Популярные
На фото Далида (Иоланда Кристина Джильотти)

Далида (Иоланда Кристина Джильотти)

французская певица
Дата рождения:
1933-01-17
Дата смерти:
1987-05-03
Биография

17 января 1933 года в итальянской семье, жившей в Каире, родилась девочка, названная Иоландой Кристиной. Ее отец, Пьетро Джильотти, играл на скрипке в Каирском оперном театре. Джузеппина, жена Пьетро, родила ему троих детей – кроме Иоланды, у супругов Джильотти было двое мальчиков, старший Орландо и младший Бруно.

Единственная дочь Пьетро и Джузеппины доставила им немало проблем, будучи еще совсем крошкой. На свет она появилась с помощью акушерских щипцов, а когда позже узнала об этом, навсегда обрела страх удушья. В десятимесячном возрасте у девочки начали болеть глаза, и из-за ошибки врача до четырех лет Иоланда перенесла две операции. Из-за огромных очков, которые ей пришлось носить, девочку часто дразнили, но в тринадцать лет очки она выбросила в окно и очень быстро превратилась из нескладного подростка в очаровательную девушку.

Школа, в которой училась Иоланда, была католической, но в ней существовал театральный кружок. В школьных спектаклях, поставленных по библейским сюжетам, впервые проявился актерский талант будущей знаменитой певицы.

В 1945 году умер отец Иоланды, с деньгами в семье было очень плохо, и потому, окончив школу, девушка сразу устроилась на работу секретаря в фармацевтической фирме. В восемнадцать лет необычная красота позволила Иоланде стать второй из победительниц конкурса «Мисс Ундина». Но личную жизнь девушки эта удача сильно испортила – в журналах появились фотографии Иоланды в купальнике, что ее родственники и соседи сочли позором, а жених Иоланды расторг их помолвку. Девушке пришлось уйти из дома, и вскоре она нашла работу манекенщицы в агентстве «Донна». В 1953 году Иоланда решилась на новую операцию, мечтая избавиться от оставшегося с детства косоглазия. Операция оказалась успешной, но до конца жизни Иоланда не выносила темноты. Единственным плюсом ее проблем со зрением стал особенный взгляд, придававший удивительный оттенок красоте этой женщины.

В 1954 году Иоланда приняла участие в очень престижном конкурсе и получила звание «Мисс Египет».  После этой победы девушку пригласили сняться в кино, и она сыграла небольшие роли в картинах «Стакан и сигарета» и «Маска Тутанхамона». Для фильма «Стакан и сигарета» Иоланда записала первую свою песню под названием «La luna negra». Тогда же она выбрала себе псевдоним – имя героини из библейской притчи о Самсоне и Далиле.

В декабре 1954 года Иоланда уехала в Париж и там мгновенно поклялась себе, что никогда не покинет этот город. Однако столица Франции, столь приглянувшаяся девушке, встретила ее не слишком дружелюбно. Иоланда плохо знала язык, испытывала страшные финансовые проблемы и целыми днями бегала по агентствам. Поняв, наконец, что карьера актрисы ей пока не светит, Иоланда начала заниматься вокалом – и обрела в лице учителя пения первого поклонника своего голоса. Ролан Берже увидел в египетской девушке будущую звезду и посоветовал ей ходить на прослушивания. Первый ангажемент Иоланда получила в клубе «Villa d'Este», где благодаря красоте, бурному темпераменту и низкому голосу ее прозвали «Калласс Варьете» и «Черная Орхидея».

Именно в этом клубе Иоланда познакомилась с писателем Альбертом Машаром, предложившем певице заменить одну букву в ее псевдониме. Она последовала совету и покорила музыкальный Олимп под именем Далида. В 1955 году она попытала счастья на конкурсе «Номер 1 завтрашнего дня», который организовали директор знаменитого парижского зала «Олимпия» Бруно Кокатрикс и радиостанция «Европа-1». Этот конкурс не принес ей победы, но подарил новые знакомства: начинающую певицу заметили сразу двое музыкальных «китов» – Люсьен Моррис, директор «Европы-1», и Эдди Барклай, владелец фирмы звукозаписи. Моррис немедленно занялся карьерой Далиды, и их совместная работа вылилась вскоре в бурный роман.

На первом диске Далиды  были записаны модные в те годы испанские песни Глории Лассо. Пластинку назвали «Madona», и она прошла незамеченной. Но в 1956 году певице снова улыбнулась фортуна: ее песня «Bambino» мгновенно взлетела на вершины хит-парадов, и фирма «Барклай» подписала с Далидой контракт. Чтобы стать знаменитостью, Далиде потребовался всего лишь год – в начале 1957 количество проданных пластинок с «Bambino» достигло трехсот тысяч, и певица стала обладательницей Золотого диска. Далее последовали новые хиты – «Gondolier», «Come prima», «Ciao, ciao Bambina» – и множество музыкальных наград. Имя и фотографии новой звезды не сходили с журнальных обложек. Далида отправилась в гастроли по Франции, а затем и по всей Европе, а в 1958 году выступила в США. В Америке ей предложили остаться, но певица ответила отказом.

В 1959 году Далида вернулась в Каир, ступив на родную землю триумфатором. Помирившись со своей семьей, она перевезла ее в Париж.

В те годы быстро входил в моду новый музыкальный стиль – «йе-йе», и Далида последовала моде, изменив даже свою внешность – ее роскошные черные волосы обрели рыжий оттенок, а потом и вовсе посветлели. Произошли перемены и в ее личной жизни – в 1961 году Люсьен Моррис решился, наконец, на законный брак, и Далида вышла за него замуж. Но их страстный роман уже потерял для нее новизну, и скоро Далида влюбилась в молодого художника Жана Собески. Моррис оказался ревнив и не смирился с изменой, так что брак продлился едва год.

Ссора с Моррисом, который был певице не только мужем, но и весьма могущественным покровителем, существенно сказалась на карьере Далиды – она осталась в жестком мире шоу-бизнеса совершенно одна. Теперь все зависело только от самой певицы – от ее таланта, фантастического трудолюбия и выдержки. В декабре 1961 года, выступая в «Олимпии» со своей премьерой, Далида исполнила помимо известных уже публике песен «Itsi bitsi petit Bikini» и «24 000 baisers» – песни из репертуара Джонни Холлидея, кумира молодежи. Судьба певицы решилась тогда раз и навсегда – и зрители, и пресса приняли ее с восторгом, а Люсьен Моррис, присутствовавший на концерте, первый начал аплодировать бывшей возлюбленной стоя. После этой победы Далида отправилась на долгие гастроли по Китаю и Вьетнаму, где тоже обрела огромную популярность.

Летом 1962 года Далида рассталась с Жаном Собески и купила особняк на холме Монмартр, в котором прожила до конца своих дней.

В середине шестидесятых популярность Далиды только возрастала. Правда, ее попытки сделать карьеру киноактрисы успеха так и не принесли, но как певица она была на вершине славы. К сожалению, эта вершина не слишком  затеняла собой личное одиночество певицы. Осенью 1966 года итальянская фирма звукозаписи RCA предложила Далиде спеть на фестивале в Сан-Ремо вместе с Луиджи Тенко, молодым и очень талантливым автором-исполнителем. Увидев Луиджи, Далида мгновенно влюбилась в него и согласилась петь на фестивале – лишь ради того, чтобы помочь любимому добиться признания. Однако это согласие обернулось настоящей трагедией – песня Луиджи не прошла в финал, и, узнав об этом, он застрелился. Его тело обнаружила первой Далида.

Перенести такой удар певица оказалась не в силах – после месячных страданий она тоже попыталась покончить с собой, приняв барбитураты в том самом парижском отеле, где еще недавно была счастлива с Луиджи. Но ей в очередной раз повезло: горничная, увидев, что в номере Далиды нет света, удивилась такому непривычному факту, и певицу удалось спасти.

В больницу к Далиде ежедневно приходил с цветами Люсьен Моррис, с которым она сумела сохранить нежную дружбу. Выздоровление шло медленно и болезненно, у певицы временно пропал голос, потребовались операции по пересадке кожи – и все это время к ней приходили тысячи писем от поклонников. Когда, наконец, состоялся первый после болезни концерт Далиды в «Олимпии», ее дорогу к сцене устлали розами.

Из-за трагедии репертуар Далиды изменился, став более философским и сложным, а сама певица говорила, что целых три года стали для нее «временем зимы». Она стала много читать, увлеклась буддизмом в поисках смысла жизни, ходила к психоаналитикам, пытаясь разобраться в себе. Намеревалась и бросить музыку, но, по счастью, не сделала этого. В 1968 году Далиде вручили медаль Парижа и медаль Президента Франции.

Год спустя певица познакомилась с Арно Дежарденом, продюсером, писателем и путешественником, и отправилась с ним в Индию, Непал и Тибет за «мудростью Востока». Дежарден сделался ее духовным учителем – но более всего помог тем, что устроил встречу с индийским мудрецом. Мудрец буквально вернул Далиду к жизни, назвав ее миссией пение, несущее радость людям.

Осенью 1970 года певицу потряс новый удар – покончил самоубийством Люсьен Моррис. На его похороны Далида приехать не смогла, так как должна была петь в Афинах, но выступала в этот вечер для Люсьена и утверждала потом, что чувствовала в зале его присутствие. И снова сменила свой репертуар, решив, что отныне будет петь лишь то, что интересно ей самой.

Кокактрис, директор зала «Олимпия», не поверил в успех нового репертуара Далиды, и она сама арендовала в 1971 году «Олимпию» на целых три недели. Сомнения мучили и певицу, но публика приняла новые песни с прежним восторгом. В 1972 году Далида записала одну из самых знаменитых своих песен – «Paroles, paroles». Песня была исполнена дуэтом с Аленом Делоном, и, хотя до них «Paroles, paroles» исполнили на итальянском Альберто Люпо и Мина, всемирная слава пришла к этой песне именно благодаря французской версии.

В этом же году Далида обрела новую любовь – ее мужчиной стал Ришар Шамфре, художник и авантюрист с весьма эксцентричной репутацией, считавший себя реинкарнацией легендарного колдуна графа Сен-Жермена. Но репутация Ришара нисколько ее не волновала, и рядом с ним певица была счастлива целых девять лет.

В 1973 году певица исполнила песню «Il venait d`avoir 18 ans», написанную Паскалем Севреном, – о любви восемнадцатилетнего юноши и женщины, вдвое старшей его. Песня превратилась в очередной хит Далиды, а о том, что похожая история случилась в жизни самой певицы, мир узнал только после ее смерти – Далида никогда не любила афишировать свою личную жизнь, и родственники поддерживали ее в этом.

Именно Далида, чутко следившая за модой, стала первой певицей диско на французском языке и перепела в этом стиле собственные ранние песни. Ее попурри «Generation-78» – один из первых видеоклипов в истории музыки. В том же стиле Далида исполнила народную египетскую песню «Salma ya Salama», благодаря ей ставшую мега-хитом. В 1979 году певица, никогда не забывавшая про арабские страны, впервые спела по-арабски в родном Египте.

В начале восьмидесятых Далида пребывала в зените славы, ездила по Европе со своим шоу, и никто не знал, насколько болезненным был ее разрыв с Ришаром Шамфре. В 1982 году ее давний друг Франсуа Миттеран получил на президентских выборах поддержку певицы, за что сама Далида подверглась жесткой критике и обзавелась прозвищем «Розовая пантера». На целых два года Далида, чувствовавшая себя преданной французами, пропала для французской публики и французской прессы, уехав из Парижа в мировое турне.

Она вернулась во Францию в 1983 году с новым альбомом и летом узнала, что Ришар Шамфре, ее последняя любовь, покончил жизнь самоубийством – так же, как и двое других мужчин, которых она любила. Эта смерть отняла у Далиды все душевные силы, и теперь ее состояние заметили не только близкие люди, но и публика на концертах. Безжалостная пресса окрестила певицу «черной вдовой». Видимо, переживания сказались и на ее здоровье: в 1985 году Далиде пришлось перенести две серьезные операции из-за вновь возникших проблем с глазами – яркие прожектора на сцене стали причинять ей нестерпимую боль.

Год спустя Юсеф Шаин, египетский режиссер, пригласил певицу сыграть главную роль в картине «Le sixieme jour». Фильм обрел успех, а Далида – долгожданную славу киноактрисы, но этот триумф уже не слишком ее обрадовал. Фатальное одиночество угнетало Далиду все больше и больше, начались длительные депрессии, и она проводила очень много времени в своем пустом особняке. Творческая карьера певицы практически закончилась, хотя свою деятельность она и не прекратила – читала сценарий мюзикла, где ей предложили роль Клеопатры, присутствовала на вручении премии «Сезар», появлялась изредка на телевизионных каналах. Ее последний концерт состоялся в апреле 1987 года в Анталии.

Ночью 3 мая 1987 года Далида повторила судьбу своих возлюбленных – добровольно рассталась с жизнью, приняв смертельную дозу снотворных таблеток и оставив записку о том, что жизнь стала для нее невыносимой.

Похороны Далиды состоялись 7 мая, и кладбище Монмартр собрало у себя чуть ли не весь Париж, пришедший проститься со своей легендой. Именем певицы названа одна из парижских площадей. Любовь французов к своей звезде оказалась столь велика, что Далиде установили памятник в столице – третьей женщине после воительницы Жанны д’Арк и актрисы Сары Бернар.

Поделиться: