Франки, которых объединил под своей властью Хлодвиг I, победили в 486 году под Суассоном римлянина Сиагрия, который до того самостоятельно управлял Северной Галлией. Побежденный бежал в Тулузу, где Аларих поначалу предоставил ему убежище. Однако позднее, когда Хлодвиг под угрозой объявления войны потребовал его выдачи, вестготы уступили. Сиагрий был закован, передан франкским посланцам и затем казнён. Этот постыдный поступок Алариха позволяет сделать вывод о том, что вестготы осознавали военное превосходство франков.
Вторгшиеся в Италию остготы натолкнулись в войне против Одоакра на определённые сложности. В 490 году, когда Одоакр запер остготское войско в Тицине (совр. Павия), Аларих предпринял поход в поддержку Теодериха Великого. С помощью вестготов Теодорих возвратил себе свободу действий, победил Одоакра в битве на Адде и вынудил противника запереться в Равенне. После того как Теодорих в 493 году стал бесспорным хозяином Италии, он отдал свою дочь Тиудиготу в жёны Алариху. Этот брак соединил оба знатнейших готских королевских рода Амалов и Балтов.
В последующие годы, должно быть, происходили столкновения с франками в области средней Луары. Ещё в 496 году франками был захвачен Сент, расположенный в глубине готской территории. В том же году вестготы вернули Сент. Два года спустя, в 498 году франки заняли даже Бордо, где они захватили в плен вестготского герцога Суатрия. Впоследствии, по всей видимости, образовался вестгото-бургундский союз против франков, так как король бургундов Гундобад отсылал франкских пленных в Тулузу. Одержавший победу Гундобад в 501 году уступил готам Авиньон. Около 502 года эти столкновения закончились. Поскольку Аларих II и Хлодвиг встретились на острове посреди Луары у Амбуаза, граница между вестготами и франками, вероятно, проходила именно по этой реке. О чём велись переговоры, неизвестно, но вполне возможно, речь шла о взаимном признании владений.
Во время этих неприятностей с франками вестготы были вынуждены воевать и в Испании. Сарагосская хроника сообщает, что в 496 году в Испании поднял восстание некий Бурдунел, который в следующем году был выдан своими приближенными и сожжён в Тулузе в медном быке. Вероятно, эти события следует связывать с восстаниями багаудов, которые сотрясали Испанию в середине V века. В начале VI века произошло ещё одно восстание, поднятое неким Петром; он был убит в 506 году. Так как его голову отвезли в Сарагосу, вероятно, центром восставших была область реки Эбро, что опять же указывает на связь с багаудами. В том же году в руки вестготов перешла Тортоса. Тем самым в состав Вестготского королевства вошла значительная часть Испании.
Примечательно, что Иберийский полуостров впервые приобрёл важное значение в глазах вестготов только при появлении франкской угрозы. До тех пор они, хотя и подчинили себе значительную часть Иберийского полуострова, но сами занимали только важнейшие опорные пункты; с уверенностью можно говорить лишь о присутствии вестготов в Мериде, где в 483 году вестготский герцог совместно с епископом позаботились о восстановлении разрушенного моста через Гвадиану. Возможно, какое-то число готов поселилось в древнекастильской Месете, приблизительно в области Паленсии, после победы над свевами. При римлянах Испания казалась придатком Галлии. Процесс романизации также не затронул её (за исключением побережья Средиземного моря) в столь значительной степени, как Галлию. Начиная с 409 года, эта страна чрезвычайно пострадала от нападений вандалов, аланов и свевов. Хотя после уничтожения аланов (416—418) и ухода вандалов в 429 году, образовался определённый вакуум власти, который не сумела заполнить Римская империя, вестготы начали принимать участие в испанских делах (и то очень нерешительно) только с 456 года. После этого, во второй половине V века они постепенно присоединили этот полуостров к своим владениям. Движение осуществлялось несколькими волнами. Уже в 494 и 497 годах Сарагосская хроника сообщает о том, что вестготы поселились в Испании. Хотя на землях между Луарой и Гаронной, оказавшихся под непосредственной угрозой нападений франков, жило очень небольшое количество вестготов, тем не менее, уже тогда переселяться в Испанию решились их многочисленные соплеменники из коренных областей вестготских поселений.
Заключенный в 502 году мир с франками был нарушен Хлодвигом. Теодорих Великий упоминает в одном письме, написанном около 507 года, что франки заняли вестготскую область, и, что в боях погиб один из членов королевского рода. Король остготов, дочь которого Тиудигота стала женой Алариха II, пытался защитить своего зятя, тем более что речь шла о поддержании столь желанного для Теодориха «равновесия сил». Посоветовав Алариху II ничего не предпринимать, он обратился к Хлодвигу с призывами к миру, и пригрозил в случае отказа военной интервенцией. Западным эрулам, варнам и тюрингам Теодорих напомнил о благодеяниях Эйриха, чтобы те оказывали противодействие салическим франкам на Нижнем Рейне. Наконец, бургундам остготский король советовал отказаться от самоубийственной коалиции с Хлодвигом. Однако призывы Теодориха остались тщетны.
Вероятно, Хлодвиг I перешёл в наступление, так как решающее сражение состоялось у Пуатье, глубоко в вестготских владениях. (По поводу места битвы идут споры. Широко распространённая локализация места битвы при Вуйе не подкреплена надежными данными). В конце лета 507 года войско вестготов потерпело сокрушительное поражение. Аларих II погиб в бою, якобы от руки самого Хлодвига. Победители быстро проникли в центральные области вестготского государства и взяли Бордо и Тулузу, где в их руки попала часть королевской сокровищницы. Ошибочно говорить о том, что вся королевская сокровищница была обнаружена франками в Тулузе. Из сообщения Прокопия Кесарийского выясняется, что, по меньшей мере, значительная часть сокровищницы была перевезена для безопасности в Каркассон. Сын Хлодвига Теодорих занял Овернь; римская знать этой области сражалась в битве при Пуатье на стороне вестготов. Руководил сопротивлением Аполлинарий, сын Сидония Аполлинария, который при Аларихе II был возвращён из изгнания и назначен комитом Оверни. Впоследствии он, пойдя по стопам отца, в 515 году стал епископом города Клермона.
Причину сокрушительного поражения, которое привело к потере почти всей галльской половины вестготского государства, не следует видеть в напряженных отношениях между арианами-вестготами и ортодоксами-римлянами, которые якобы желали победы ортодоксальному королю франков. Именно Аларих II стремился к налаживанию хороших контактов с римлянами. Так, возможно, при его содействии состоялось проведение цирковых игр в Сарагосе в 504 году. Организация игр считалась императорской привилегией; Аларих мог рассчитывать предстать, таким образом, перед римлянами в облике наследника империи. На одной гемме мы видим Алариха с римской прической и по-римски побритой бородой. Принимая во внимание, какое значение в раннее Средневековье придавалось внешнему облику в качестве внешнего знака принадлежности к определённой этнической группе, можно по достоинству оценить важность такого поведения Алариха.
Исидор Севильский осуждает короля, который якобы провёл всю свою жизнь в праздности и пирах. Впрочем, его приговор, судя по тому, что мы знаем о деятельности Алариха II, не имеет под собой реальных оснований. Вероятнее всего, кажется точка зрения, согласно которой поражение явилось следствием военного превосходства франков. То, что они могли выставить на самом деле большое войско, подтверждается их успешными действиями против остготов и византийцев в готской войне. К тому же ориентированные на ближний бой франки могли быть чрезвычайно опасны для привычных лишь к конному бою на расстоянии вестготов. В том, что одно военное поражение привело к развалу государства, не последнюю роль сыграла смерть Алариха и отсутствие объявленного взрослого наследника; в первые недели после поражения, по всей видимости, не оказалось никого, кто смог бы объединить силы вестготов. Сарагосская хроника совершенно верно передает последствия битвы, когда говорит, что «Тулузское королевство было разрушено франками». Смерть короля, захват области поселения, потеря части королевской казны объясняют и подтверждают высказывание хрониста.
При Аларихе был составлен Римский Закон Вестготов, также известный под названием «Бревиарий Алариха». В этот свод было включено большинство законов из Кодекса Феодосия, новеллы поздних императоров до Ливия Севера и фрагменты из произведений античных юристов. Законы, больше не отвечавшие изменившимся условиям, были выброшены. Так, в своде отсутствуют законы, затрагивавшие церковные вопросы и направленные на дискриминацию арианства. Были исключены и некоторые устаревшие статьи о сенаторском звании, а к другим были добавлены разъяснения, сильно изменявшие их смысл. Почти ко всем законам были присоединены толкования, часто взятые из достаточно древних юридических источников и в некоторых случаях даже радикально модифицировавшие само содержание статей. Вероятно, 2 февраля 506 года Римский Закон Вестготов был обнародован перед собранием ортодоксальных епископов и знатных римлян.
Составление этого кодекса не следует принимать за какую-то уступку Алариха II по отношению к римскому населению. Скорее оно явилось следствием суверенного права вестготского государя. Свод Алариха II сыграл большую роль в будущей судьбе римского права в Западной Европе; на протяжении нескольких столетий римское право было известно только в той форме, которую придали ему правоведы вестготского короля. Под властью вестготов римляне жили в очень благоприятных условиях. Это, прежде всего, относится к низшим слоям населения, которые в Римской империи были угнетены чрезвычайно тяжелыми налогами.
В отличие от Эйриха, преследовавшего ортодоксов, его преемник Аларих II, по крайней мере, к концу своего правления, проводил другую церковную политику, сулившую большие успехи. У нас нет данных о первых годах его царствования. И, тем не менее, издание Римского Закона Вестготов означало определённое улучшение положения для ортодоксальной церкви, так как в кодекс была включена та часть римских императорских законов, которая устанавливала её статус. Речь шла об узаконивании юридического положения церкви. Для характеристики церковной политики Алариха II характерно, что он не позволил ввести в Римский Закон Вестготов 17-ю новеллу Валентиниана III; в ней император на государственном уровне санкционирует верховную власть папского престола над галльской церковью. В этом отчетливо проявляется намерение Алариха II превратить ортодоксальную церковь вестготской державы в обособленную церковь и оградить её от постороннего влияния.
В сентябре 506 году в Агде состоялся собор ортодоксальной церкви Королевства вестготов, в котором приняло участие 24 епископа. Хотя отсутствовали епископы из испанской части государства, мы можем говорить о том, что это был государственный собор: первый в германском государстве, так как епископы Франкской державы собрались только в 511 году в Орлеане, а епископы страны бургундов — в 517 году. Заседания собора вёл Цезарий Арльский, ещё совсем недавно живший в изгнании в Бордо. Он был не только необычайно учёным человеком, влияние которого на церковную жизнь того времени невозможно переоценить, но и в качестве митрополита Арльского наследником традиции, стремившейся к ограничению римского влияния на галльскую церковь. Так как усилия Алариха II, направленные на создание независимой вестготской церкви, совпадали с требованиями Цезария, последний мог даже надеяться занять место первого патриарха ортодоксальной церкви государства вестготов. Постановления собора относились к урегулированию практических вопросов церковной жизни; при этом использовались и ранние церковные юридические источники, прежде всего собрание канонов из Арля.
И все же церковная политика, начатая изданием Римского Закона Вестготов и продолженная Агдским собором, ни к чему не привела. Развал Тулузского государства воспрепятствовал проведению запланированного на 507 год государственного собора, который должен был состояться в Тулузе и в котором должны были участвовать и испанские епископы.
Значение всей политики Алариха II заключается в том, что он предпринял широко задуманную попытку интегрировать ортодоксальное население в вестготское государство. Это говорит о том, что Аларих II ни в коем случае не был слабым или незначительным правителем. Он проводил в жизнь совершенно новую концепцию внутриполитического развития, целью которой было установление гармоничных взаимоотношений между ортодоксами-римлянами и арианами-вестготами. Король намеревался управлять обоими племенами на абсолютно равноправных началах. Победы франков прервали этот многообещающий процесс.
Аларих II правил 23 года..