Азиз Несин родился 20 декабря 1920 года в Хейбелиаде, одном из Принцевых островов, о котором сам Несин говорил, что это — «райский уголок, где не положено жить такому, как я. Эта летняя резиденция самых влиятельных турецких толстосумов стала моей родиной. Сильные мира сего не могут обойтись без бедняков, они очень нуждаются в их жилистых руках. Вот поэтому-то мы и жили на Хейбелиада». В 1934 году в Турции вышел закон, который упразднил титулы и старые формы обращения, и будущий писатель взял себе фамилию «Несин», означающую «Что ты есть?». «Я надеялся, — поясняет он, — что, когда люди будут обращаться ко мне по фамилии, я стану задумываться над тем, что я и кто я». Позднее, в поисках очередного псевдонима, было выбрано имя отца — Азиз. Хотя помимо этого, основного псевдонима, у Мехмет Нусрета было более пятидесяти псевдонимов. Это отчасти объяснялось острым социально-политическим характером его сатирических произведений.
В 1939 году он окончил военно-техническое училище, получил специальность сапера и чин младшего офицера. Служба его протекала поначалу во Фракии, затем на востоке страны, в районе Карса, а перед самым увольнением в 1944 году в столице — Анкаре, немало обогатив уже начавшего писать Несина жизненным материалом, который впоследствии послужил основой многих его художественных произведений. В 1937—1939 гг. слушал лекции в Академии изящных искусств.
С 1943 года начинается журналистская деятельность Азиза Несина в газетах «Еди Гюн», «Тан» и многочисленных периодических изданиях. Большое влияние на формирование Несина в идейном и эстетическом планах оказало его знакомство с Сабахаттином Али и сотрудничество в еженедельнике «Марко Паша», который освещал важнейшие события международной и внутриполитической жизни, иронизировал по поводу действий правящей партии, высмеивал отдельных политических деятелей, сетовал на горькую участь крестьян и городских тружеников. В 1957 году Азиз Несин совместно с писателем Кемалем Тахиром основывает издательство «Дюшон», в котором увидели свет книги многих турецких авторов.
Издательская практика Азиза Несина никогда не определялась личными интересами. Она всегда согласовывалась с общественной потребностью, которую гражданское чутье писателя улавливало с удивительной проницательностью. Именно сознание общественной необходимости дало жизнь «Литературному ежегоднику фонда Азиза Несина». Ежегодник объёмом более чем в тысячу страниц выходил с 1976 года на протяжении десяти лет, до того времени, пока Азиз Несин не занялся активной общественно-политической деятельностью. Ежегодник включал в себя материалы, касающиеся турецкой литературы, годичные обзоры прозы, поэзии, детской литературы, театра, изобразительного искусства. Предприятие в финансовом отношении было убыточным, но издателем руководило сознание той огромной пользы, которую оно приносит и будет приносить в будущем.
Азиз Несин не только автор множества статей, фельетонов, эссе, новелл, сказок, романов, пьес — он ещё и общественный деятель и великолепный организатор литературных сил страны. По его инициативе в 1976 году были созданы «Общество Назым Хикмета», призванное изучать и пропагандировать творчество поэта, составляющее национальную гордость турок, и «Общество сторонников мира», выступавшее против угрозы термоядерной войны и присутствия американцев в Турции. На протяжении тринадцати лет (1976—1989) возглавлял «Синдикат писателей Турции», призванный не только охранять авторские права литераторов, но и «отстаивать интересы эксплуатируемого человека, на стороне которого должна выступать социальная литература, впитавшая в себя революционные идеи». После государственного переворота 1980 года деятельность Синдиката вместе с другими профсоюзами была «приостановлена», по существу же, запрещена, а семнадцать его руководителей преданы суду по стандартному обвинению в «коммунистической деятельности и пропаганде». Государственный прокурор требовал для литераторов тюремного заключения сроком от восьми до пятнадцати лет. Когда в турецких газетах появилось сообщение о предстоящем судебном процессе, Азиз Несин находился в Москве на лечении. Получив это известие, он дал знать прокурору, что по выздоровлении тут же вернется на родину, чтобы разделить участь своих товарищей. Писатель надеялся, что опыт, накопленный им в деле защиты справедливости, поможет оградить руководителей Синдиката от необоснованных обвинений. Затянувшийся на несколько лет судебный процесс закончился оправданием подсудимых.
Азиз Несин автор 34 сборников сатирических и юмористических рассказов, сборников сатирических сказок «В одной стране» (1958) и «Хоптиринам» (1960), восьми романов, в том числе романа «Король футбола», автобиографического романа «Так было, но так не будет», шести пьес. Сатира А. Несина направлена против социальных пороков, политического приспособленчества. В своем творчестве он неизменно ратовал за свободу, независимость и чистоту человеческих отношений как в Турции, так и во всем мире. Излюбленный герой А. Несина — мелкий чиновник, интеллигент-неудачник, бедняк, мечущийся в поисках работы, то есть человек из народа. Общий тираж изданных произведений писателя в 2010 году составил более 8 миллионов экземпляров.
