Ананда Кумарасвами родился 22 августа 1877 в Коломбо, его отцом был известный тамильский законодатель и философ Муту Кумарасвами, женатый на англичанке по имени Элизабет Биби, он был первым выходцем из Азии, посвященный в рыцари королевой Викторией.
После окончания Лондонского университета Кумарасвами был назначен в возрасте 26 лет директором минералогического музея на острове Цейлон. Ему принадлежит открытие в 1904 году нового минерала, который Ананда, в силу своей скромности не связал со своим именем, а назвал торианитом (радиоактивный минерал, который является окисью тория и часто содержит редкие земные элементы).
Заинтересовавшись культурным наследием Цейлона он провёл исследование оставшихся экспонатов, результатам которого стала его классическая монография «Средневековое сингальское искусство» (1908). Вскорe он оставил геологию и посвятил себя полностью исследованию искусства и культуры Индии и Цейлона. В это же время Ананда издал другую монографию — «Цели индийского искусства» (1908). В этих двух и последующих исследованиях Кумарасвами пытался восстановить и интерпретировать философию национального искусства, а не просто описывать красоты различных художественных работ. Свои работы он писал в строгом академическом стиле, активно знакомя Запад с традиционным индийским искусством.
В 1917 Ананда стал первым Хранителем индийского искусства в Музее изобразительных искусств Бостона, оставаясь на этом посту до конца своей жизни. Принимал участие в собрании персидского искусства для американских музеев. Был известен как один из ведущих специалистов по традиционной иконографии. Кумарасвами обладал обширными знаниями, любовью и пониманием разнообразных культур, священных писаний и языков. Ему приписывали знание тридцати шести языков, на которых он занимался поэзией и музыкой.
Умер 9 сентября 1949 в шатате Массачусетс.
Обширные познания Кумарасвами в западной и восточной метафизике, любовь и понимание различных культур, безупречное владение многими языками позволили ему стать блестящим интерпретатором символов и мифов различных народов, что нашло отражение в его статьях и книгах.
Годы службы хранителем в Бостонском Музее изобразительных искусств Ананда посвятил объяснению традиционной метафизики и символики. Его письма этого периода заполнены ссылками на Платона, Плотина, Климента, Филона, Августина, Фому Аквинского, Шанкары, Экхарта и других мистиков. Кумарасвами именовал сам себя Метафизиком, обращающимся к Вечной Философии, в своих работах он пытался сопоставить традиционные западные учения с восточными.
Рождённый в индусской традиции, он имел однако глубокое познание Западной традиции и испытывал любовь к греческой метафизике, особенно к Плотину, основателю неоплатонизма.
Всё это позволило Кумарасваме увидеть общее в западной и восточной традиции, установить единство Веданты и учения Плотина. Многие работы Кумарасвами посвящены реабилитации буддизма, в возникновении которого некоторые традиционалисты усматривали лишь восстание кшатриев против власти браминов.