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов
Дата рождения:
1856-05-06
Дата смерти:
1939-09-23
Биография

Зи?гмунд Фрейд (нем. Sigmund Freud, МФА: [?zi?km?nt ?f???t], полное имя Сигизмунд Шломо Фройд, нем. Sigismund Schlomo Freud; 6 мая 1856, Фрайберг, Австрийская империя (ныне Пршибор, Чехия) — 23 сентября 1939, Лондон) — австрийский психолог, психиатр и невролог, основатель психоаналитической школы — терапевтического направления в психологии, постулирующего теорию, согласно которой невротические расстройства человека вызваны многокомплексным взаимоотношением бессознательных и сознательных процессов.

Биография

Детство и юношество

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в небольшой (около 4000 жителей) деревне Фрайберг в Моравии, которая на тот момент принадлежала Австро-Венгрии (на текущий момент Фрайберг носит название Пршибор и располагается на территории Чехии). Улица, на которой родился З. Фрейд — Шлоссерграссе, сейчас носит его имя. Деда Зигмунда по отцовской линии звали Шломо Фрейд, он умер в феврале 1856 года, незадолго до рождения внука — именно в его честь последний получил своё еврейское имя. Отец Зигмунда, Якоб Фрейд, был женат дважды, и от первого брака имел двоих сыновей — Филиппа и Эммануила (Эммануэля). Во второй раз он женился в возрасте сорока лет — на Амалии Натансон, которая была вдвое его моложе. Оба родителя Зигмунда были евреи немецкого происхождения. Якоб Фрейд имел собственный скромный бизнес по торговле тканями. Во Фрайберге Зигмунд прожил первые три года жизни, пока в 1859 году последствия индустриальной революции в Центральной Европе не нанесли сокрушительного удара по небольшому бизнесу его отца, практически разорив последнего, как, впрочем, и почти что весь Фрайберг, оказавшийся в значительном упадке, переживая безработицу и тяжелейшие последствия инфляции после реставрации находящейся поблизости железной дороги. В этот же год у четы Фрейдов родился ещё один ребёнок — Анна.

Семья решилась на эмиграцию и покинула Фрайберг, перебравшись в Лейпциг — там, однако, они провели только год, и, не добившись значительных успехов, переехали в Вену. Зигмунд достаточно тяжело пережил переезд из родной деревни — особенно сильно на состоянии ребёнка сказалась вынужденная разлука со сводным братом Филиппом, с которым он находился в тесных дружеских отношениях и который, отчасти, даже заменял ему отца. Семья Фрейда, находясь в тяжелом финансовом положении, осела в одном из беднейших кварталов города — Леопольдштадте, представлявшем из себя в то время своеобразное венское гетто, населенное бедняками, беженцами, проститутками, цыганами, пролетариями и евреями. Вскоре, однако, дела у Якоба начали налаживаться и Фрейды смогли перебраться в более приемлемое для жилья место, хотя роскоши до сих пор себе позволить не могли. Этим же временем датировано первое серьезное увлечение Зигмунда, которое он сохранит впоследствии на всю жизнь — любовь к литературе, которая была привита ему отцом.

Первоначально обучением сына занималась мать, но затем её сменил Якоб, сильно желавший, чтобы Зигмунд получил хорошее образование и поступил в частную гимназию. Домашняя подготовка сына, обладавшего исключительными способностями к учёбе, позволила ему в девятилетнем возрасте сдать вступительный экзамен и поступить в гимназию на год раньше положенного срока. К этому моменту в семье Фрейдов было уже восемь детей, и Зигмунд выделялся среди всех из них своими неординарными умениями и прилежностью к изучению всего нового; родители всецело поддерживали его и старались создать такую атмосферу в доме, которая бы способствовала успешной учёбе сына. Так, если остальные дети занимались при свечах, Зигмунду была выделена керосиновая лампа и даже отдельная комната. Чтобы ничто не отвлекало его, остальным детям было запрещено заниматься музыкой, которая мешала Зигмунду. Молодой человек серьёзно увлекался литературой и философией — читал Шекспира, Канта, Гегеля, Шопенгауэра, Ницше, знал в совершенстве немецкий язык, изучал греческий и латынь, бегло говорил на французском, английском, испанском и итальянском языках. Обучаясь в гимназии, Зигмунд показал отличные результаты и быстро стал первым учеником в классе, закончив обучение с отличием (summa cum laude) в возрасте семнадцати лет.

По окончании гимназии Зигмунд длительное время находился в сомнениях касательно будущей профессии — его выбор, впрочем, был достаточно скуден и, вследствие своего социального статуса и царивших тогда антисемитских настроений, ограничен коммерцией, промышленностью, юриспруденцией и медициной. Первые две стези профессионального образования были сразу же отринуты по причине высокой образованности Зигмунда, юриспруденция также отошла на второй план вместе с юношескими амбициями в сфере политики и военного дела. Итак, выбор Зигмунда пал на медицину, хотя к последней он не испытывал ни малейшего интереса — впоследствии он неоднократно в этом признавался и писал: «Я не чувствовал никакой предрасположенности к занятиям медициной и профессии врача», а в поздние годы даже говорил, что в медицине никогда не чувствовал себя «как в своей тарелке», да и вообще настоящим врачом себя никогда не считал.

Профессиональное становление


Дом, в котором родился З. Фрейд
(г. Пршибор в Моравии, Чехия)

Осенью 1873 года Зигмунд Фрейд, в возрасте семнадцати лет, поступил на медицинский факультет Венского университета. Первый год обучения не был непосредственно связан с последующей специальностью и состоял из множества курсов гуманитарного характера — Зигмунд посещал многочисленные семинары и лекции, всё ещё окончательно не выбрав для себя специальность по вкусу. На протяжении этого времени Зигмунд испытывал множество трудностей, связанных со своей национальностью — между ним и однокурсниками происходили многочисленные стычки на фоне антисемитских настроений. Стойко перенося регулярные насмешки и нападки сверстников, Зигмунд начал развивать в себе стойкость характера и способность давать достойным отпор любым словесным нападкам и противостоять критике: «С раннего детства меня заставили привыкнуть к уделу быть в оппозиции и находится под запретом по „соглашению большинства“. Таким образом были заложены основы для определённой степени независимости в суждениях».

Для открытия частной практики у выпускника Венского университета было недостаточно опыта — образование снабдило его исключительно теоретическими знаниями, клинический же опыт необходимо было нарабатывать своими силами. Фрейд принял решение о том, что наиболее подходящим для этого местом является Венская городская больница. Начал Зигмунд с хирургии, однако уже через два месяца оставил эту идею, найдя работу слишком утомительной. Решив сменить область деятельности, Фрейд переключился на неврологию, в которой смог достичь определённых успехов — изучая методы диагностики и лечения детей с параличом, а также различные нарушения речи (афазии), он публикует ряд работ на данную тему и они «становятся известны в научных и медицинских кругах. Фрейд приобретает репутацию высококвалифицированного врача-невропатолога». При этом, увлечение Фрейда медициной быстро сходило на нет и в конечном счете, на третьем году работы в Венской клинике, он окончательно в ней разочаровался.

Непродолжительное время Фрейд работал в отделении дерматологии, в венерическом её подразделении, где изучал связь заболеваний сифилисом с болезнями нервной системы. Параллельно с этим у него оставалось время для лабораторных исследований, которым он и посвящал своё свободное время. Стремясь как можно больше расширить свои практические навыки для дальнейшей самостоятельной частной практики, с января 1884 года перешёл в отделение нервных болезней, и вскоре его постигла большая удача. В соседней с Австрией Черногории вспыхнула эпидемия холеры, и правительство страны обратилось за помощью в обеспечении медицинского контроля на границе — большинство старших коллег Фрейда вызвались добровольцами, а его непосредственный руководитель на тот момент находился в двухмесячном отпуске; из-за сложившихся обстоятельств в течении длительного времени З. Фрейд занимал пост главного врача отделения.


Зарождение психоанализа


Ж. Шарко демонстрирует метод гипноза
при работе с «истерическим» пациентом


Д-р. Й. Брейер, поспособствовавший
зарождению психоанализа

Параллельно с той работой, которую Фрейд вёл вместе с Брейером, он постепенно начал осознавать несовершенность катартического метода и гипноза в целом. На практике оказалось, что его эффективность далеко не столь высока, а в некоторых случаях лечение и вообще не приносит никакого результата — в частности, гипноз был не в состоянии преодолеть сопротивление пациента, выражавшееся в подавлении травматических воспоминаний, зачастую попадались пациенты, вообще не пригодные для введения в гиптоническое состояние, а также ряд пациентов демонстрировали ещё более глубокий уход в болезнь после сеансов. Так или иначе, в период между 1892 и 1895 годами Фрейд начал поиски иного метода лечения, который был бы более эффективен, чем гипноз. Неожиданным образом ответ на вопрос, который так донимал учёного, был подсказан книгой одно из любимых писателей Фрейда, Л. Бёрне.

Одно его эссе, озаглавленное «Искусство в три дня стать оригинальным писателем», заканчивалось следующими словами: «Пишите всё, что вы думаете о самих себе, о ваших успехах, о турецкой войне, о Гёте, об уголовном процессе и его судьях, о ваших начальниках, — и через три дня вы изумитесь, как много кроется в вас совершенно новых, неведомых вам идей». Эта мысль подтолкнула Фрейда к использованию всего массива информации, который клиенты сообщали о себе в диалогах с ним, в качестве инструмента для понимания их психики. Впоследствии данное открытие превратилось в один из основных методов работы Фрейда с пациентами — метод свободных ассоциаций. Суть данной техники заключается в следовании пациентом правила, согласно которому он должен «свободно, без утаивания высказывать свои мысли, не пытаясь при этом сосредоточиться». Таким образом, согласно теоретическим положениям Фрейда, мысль будет неосознанно двигаться в сторону того, что значимо (того, что беспокоит), будет преодолеваться сопротивление (вследствие отсутствия сосредоточенности). Применение данного метода позволило в сеансах лечения полностью отойти от гипноза.

Итогом совместной работы Фрейда и Брейера стала публикация в книги «Исследования истерии» (1895). Обобщая полученные в ходе сотрудничества данные, сам Фрейд писал: «наши истеричные больные страдают воспоминаниями. Их симптомы являются остатками и символами воспоминаний об известных (травматических) переживаниях». Публикацию этой книги многие исследователи называют днём «основания (рождения) психоанализа». Стоит также отметить, что к моменту выхода в печать данного труда, отношения Фрейда с Брейером окончательно прервались. Причины данного расхождения в профессиональных взглядах остаются на данный момент не до конца выясненными; близкий друг Фрейда и его биограф Джон Эрнест придерживается мнения, согласно которому Брейер категорически не принимал мнение Фрейда о роли сексуальности в этимологии истерии и это явилось основной причиной разрыва между учёными.

Последние годы жизни

В 1938 году, после присоединения Австрии к Германии и последовавших за этим гонений на евреев со стороны нацистов, положение Фрейда значительно осложнилось. После ареста дочери Анны и допроса в гестапо, Фрейд принял решение покинуть Третий рейх. Однако власти не торопились выпускать его из страны. Он был вынужден не только подписать благодарность гестапо «за ряд добрых услуг», но и выплатить правительству рейха баснословный «выкуп» в 4000 долларов за право покинуть Германию. Во многом благодаря хлопотам и связям принцессы греческой и датской Мари Бонапарт — пациентки и ученицы Фрейда — ему удалось сохранить жизнь и вместе с женой и дочерью эмигрировать в Лондон. Две сестры Фрейда были высланы в концентрационный лагерь, где погибли в 1942 году.

Мучительно страдая от рака полости рта, вызванного курением, в 1939 году после прочтения романа «Шагреневая кожа» Оноре де Бальзака в один присест, он попросил своего врача и друга Макса Шура помочь ему совершить эвтаназию, идея которой была в то время достаточно популярной. Анна Фрейд хотела перенести процедуру, но Шур убедил её что это бессмысленно и позже вколол Фрейду тройную дозу морфина, от которой он умер 23 сентября в возрасте 83 лет. Через три дня после смерти тело Фрейда было кремировано в крематории Голдерс-Грин, на церемонии с участием австрийских эмигрантов, на которой в том числе присутствовал Стефан Цвейг. Прах Фрейда помещён в древнегреческую урну, подаренную ему в своё время принцессой Мари Бонапарт. В эту же урну позднее помещен прах его жены Марты, умершей в 1951 году.

Рождение психоанализа

История психоанализа берёт своё начало в 1890-х годах в Вене, когда Зигмунд Фрейд трудился над разработкой более эффективного способа лечения невротических и истерических заболеваний. Несколько ранее Фрейд столкнулся с тем фактом, что часть умственных процессов не осознавалась им как результат его неврологических консультаций в детском госпитале, и при этом он обнаружил, что у многих детей, имеющих расстройства речевых функций, отсутствуют органические причины для возникновения данных симптомов. Позже в 1885 году Фрейд проходил стажировку в клинике Сальпетриер под руководством французского невролога и психиатра Жана Мартена Шарко, оказавшего на него сильное влияние. Шарко обратил внимание на то, что его пациентки часто страдали такими соматическими заболеваниями, как параличи, слепота, опухоли, не имея при этом никаких характерных в таких случаях органических нарушений. До работы Шарко считалось, что женщины с истерическими признаками имели блуждающую матку (hystera по-гречески означает «матка»), но Фрейд установил, что у мужчин тоже могли возникать подобные психосоматические симптомы. Фрейд также ознакомился с экспериментами в области лечения истерии, проводимыми его наставником и коллегой Йозефом Брейером. Это лечение представляло собой сочетание гипноза и катарсиса, и позднее подобные этому методу процессы разрядки эмоций получили название «абреакция».

Несмотря на то, что большинство учёных считали сновидения либо набором механических воспоминаний о прошедшем дне, либо бессмысленным набором фантастических образов, Фрейд развивал точку зрения других исследователей о том, что сновидение есть зашифрованное сообщение. Анализируя ассоциации, возникающие у больных в связи с той или иной деталью сновидения, Фрейд делал вывод об этиологии расстройства. Осознавая происхождение своего заболевания, пациенты, как правило, излечивались.

В молодости Фрейд заинтересовался гипнозом и его применением для оказания помощи душевнобольным. Позже он отказался от гипноза, предпочтя ему метод свободных ассоциаций и анализ сновидений. Эти методы стали основой психоанализа. Фрейд также интересовался тем, что он называл истерией, а в настоящее время известно как конверсионный синдром.

Впервые термин «психоанализ» был употреблён Фрейдом на французском языке 30 марта 1896 года в опубликованной им в Неврологическом Журнале статье об этиологии неврозов. В 1900 г. он выпускает свою первую самостоятельную работу «Толкование сновидений», которая посвящена анализу неврозов с помощью изучения сновидений анализанта. Проводя исследования с использованием метода свободных ассоциаций, он пришёл к выводу, что источником неврозов большинства анализантов являются подавленные сексуальные желания (либидо). При нарушениях развития либидо (например при фиксации на матери — Эдипов комплекс) оно не может быть удовлетворено и проявляется в виде симптомов психического заболевания. Также неудовлетворенное влечение может быть перенаправлено на несексуальные цели (сублимация). В соответствии с этой концепцией проявления подавленных сексуальных желаний могут быть найдены не только в сновидениях и неврозах, но также в литературе и искусстве (а также в иных порождениях человеческого сознания).

В ранних работах Фрейда (до 1920 г.) в качестве источника неврозов рассматривается конфликт бессознательного (которое руководствуется «принципом удовольствия») и сознания, которое стремится к самосохранению («принцип реальности»). Впоследствии основное внимание сосредотачивается на конфликте внутри психической инстанции, руководствующейся принципом реальности. В работе «Я и Оно» Фрейд выделяет в структуре психики три компонента — «Оно» (Ид), «Я» (Эго) и «Сверх-Я» (Суперэго). «Оно» представляет бессознательные влечения, «Я» — принцип реальности. «Сверх-Я» формируется в процессе усвоения человеком социальных норм, господство которых над психикой также становится бессознательным, приводит к возникновению совести и неосознанного чувства вины.