Первые литературные опыты А. Несина связаны с поэзией. В 1939—1943 гг. он печатал стихи в газете «Еди Гюн». Однако Назым Хикмет посоветовал ему не тратить время на это занятие, потому что стихи его никудышные. «Пиши рассказы и романы», — сказал он.
Первые рассказы были опубликованы в 1943 г в журнале «Миллет». "Когда я закончил свой первый рассказ (я полагал, что читатели будут проливать над ним слезы) и принес его в журнал, редактор, человек очень недалекий, вместо того чтобы плакать, залился веселым смехом и проговорил: «Молодец… Прекрасно. Пиши еще такие рассказы и приноси нам…», — иронизировал писатель о начале своей творческой карьеры.
Азиз Несин обращается к самым разным жанрам: рассказам, сказкам, пьесам, романам, статьям. Брошюра «Куда мы идем?», выпущенная Несином, подвергала резкой критике «доктрину Трумэна», выдвигавшую американскую программу помощи Турции, а на деле ввергавшую страну в кабальную зависимость от американского капитала. В своих «Воспоминаниях ссыльного» (1957) Несин описывает полное лишений время, когда он был сослан на полтора года в город Бурса. В общем в заключении прошли пять с половиной лет жизни писателя. Будучи в тюрьме, Несин не теряет не покидавшее его чувство «грустного» юмора, и так пишет об этом этапе своей жизни — « Наши отцы рассказывали с гордостью о войнах и сражениях, в которых они участвовали. Мы лишены таких воспоминаний. Нашим детям мы сможем поведать лишь о тюрьмах, полиции, судах да допросах».
Поражает неистощимая изобретательность А. Несина в выборе сюжетов и формы подачи материала. Тематика его произведений очень богата: продажность госслужащих, безработица, безземелье крестьян, преследование прогрессивной мысли. Писателя волновали проблемы жилья, здравоохранения, просвещения. Он высмеивал эгоизм, произвол, низкопоклонство, взяточничество, религиозный фанатизм. «Многих удивляет, — говорит Азиз Несин, — количество написанных мною рассказов. Их более двух тысяч. А чему здесь удивляться? Если бы семья, которую я содержу, состояла не из десяти, а из двадцати человек, я вынужден был бы писать в два раза больше».
В 1953 году вышел его сборник «Что осталось». В предисловии к нему автор даёт любопытную сценку: «Однажды к врачу по нервным болезням приходит пациент: Доктор, я болен. Я не могу жить так, как жил раньше. Когда я ем, перед моими глазами стоят голодные и кусок застревает в горле. Вместе с разутыми и раздетыми я мёрзну на дорогах. Я считаю себя виновным в каждом преступлении. У меня такое чувство, будто нож убийцы держали и мои руки, а пуля, пущенная в чужую грудь, застряла у меня в сердце. Бремя всех преступлений легло на мои плечи. Я уже забыл, как смеюсь.Врач кладёт руки на плечи больного, подводит к окну, распахивает шторы и пальцем показывает на яркую цирковую афишу на противоположной стороне. На ней лицо клоуна, растянутое в лукавой улыбке.Дорогой, — говорит доктор, — Ты видишь того клоуна? Я рекомендую сходить на его представления. Ты забудешь и печаль, и грусть, и заботы. Вновь станешь смеяться, жизнь снова засветится для тебя улыбкой.Больной склоняет голову: — Доктор, так ведь это я, это я — тот клоун…».
Произведения Азиз Несина пронизаны смехом и переполнены болью. Они заставляют смеяться читателя, однако при этом будят его мысль, открывают глаза на царящее вокруг зло. О своем творческом кредо и общественном смысле литературной деятельности Азиз Несин писал, что честным людям стыдно и больно осознавать, что много наших соотечественников пребывает во мраке Средневековья, голоде и неверии в завтрашний день — и тут же рядом счастливые, процветающие пользуются за их счет всеми благами жизни. Поэтому необходимо писать рассказы, чтобы люди смеялись, задумываясь над жизнью, и, задумываясь, смеялись.
А. Несин — лауреат нескольких международных конкурсов писателей-сатириков:
Умер Азиз Несин в год своего восьмидесятилетия (1995), оставив огромное литературное наследие, доброе имя и Вакыф-фонд. В шестидесяти километрах к западу от Стамбула, в местечке Чаталджа, в окружении низких построек и фруктовых деревьев, высится четырёхэтажное каменное здание. Нет, это не загородный дом всемирно известного писателя. Это созданный на его средства и рассчитанный на восемьдесят пять мест интернат для круглых сирот и детей из бедных семей. Здесь они живут с трехлетнего возраста и учатся до восемнадцати лет в местной школе с условием, что в дальнейшем получат специальность, а тот, кто проявит особую способность, продолжит учёбу в высшем учебном заведении. Все средства, доходы от книг писатель завещал интернату, а своим четырём детям сказал, что свой хлеб они должны добывать собственным трудом. Вести дела Фонда Азиз Несин поручил сыну Али, поэтому доктор физико-математических наук и философии вернулся в Турцию из Соединенных Штатов и так же, как и отец, поселился в Чаталдже.