Король Ирландии приходит к Брану, чтобы просить руки его сестры Бранвен. Бран соглашается, но во время празднования помолвки Эфнисин, единокровный брат Брэнвен и Брана, прибывает и расспрашивает о случившемся. После всех объяснений Эфнисин, разъяренный тем, что Брэнвен была отдана в жены без его разрешения, принимает ответные меры, калеча лошадей короля. Король возмущается, пока Бран не дарит ему волшебный котел, который возвращает мертвых к жизни.
Однажды в Ирландии, Бранвен, безжалостно угнетаемая мужем, вынуждена работать на кухне. Она приручает скворца и посылает его через Ирландское море с сообщением к брату Брану, который проплывает с их братом, Манавиданом, от Уэльса до Ирландии, чтобы спасти ее. Когда король видит гиганта, он молит о мире, и в доказательство честности своих намерений, строит дом, достаточно большой, чтобы войти Брану. Король соглашается позволить Брану жить с ними и отдать свое королевство Гверну, его сыну от Бранвен. Однако эта идея не понравилась Ирландским лордам, поэтому они скрываются в мешках с мукой, чтобы напасть на уэльсцев. Эфнисин разгадывает план и убивает их, сидящих в мешках, затем бросает Гверна в огонь.
Из-за волшебного котла ирландцы сначала имеют преимущество в следующей войне. Когда мертвых ирландских воинов клали в котел, они приходили в себя и были в состоянии бороться так же как раньше, хотя и не могли говорить. Эфнисин ложится среди мертвых, и его помещают в котел, после чего тот ломает его, разрывая его сердце и в процессе умирая. Уэльсцы в конечном счете выигрывают войну, но в живых остаются только семеро мужчин. Сам Бран умирает от смертельной раны ноги, и приказывает, чтобы его голова была отделена и похоронена в Лондоне. Когда оставшиеся в живых возвращаются в Великобританию, Бранвен умирает от горя, веря, что она была причиной войны. Похоронили ее около Реки Алоу в Англси.
В течение семи лет семеро выживших, среди которых Манавидан и Придери, остаются в Харлехе, где их развлекает голова Брана, которая продолжает говорить. Позже они уходят дальше к Гвалесу (часто идентифицируемом с Островом Грэшолм в Уэльсе), где живут в течение восьмидесяти лет, не чувствуя течения времени. В конечном счете, один из мужчин открывает дверь владений, обращенных к Корнуоллу, и горе случившегося с ними возвращения. Как было им сказано, приносят молчащую теперь голову к «Белому Холму» (считается, что это место, где теперь стоит Лондонский Тауэр), и хоронят ее лицом к Франции, чтобы отразить вторжение. Образ говорящей головы, как полагают, происходят из древнего кельтского «культа головы». Кельты считали голову «домом души».
Согласно Уэльским Триадам, голова Брана была похоронена в Лондоне, где теперь стоит Белая Башня. Пока она останется там, Великобритания будет ограждена от вторжения.
Однако, Король Артур выкопал голову, объявив, что защитой стране будет только его большая сила. Многие связывают нынешнюю традицию держать в Лондонском Тауэре воронов на попечении Рэвенмэстера (Йоменского Привратника) с легендой о Бране, имя которого означает Ворона.
Некоторые ученые отметили общие черты между Браном Благословенным и Королем-Рыбаком — персонажем артуровского цикла, хранителем Святой Чаши Грааля.
Король Рыбак сначала появляется в романе 12-ого столетия Кретьена де Труа «Персеваль, или Повесть о Граале». В романе Король страдает от смертной раны в ноге (рана на ноге была и у Брана), но остается в живых в своем мистическом замке из-за свойств Чаши Грааля, ожидая излечения от Персиваля.
Более поздний автор, Роберт де Борон, описывает историю Чаши с древних времен, и говорит, что первый Король Рыбак был человеком по имени Брон (Bron).
Также уэльское сказание о Пердуре, сыне Эфрауга является версией истории Персиваля, но с некоторыми существенными отклонениями: герой посещает таинственный замок, но находит не Чашу Грааля, а скорее отделенную человеческую голову. Некоторые произведения приписывают Чаше Грааля власть воскрешать павших, наподобие котла Брана.