Большая часть современных психоаналитиков признает подавленную сексуальность источником всех психических расстройств. . Введенное Фрейдом понятие бессознательного, метод проработки скрытых причин симптомов и «экономическое» рассмотрение психических процессов как взаимодействия обособленных инстанций лежит в основе большинства школ современного психоанализа, психотерапии и теорий личности. Идея о том, что произведения искусства могут рассматриваться как результат невротических переживаний их создателя и проявление глубинного бессознательного, оказала огромное влияние на культуру XX века.

Теории Фрейда и используемые им способы лечения вызвали полемику в Вене в XX веке и до сих пор остаются предметом горячих споров. Идеи Фрейда часто обсуждаются и анализируются в литературных и философских работах в дополнение к продолжающимся дискуссиям в научных и медицинских трудах. Его часто и закономерно называют «отцом психоанализа».

Метод свободных ассоциаций

В противоположность традициям критического мышления XIX в., Фрейд предложил отказаться от контролирующей роли сознания при наблюдении за психическими процессами. По его мнению, сознание отсекает возникающие на периферии мысли и образы ещё до того, как они попадут в поле внимания анализирующего субъекта, тогда как при анализе душевных движений именно эти мысли и образы могут оказаться наиболее важными.

Фрейд стал использовать метод свободных ассоциаций. Пациентам предлагалось расслабиться на кушетке и говорить все, что приходит им в голову, каким бы абсурдным, неприятным или непристойным оно ни представлялось с точки зрения обыденных стандартов. Когда это происходило, оказывалось, что мощные эмоциональные влечения уносили неконтролируемое мышление по направлению к психическому конфликту. Фрейд утверждает, что первая случайная мысль содержит как раз то, что нужно, и представляет собой забытое продолжение воспоминания. Позже он делает оговорку, что это не всегда бывает так. То, что возникающая у больного мысль не может быть идентична с забытым представлением, вполне объясняется душевным состоянием больного. В больном во время лечения действуют две силы — одна против другой: с одной стороны, его сознательное стремление вспомнить забытое, с другой — сопротивление, которое препятствует вытесненному или его производным вернуться в сознание. Если это сопротивление равняется нулю или незначительно, то забытое без всякого искажения возникает в сознании. Чем сильнее искажение под влиянием сопротивления, тем меньше сходства между возникающей мыслью — заместителем вытесненного и самим вытесненным. Тем не менее эта мысль должна иметь хоть какое-нибудь сходство с искомым в силу того, что она имеет то же происхождение, что и симптом. Если сопротивление не слишком уж интенсивно, то по этой мысли можно узнать искомое. Случайная мысль должна относиться к вытесненной как намек.

Понятие «ассоциации» — одно из древнейших в психологии. Его можно встретить у Платона и Аристотеля. Подобно тому, как ствол дерева, развиваясь, обрастает новыми кольцами, эти понятия, передавая от эпохи к эпохе мудрость веков, обогащались новым содержанием. Закон образования ассоциаций веками считался главным законом психологии. Он гласил, что если какие-либо объекты воспринимаются одновременно или в непосредственной близости, то впоследствии появление одного из них влечет за собой осознание другого. Так, взглянув на какую-то вещь, человек вспоминает её отсутствующего владельца, поскольку прежде эти два объекта воспринимались одновременно, в силу чего между их следами упрочилась связь-ассоциация. Различным видам ассоциаций было посвящено множество психологических трактатов. Когда психология превратилась в науку, ассоциации стали изучать экспериментально, чтобы определить законы памяти, воображения и других психических процессов. Было выяснено, с какими представлениями ассоциируются у испытуемых различные слова, сколько раз нужно повторить список слов, чтобы между ними возникли связи, позволяющие его целиком либо частично запомнить и т. д. Во всех случаях ставилась задача изучения работы сознания. Фрейд же использовал материал ассоциаций в других целях. Он искал в этом материале путь в область неосознаваемых побуждений, намеки на то, что происходит в «кипящем котле» аффектов, влечений. Для этого, он полагал, ассоциации следует вывести из-под контроля сознания. Они должны быть свободными. Так родилась процедура психоанализа, его технический прием.


Теория сновидений

Основные положения теории сновидений Фрейда гласят:

  1. Сновидение — это искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного; кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое и проявляется в сознании в виде явного сновидения. Содержание бессознательного — вытесненные желания.
  2. Функция сновидений — оберегать сон. Сновидение — это компромисс между потребностью во сне и стремящимися нарушить его бессознательными желаниями; галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.
  3. Сновидения проходят обработку: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичную обработку; замену символами.

Теория сновидений была подробно изложена Фрейдом в книге «Толкование сновидений» (1900), — его первой крупной работе по психоанализу, которая осталась и одним из основных его трудов.

Смысл сновидений

Чтобы понять природу сновидений, появляющихся в состоянии сна, прежде всего следует уяснить смысл самого сна, его назначение. Биологическим смыслом сна, — говорит Фрейд, — является отдых: уставший за день организм в состоянии сна отдыхает. Психологический же смысл сна заключается в потере интереса к внешнему миру.

Можно было бы предположить, что сновидение — реакция души на внешние или соматические раздражители, которые действуют на спящего. Однако эти раздражители не могут объяснить всего в сновидении, и Фрейд выдвигает следующее фундаментальное положение: сознательное сновидение — это «искажённый заместитель чего-то другого, бессознательного». Кроме явного сновидения существует бессознательное скрытое сновидение, которое проявляется в сознании в виде явного сновидения. Иначе говоря: кроме внешних и соматических раздражителей, есть ещё раздражители, имеющие психическую, хотя и бессознательную природу, которые воздействуют на спящего человека, порождая в его сознании сновидения.

Бессознательные психические раздражители (скрытое сновидение) делятся на две группы.

Часть скрытого сновидения — это дневные впечатления, остатки, обрывки которых проявляются в сновидении.

Другая — главная — часть скрытого сновидения находится в бессознательном (в узком смысле этого слова) — в той сфере психики, где обитают бессознательные желания. Днём эти желания вытесняются, не допускаются в сознание особой инстанцией (цензура сновидения, или — в терминах более поздней модели Фрейда — Сверх-Я). Ночью же, когда человек неподвижен и физически не способен осуществить вытесняемые желания, деятельность цензуры ослабевает и бессознательные желания проникают в сознание, то есть в сновидение.

Бессознательные, вытесненные желания — это желания, неприемлемые «в этическом, эстетическом, социальном отношении». Эти желания эгоистичны. Это: 1) сексуальные желания (в том числе — и в особенности — запрещаемые этическими и общественными нормами — например, инцест); 2) ненависть (вплоть до «желания мести и смерти самым близким и любимым в жизни — родителям, братьям и сестрам, супругу или супруге, собственным детям»).

Бессознательные желания, облачаясь в фрагменты дневных впечатлений, используя их как материал, появляются в сновидении. Именно бессознательное желание является активной, движущей силой скрытого сновидения, проталкивающей его в явное сновидение; оно «отдаёт психическую энергию для образования сновидения».

Однако нетрудно заметить, что нам снятся не сами наши желания, но галлюцинаторное исполнение желаний, то есть мы видим наши желания исполнившимися в образной форме (с использованием материала дневных впечатлений), как будто наяву. Объяснить этот факт помогает следующий фундаментальный тезис Фрейда: функция сновидений — оберегать сон. Именно этим объясняется преображение раздражителей, таких как звонок будильника, попадающих в сновидение — сновидение защищает сон от этого звонка, который должен был бы прервать его. Точно так же и бессознательное психическое раздражение — желание, прорвавшееся в сновидение, — должно было бы разбудить человека — ведь для того, чтобы осуществить это желание, человек должен был бы проснуться и действовать. Но сновидение, представляя желание осуществившимся, позволяет продолжать спать. Таким образом, сновидение — это галлюцинаторное исполнение желаний, функция которого — оберегать сон.


Работа сновидения

В простейшей форме сновидение предстаёт у маленьких детей и в части случаев у взрослых. Это ничем не замаскированное галлюцинаторное исполнение желаний или выражение удовлетворения актуальных соматических потребностей, например когда спящий, страдающий от жажды, видит во сне, как он пьет.

Однако обычно скрытые сновидения, прежде чем появиться в сознании спящего в виде явных сновидений, проходят особую обработку (работа сновидения). Работа сновидения состоит из четырёх компонентов: превращение мыслей в зрительные образы; сгущение; смещение; вторичная обработка.

  1. Превращение мыслей в зрительные образы. Эта операция очень сложна, так как требует изображения абстрактных отношений, которые содержатся в мыслях, в виде конкретного, которое только и может содержаться в образах. Логические элементы, те, что в речи выражаются абстрактными понятиями и логическими союзами, при этом выпадают, и при толковании сновидения их приходится восстанавливать.
  2. Цензура сновидения. Цензура сновидения, которая днём не пропускает неприемлемые желания в сознание, ночью хотя и пропускает их, но при этом искажает до неузнаваемости, пользуясь механизмами сгущения и смещения.
    1. Сгущение. Действие сгущения проявляется в том, что несколько элементов скрытого сновидения в явном сновидении воплощаются в одном элементе (например, несколько разных людей сгущаются в одно лицо). Некоторые же из элементов скрытого сновидения могут вовсе не отразиться в явном сновидении.
    2. Смещение. Работа смещения выражается в замене элемента скрытого сновидения намёком. Кроме того, этот механизм может производить смещение акцента с одних элементов сновидения на другие, так что наиболее важные элементы скрытого сновидения оказываются почти незаметными в явном сновидении, и наоборот.
  3. Вторичная обработка. Вторичная обработка связывает явное сновидение в более или менее осмысленное целое — ведь механизмы, превращающие скрытое сновидение в явное, работают с каждым элементом скрытого сновидения отдельно, поэтому связи, которые в скрытом сновидении были между его элементами, разрушаются. Вторичная обработка приводит в порядок, приглаживает получившееся явное сновидение, придаёт ему видимость осмысленности.

Символы

Кроме всего вышеперечисленного, существует ещё один способ представить в явном сновидении элементы скрытого. Это замещение скрытого элемента символом.

Символы, в отличие от обычных элементов явного сновидения, имеют всеобщее (одно и то же для разных людей) и устойчивое значение. Символы встречаются не только в сновидениях, но и в сказках, мифах, обыденной речи, поэтическом языке. Число предметов, изображаемых в сновидениях символами, ограниченно.

Религия

Фрейд был убежденным атеистом.

В своей книге «Будущее одной иллюзии» Фрейд отзывается о религии как об иллюзии, которая является, «по-видимому, самым главным из психических изобретений цивилизации». Он приходит к выводу, что все религиозные верования являются «иллюзиями, неподверженными доказательствам».

Изучая христианство, он сделал вывод, что «нет недостатка в исследователях, удивлявшихся сходству между обрядом христианского причастия и тотемным пиршеством».[уточнить]

Гонения на Фрейда и психоанализ

Концепции и учения Фрейда нередко оказывались под запретом в СССР и нацистской Германии, так как они идут вразрез с государственными идеалами и консервативной моралью авторитарных государств. Концепции Фрейда затрагивают такие остро-этические проблемы, как:

  • инцест (эдипов комплекс) и гомосексуализм, с точки зрения Фрейда табу на проявление подобных отношений является продуктом культуры,
  • причины появления табу,
  • явление вождизма,
  • происхождение монотеистических религий (выдвижение собственной версии также встречало неприятие у религиозных граждан).

В СССР после революции использование психоанализа приветствовалось, был открыт государственный психоаналитический институт. В середине 20-х шла бурная полемика вокруг Фрейда и психоанализа, вопроса о том, нужны ли эти теории молодой советской стране. В итоге психоанализ был объявлен лженаукой и буржуазным учением, несовместимым с марксизмом. Так, А. Варьяш указывал, что Фрейд «игнорирует экономическую структуру общества», фрейдовское понимание бессознательного «не в состоянии объяснить возникновение классов», а фрейдизм в целом не может прийти «к правильным выводам».

А. Залкинд отмечал «присущий его учению „сексуализированный гегелевский идеализм“ и эклектизм „с сильным метафизическим душком“». Сталин непосредственно приложил руку к этому повороту в науке, вернее, инициировал процесс ее политизации и идеологизации.

Апогеем гонений на Фрейда являются нацистские преследования. В Третьем рейхе за исследования в сфере психоанализа Фрейда заклеймили как страдающего половыми извращениями, непристойного и безнравственного человека. Только благодаря личному вмешательству Ф. Рузвельта и других влиятельных лиц, а также крупному выкупу, который уплатили нацистам, его удалось вывезти в Англию.

Критика Фрейда и психоанализа

Биолог и нобелевский лауреат Питер Медавар охарактеризовал психоанализ как «самое грандиозное интеллектуальное мошенничество двадцатого века». Философ науки Карл Поппер критически отзывался о психоанализе и его направлениях. Поппер утверждал, что теории психоанализа не обладают предсказательной силой, и невозможно поставить такой эксперимент, который бы мог их опровергнуть (то есть психоанализ нефальсифицируем), следовательно эти теории псевдонаучны.

Профессор психологии Йельского университета Пол Блум отмечал, что утверждения Фрейда настолько туманны, что не могут быть проверены никаким достоверным методом и поэтому не могут быть применимы с точки зрения науки.

Согласно исследованиям Американской ассоциации психоаналитиков, несмотря на то что во многих гуманитарных науках психоанализ широко распространен, факультеты психологии относятся к нему лишь как к историческому артефакту.

В своей статье «Вреден ли психоанализ?» американский психолог Альберт Эллис дал свою оценку потенциального вреда от применения психоанализа. В частности, Эллис утверждал следующее:

  • психоанализ в целом построен на ошибочных предпосылках;
  • психоанализ уводит пациентов от нужды работать над собой и дает им оправдание бездействия;
  • психоанализ поощряет зависимость пациента от терапевта, и пациентам зачастую предлагается принять на веру интерпретации терапевта, даже если они далеки от фактов;
  • экспрессивный, катарсивно-абреактический метод психоанализа, заключающийся в принятии и высвобождении враждебности, не решает проблему враждебности, а лишь усугубляет её;
  • психоанализ развивает в пациентах конформность;
  • иррационализм психоанализа запутывает пациентов, и так страдающих от иррациональных убеждений;
  • неэффективность психоанализа подорвала у многих пациентов в США доверие к психотерапии в целом, из-за многих потраченных впустую средств и времени.

Доктор философии и скептик Р. Т. Кэрролл в своей книге «Словарь скептика» критиковал психоаналитическую концепцию бессознательного, хранящего память о травмах детства, как противоречащую современным представлениям о работе имплицитной памяти.

Интересные факты

  • Фрейд некоторое время употреблял кокаин, исследуя его влияние на организм человека, и даже прописывал его своим пациентам. Позднее он признал это вещество опасным наркотиком и отказался от него в своей практике.
  • Фрейд являлся заядлым курильщиком и жалел тех людей, которые лишены «величайшего в жизни удовольствия», как курение.
  • Проделав свой жизненный и плодотворный научно-исследовательский и творческий путь, Фрейд оставил в наследие 24 тома произведений..
  • Племянник З.Фрейда — Эдвард Бернейс внёс значительный вклад в создание современной науки Public Relations.

Библиография

Книги Зигмунда Фрейда


О Зигмунде Фрейде

  • Браун Дж. Психология Фрейда и постфрейдисты. — М.: REFL-book; Киев: Вак-лер, 1997.
  • Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1982.
  • Зигмунд Фрейд — основатель новой научной парадигмы: психоанализ в теории и практике (к 150-летию со дня рождения Зигмунда Фрейда). Материалы Международной псиоаналитической конференции. 16—17 декабря 2006 г. Москва / Под ред. А. Н. Харитонова, П. С. Гуревича, А. В. Литвинова. В 2 т. — М.: Русское психоаналитическое общество, 2006. — 421 с.; 503 с. — 1000 экз. — ISBN 5-8125-0875-5, ISBN 5-8125-0876-3
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953—1954). — М: Гнозис/Логос, 1998.
  • Лакан Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа (1954—1955). — М: Гнозис/Логос, 1999.
  • Марсон П. 25 ключевых книг по психоанализу. — Челябинск: Урал LTD, 1999. — 348 с.
  • Стоун И. Страсти ума: Биографический роман о Зигмуде Фрейде / Пер. с англ. — М: Астрель, 2011. — 857 с. ISBN 978-5-17-072051-4, ISBN 978-5-271-34221-9
  • Феррис П. Зигмунд Фрейд. — Минск: Попурри, 2001. — 432 с. — ISBN 985-438-526-4.
Поделиться: