Родился 23 мая 1977 года в селе Чибирлей Кузнецкого района Пензенской области. Отец Евгения, Александр Константинович, был столяром, плотником, мебельщиком (скончался через четыре дня после похорон сына). Мать — Любовь Васильевна, по специальности мебельщик-технолог. Евгений окончил девять классов общеобразовательной школы в посёлке Курилово Подольского района Московской области, а затем работал на мебельной фабрике (сборщиком, обойщиком, раскройщиком), учился на шофёра.
В год с лишним Евгений был крещён, однако нательного креста не носил и лишь в 1988 (или 1989) году бабушка сводила Евгения в храм, где ему дали крестик. Хотя мать Евгения отрицательно относилась к ношению сыном креста, он и не думал его снимать; лишь со временем переменил цепочку на толстую верёвочку.
Позже в плену Евгений был единственным, на ком был нательный крест, что вызывало особую ярость в его пленителях, предлагавших ему для сохранения жизни снять с себя крест и назваться мусульманином. После отказа снять крест последовал трёхмесячный плен, сопровождавшийся издевательствами и пытками, в завершении которого после окончательного и бесповоротного отказа снять с себя крест он был подвергнут мучительной казни.
Крестик Евгения был найден в могиле на его обезглавленном теле, а позже мать Евгения передала его в храм святителя Николая в Пыжах, в котором он несколько лет хранился в алтаре
В настоящее время нательный крест воина-мученика Евгения передан его маме и хранится у неё.
В городе Озёрске Калининградской области проходил учебное подразделение в воинской части учебной части № 2631 пограничных войск РФ (ныне расформирована).
После учебного подразделения 25 июня 1995 года призван в армию и служил гранатомётчиком на 3-й пограничной заставе 2-й мотоманёвренной группы 479 Пограничного отряда особого назначения (в/ч 3807, расформирована в 1998 году) современного Краснознамённого пограничного управления ФСБ России по Калининградской области на границе Ингушетии и Чечни. Военную присягу принял 10 июля 1995 года.
13 января 1996 года направлен в полугодовую командировку под командование Назранского пограничного отряда (воинская часть № 2038-?(2094)), где, прослужив один месяц, попал в плен.
13 февраля 1996 года вместе с рядовыми Андреем Трусовым, Игорем Яковлевым и Александром Железновым заступил на пост. Во время дежурства ими была остановлена машина «Скорой помощи» под управлением бригадного генерала «Чеченской Республики Ичкерия» Руслана Хайхороева, в которой перевозилось оружие. При попытке досмотра солдаты были захвачены в плен. После обнаружения их исчезновения с поста, солдат сначала объявили дезертирами. Милиционеры приходили домой к матери Родионова искать сына после его исчезновения. Версия того, что солдаты попали в плен, была принята после детального осмотра места происшествия и обнаружения следов крови и борьбы.
Евгений Родионов был убит в плену 23 мая 1996 года. В убийстве признался Руслан Хайхороев. В присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «…У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…». 23 мая, после 100 дней плена и жестоких пыток, Евгению Родионову и его сослуживцам было предложено снять нательный крест и принять ислам. Евгений Родионов отказался снять крест, за что был обезглавлен. Та же участь постигла и Андрея Трусова, а Игоря Яковлева и Александра Железнова расстреляли.
Вскоре после захвата в плен мать Евгения, Любовь Васильевна, приехала в Чечню на поиски сына, как считалось, дезертира. Его командир сообщил ей, что он в плену, но не проявил никакого участия к его судьбе. В конце концов, она была вынуждена заплатить боевикам деньги, чтобы узнать место захоронения сына. Тело Евгения мать опознала по нательному кресту. Позже результаты опознания подтвердила экспертиза.
Похоронен Евгений Родионов близ деревни Сатино-Русское Подольского района Московской области, возле церкви Вознесения Христова.
В конце 2003 года было предложено канонизировать Евгения Родионова. Одним из инициаторов прославления Евгения был председатель Комитета «За нравственное возрождение Отечества», настоятель храма святителя Николая в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов. В начале 2004 года Синодальная комиссия по канонизации Русской Православной Церкви отказала в канонизации по причинам отсутствия достоверных сведений о мученической в церковном смысле кончине и о том, что Родионов вёл сознательную церковную жизнь. И. о. председателя отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами протоиерей Димитрий Смирнов тем не менее считает, что «вопрос о канонизации рядового Евгения Родионова будет решен положительно — это вопрос времени».
В сети Интернет было опубликовано сообщение о том, что 21 октября 2008 года воин Евгений Родионов прославлен в лике мучеников как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской епархии Русской Православной Церкви. Однако в 2011 г. секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Максим Максимов в интервью газете «Комсомольская правда» опроверг это сообщение: «Сама епархия канонизировать его не могла и не канонизировала, а потому и местночтимым он быть не может».
Является местночтимым святым в Сербии. Заведующий сектором военно-воздушных сил Синодального отдела Московской Патриархии по взаимодействию с вооруженными силами священник Константин Татаринцев предлагает прославление по формуле «Воин-мученик Евгений Родионов и иже с ним пострадавшие воины Андрей, Игорь и Александр».
В мае 2011 года включен как «новомученик Евгений Воин» в воинскую панихиду, рекомендованную православным капелланам армии Соединенных Штатов для совершения поминовения погибших воинов в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи и Димитриевскую субботу.
В 2009 году школа № 4 г. Кузнецка Пензенской области была названа его именем. 25 сентября 2010 года во дворе школы состоялось открытие памятника Родионову в виде бронзовой свечи, пламя которой обнимает держащего крест воина. Создана скульптура воина Евгения «Свеча памяти» (автор — художник-скульптор Сергей Георгиевич Мардарь).
Спектакль о воине Евгении создан учащимися православной гимназии в честь святых Царственных Страстотерпцев при храме святого Праведного Симеона Верхотурского (Екатеринбург). Радиоверсия постановки была представлена в эфире радиоканала «Воскресение».
Евгению Родионову посвящены песни:
Протоиерей Валентин Сидоров составил службу мученику воину Евгению. Служба включает стихиры для малой и великой вечерни, для утрени, канон мученику Евгению, включающий 9 песней и акафист, и молитву святому мученику Евгению.
Молитва мученику Евгению:
Молитва мученику Евгению Родионову, составленная иеромонахом Варлаамом (Якуниным) из Республики Алтай. Кондак, глас 4-й:
В десятках храмов находятся портреты мученика за Христа воина Евгения (в храме апостолов Петра и Павла в усадьбе Знаменка возле Петергофа, на Алтае — в Акташе, Новоалтайске и Заринске, и т. д.). Иконы воина Евгения Русского пишутся и в Сербии. На Украине у священника Вадима Шкляренко из Днепропетровска мироточил образ Евгения Родионова. «Миро светлого цвета, с легким запахом хвои». Мироточил образ Евгения 20 ноября 2002 года в храме во имя святого мученика Евгения на Алтае.
Священник Дмитрий Дудко:
Некоторые мусульманские религиозные деятели[кто?][кто?] высказывались по этому поводу однозначно положительно. Согласно традиционному исламу, этот русский солдат должен считаться невинно убитым, а чеченские радикалы признаны с их стороны убийцами, причём сознательными, за что их будет ожидать суровое наказание от Аллаха на том свете. При этом они ссылаются на хадис, в котором пророк Мухаммед говорит: «Кто убил одного невинного человека, подобен убившему все человечество».
Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров: