Якоб Либман Бер родился 1791 в Тасдорфе, близ Берлина в семье банкира Якоба Бера, немецкого еврея. Позже, став наследником деда по материнской линии, Мейера, присоединил его фамилию к своей.
Музыкой занимался с раннего детства, с 1797 года обучался у Ф. Лауска, выступал как пианист-вундеркинд. С 1803 года игре на фортепиано учился у Муцио Клементи; теорию музыки и композицию изучал у К. Ф. Цельтера и Б. А. Вебера, а затем, с 1810 года, у аббата Г. Й. Фоглера в Дармштадте. Вместе с другими учениками Фоглера: К. М. Вебером, Я. Г. Вебером и И. Б. Генсбахером образовал так называемый «Гармонический союз» (Harmonischer Verein), видевший свою цель в борьбе за новую музыку.
В 1811 году после исполнения оратории «Бог и природа» Мейербер получил в Дармштадте место придворного музыканта. В 1812 году он дебютировал как оперный композитор, однако поставленная в Мюнхене опера «Клятва Иевфая» потерпела неудачу; лишь относительный успех имела комическая опера «Хозяин и гость», поставленная в 1813 году в Штутгарте. Эта же опера в новой редакции и уже под названием «Али-мелек, или Два калифа» год спустя была представлена в Вене. В столице Австрии молодой композитор был встречен холодно: критика не обнаружила у него наличия мелодического дара, музыку его нашла банальной и тяжеловесной.
Некоторое время Мейербер брал уроки у Антонио Сальери, а в 1816 году по его совету отправился в Италию.
В Италии Мейербер жил до 1824 года; здесь он изучал итальянский оперный стиль, в том числе партитуры Дж. Россини, овладевал принципами вокального письма. В Италии были написаны оперы «Ромильда и Констанца», поставленная в Падуе в 1817 году, «Узнанная Семирамида» (1819, Турин), «Эмма Ресбургская» (1819, Венеция), а также для миланского т-ра «Ла Скала» оперы «Маргарита Анжуйская» (1820) и «Изгнанник из Гренады» (1822). Именно здесь к композитору пришло признание; наибольший успех имела опера «Крестоносец в Египте». Написанная в 1824 году, опера уже в 1825-м была представлена в Париже и Лондоне, а через несколько лет — в США, Бразилии).
В Германии же итальянские оперы Мейербера успеха не имели, а друзья по «Гармоническому союзу» восприняли перемены в его стиле как измену национальной традиции.
В 1825 году Мейербер по приглашению Россини посетил Париж и с 1827 года жил преимущественно во Франции.
В Париже Мейербер сблизился с драматургом Эженом Скрибом, ставшим его постоянным либреттистом. На либретто Скриба были написаны, в частности, оперы «Роберт-Дьявол» (1830) и «Гугеноты» (1835), принесшие композитору мировую славу.
В 1842 году прусский король Фридрих Вильгельм IV предложил Мейерберу пост генерал-музикдиректора театра «Королевские зрелища» в Берлине. На этом посту композитор проработал до 1846 года, написал несколько опер, в том числе «Лагерь в Силезии» (1844), в которой пытался возродить традиции немецкого зингшпиля, а также музыку к драме своего брата, М. Бера, «Струэнзе» (1846).
Как руководитель театра Мейербер, помимо своих собственных, ставил оперы К. М. Вебера; оказал протекцию Р. Вагнеру — и как композитору, поставив его оперу «Летучий Голландец», и как дирижёру. В дальнейшем Вагнер не раз поминал Мейербера недобрым словом в своих антисемитских сочинениях, представляя как образец «еврейства в музыке»; в то же время был вынужден признать: «Без Мейербера я был бы ничто».
В 1846 году Мейербер вернулся в Париж. Здесь в 1849 году в «Гранд-Опера» с большим успехом была поставлена его опера «Пророк» на либретто Скриба.
Герои оперы «Пророк» — Иоанн Лейденский и вожди анабаптистов: Иона, Матисен и Захарий. Историческая основа сюжета взята из времён мюнстерского восстания анабаптистов в 1534 году. Фанатически настроенные анабаптисты захватили город Мюнстер и, следуя библейским заветам, создают в нём «Царство Сиона». Разумеется, либретто Скриба (как и музыка Мейербера) разрабатывает вечные для оперы темы: любовь, ревность и месть.
По предложению театра «Опера комик» Мейербер написал оперы «Северная звезда» (1854) и «Динора» («Плоэрмельское прощение», 1859), начал, но не закончил оперу «Юность Гёте». В 1862—1864 годах композитор работал над оперой «Африканка», которая была поставлена уже после его смерти; главную роль исполнил Франческо Таманьо.
Растущая популярность Вагнера привела к тому, что произведения Мейербера, некогда очень модные, во второй половине XIX века выпали из репертуаров; впоследствии интерес к нему возродился.
Среди произведений Мейербера других жанров — несколько кантат, Stabat Mater, Miserere, Te Deum, песни и романсы, несколько оркестровых пьес.
Мейербер является создателем жанра французской большой оперы; его творчество оказало значительное влияние на европейский музыкальный театр эпохи романтизма.