Популярные
На фото Звево

Звево

итальянский прозаик и драматург
Биография

Биография

Родился в совершенно особой атмосфере космополитического и разноязычного австро-итало-еврейско-южнославянского города, в обеспеченной буржуазной семье, одним из семи сыновей. Отец — немец из Австрии, мать — итальянская еврейка (псевдоним писателя и означает итало-шваб, итало-немец). По образцу и настоянию отца обучался коммерции и немецкому языку в училище под Вюрцбургом. Затем продолжил учёбу уже в Триесте, увлёкся литературой и итальянским языком (который ни в виде литературного тосканского, ни в форме триестинского диалекта не стал для него родным и много лет вызывал нарекания литературных критиков). Однако в 1880 отец разорился, напрочь потерял здоровье, и будущий писатель начал самостоятельно зарабатывать на жизнь, служа в триестинском отделении Венского Юнион-банка. В 1898 он женился на итальянке из процветающей семьи торговцев, под влиянием жены перешёл в католичество, много ездил по делам лакокрасочной фирмы тестя за рубеж. Со второй половины 1870-х годов писал рассказы, с начала 1880-х — пьесы, сотрудничал с газетой «L’Indipendente», но всерьёз дебютировал романами — «Одна жизнь» (1892) и «Дряхлость» (1898). Оба были изданы за счёт автора, под псевдонимом, не нашли ни малейшего признания у критики и публики, комедии Звево не ставились, и автор на много лет отошёл от литературы.

Главная книга

В 1906 он познакомился и подружился с Джеймсом Джойсом, у которого брал уроки английского (Джойс преподавал его триестинским школьникам по методике Берлица). Джойс познакомил З. с психоаналитическими идеями Юнга и Фрейда, но, главное, именно ему писатель в решающей мере обязан литературным признанием. Высоко оценив аналитику душевного мира в романах З. 1890-х годов, Джойс добился их перевода и издания во Франции, где критика встретила новое имя с большим интересом. Под воздействием Джойса и под влиянием теории Фрейда, чью «Интерпретацию сновидений» З. начал переводить, написан его третий, наиболее известный роман «Самопознание Дзено» (1923); своеобразная романная трилогия, переполненная автобиографическими мотивами и так или иначе захватившая три десятилетия итальянской (точнее — триестинской, а шире — центральноевропейской) жизни на рубеже веков, составила ядро литературного наследия Звево. В 1925 Эудженио Монтале в миланской газете «Эзаме» откликнулся на «Самопознание» восторженной рецензией, напомнил читателям о двух давних романах З. и настоятельно предложил издателям выпустить их повторно. Это привлекло к писателю внимание уже итальянской критики и публики.

Смерть

В 1927 Звево выступил в Милане с развернутой публичной лекцией о Джойсе. В последние годы он работал над продолжением «Самопознания», оно осталось незавершенным. Давний и страстный курильщик, Итало Звево умер от остановки сердца через несколько часов после того, как был сбит на улице автомобилем.

Интересные факты

Звево является одним из основных прототипов главного героя «Улисса» — Леопольда Блума.

Произведения

Романы

  • Il Vecchione (1925—1926, не закончен).
  • La conscienza di Zeno (1923, экранизирован 1988 и 2002).
  • Una Vita (1892).
  • Senilit? (1898, экранизирован в 1962 и 1985).

Рассказы и повести

  • Argo e il suo padrone (не оконченная новелла,опубликована в посмертном сборнике "Corto viaggio sentimentale")
  • La novella del buon vecchio e della bella fanciulla (1926, повесть, экранизирована 1995).
  • Una burla riuscita (1926).
  • La Trib? (1897).
  • Assassinio di via Belpoggio (1890, экранизирован 2004).

Пьесы

  • Terzetto spezzato (1912, пост. 1927, единственная пьеса И. З., увидевшая сцену).

Эссе

  • Saggie e pagine sparse (1954).

Дневники и переписка

  • Epistolario (1966).
  • Lettere alla moglie (1963).
  • Diario per la fidanzata (1962).
  • Carteggio con James Joyce, Valery Larbaud, Benjamin Cr?mieux, Marie Anne Comn?ne, Eugenio Montale, Valerio Jahier (1978).
  • Corrispondenza con gli amici di Francia (1953).

Сводные издания

  • Tutte le opere. 3 vol./ Mario Lavagetto, ed. Milano: Mondadori, 2004.

На русском языке

  • Убийство на улице Бельподжо. По-предательски// Итальянская новелла XX века. М.: Художественная литература, 1969.
  • Самопознание Дзено. Л.: Художественная литература, 1972 (переизд. 1980, 2001).

Литература о нем

  • Gatt-Rutter J. Italo Svevo: A Double Life. Oxford; New York: Clarendon Press, 1988.
  • Lebowitz N. Italo Svevo. Piscataway (N.J.): Rutgers UP, 1978.
  • Italo Svevo et Trieste/ Jacques Bonnet, ed. Paris: Centre Georges Pompidou, 1987.
  • Jonard N. Italo Svevo et la crise de la bourgeoisie europ?enne. Paris: les Belles lettres, 1969.
  • Tortora M. Svevo novelliere. Pisa: Giardini Editori e Stampatori, 2003.
  • Fusco M. Italo Svevo, conscience et r?alit?. Paris: Gallimard, 1981.
  • Veneziani Svevo L. Vita di mio marito. Milano: Dall’Oglio, 1976 (воспоминания жены, есть англ. и фр. переводы).
  • Capelli E., Nardi I. Italo Svevo. Firenze: La nuova Italia, 1976.
  • Furbank P.N. Italo Svevo: The Man and the Writer. Berkeley: University of California Press 1966.
  • Russell Ch. Italo Svevo, the Writer from Trieste. Ravenna : Longo, 1978.
  • Nanni L. Leggere Svevo: Antologia della critica sveviana. Bologna: Zanichelli, 1975.
  • Camerino G.A. Italo Svevo e la crisi della Mitteleuropa. Firenze: Liquori, 2002.
  • Marani D. A Trieste con Svevo. Milano: Tascabili Bompiani, 2003.
  • De Angelis L. Qualcosa di pi? intimo. Aspetti della scrittura ebraica del Novecento italiano: da Svevo a Bassani. Firenze: La Giuntina, 2006.
  • Essays on Italo Svevo/ Thomas F. Staley, ed. Tulsa: University of Tulsa, 1969.
  • Italo Svevo tra moderno e postmoderno/ Longo A., ed. Ravenna: Il portico, 1995.
  • Lanquella G. Il tempo cristallizzato. Introduzione al testamento letterario di Svevo. Napoli a.o.: Edizioni Scientifiche Italiane, 1995.
  • De Laurentis T. La sintassi del desiderio: struttura e forme del romanzo sveviano. Ravenna : Longo, 1976.
  • Moloney B. Italo Svevo: A Critical Introduction. Edinburgh: Edinburgh UP, 1974.
  • La Monaca D. Poetica e scrittura diaristica. Italo Svevo ed Elsa Morante. Caltanissetta-Roma: Salvatore Sciascia, 2005.
Поделиться: