Родился в с. Аксаут Курчумского р-на Восточно-Казахстанской обл. Казахской ССР. Окончил МГУ (1969) и аспирантуру Института истории, археологии и этнографии им. Ч. Ч. Валиханова АН КазССР (1973). Во время учёбы в Москве активно участвовал в создании и деятельности неформальной организации студентов-казахов "Жас тулпар", включавшей в себя в 1960-х годах членов казахского землячества Москвы и Ленинграда. Впоследствии эта организация была сочтена властями националистической и деятельность её была взята под наблюдение КГБ и запрещена.
В 1967—1988 гг. — преподаватель, затем доцент кафедры философии в Алма-Атинском институте народного хозяйства, Алма-Атинском институте иностранных языков, ректор ИПК работников культуры и искусства (1988—1995); заведующий отделом истории и теории культуры Республиканского научного центра проблем культуры Министерства образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан; с 1997 г. — ведущий научный специалист Института Философии Министерства науки — Академии наук Республики Казахстан.
Основная тема научных исследований Акатая может быть сформулирована как «Мировоззренческий синкретизм казахов». Мировоззренческий синкретизм казахов есть совокупность идей, воззрений, представлений народа о мире, человеке, обществе. Мировоззренческий синкретизм можно трактовать как дотеоретическую форму национального общественного сознания, как его предфилософский исторический тип, как парафилософию, как «религиозно-художественно-мифологическое мировоззрение со своей онтологией, антропологией и демонологией (феноменологией духа)». Мировоззренческий синкретизм формируется у самых истоков человеческой цивилизации как наиболее возможная и, главное, доступная форма духовного освоения мира. Результаты такого освоения закреплялись исторически и передавались из поколения в поколение в виде народных традиций, обычаев, обрядов, норм поведения, общественных идеалов, обобщались и фиксировались в мифах, фольклоре, в произведениях художественного творчества, а также предметах материальной культуры. В процессе дальнейшего развития эти дух. приобретения становились неотъемлемой частью нар. сознания и его повседневного бытия, в течение веков формировали своеобразие культуры и особенности мировосприятия того или иного народа.
Соч.: Мировоззренческий синкретизм казахов. I и II вып. Алма-Ата, 1994—1995.