Родился в городе Железнодорожный Московской области в семье служащих. После школы отучился два курса на филфаке в Калужском пединституте, отслужил в рядах Советской Армии на Бельбеке под Севастополем и окончательное высшее образование получил на филфаке и в магистратуре МПГУ (бывш. МГПИ им. Ленина).
Работал журналистом в газетах и журналах, редактором, учителем-словесником; с 1999 года и по сей день — зав. отделом критики и библиографии в литературном журнале фантастической прозы «Если»; в 2006—2008 гг. был главным редактором (совместно с Д. Н. Байкаловым) литературного приложения к научно-популярному журналу «Знание-сила» — «Знание-сила: Фантастика»; шеф-редактор отдела визуальной поэзии журнала «Другие»; редактор-издатель литературных журналов «Другое полушарие» (литературный и художественный авангард), «Barkov’s Magazine» (маргинальная словесность), аудио- и видеожурнала звуковой поэзии и видеоарта «ARTronic Poetry», организатор и куратор музыкальных лейблов «45RPM-Records», «Microbit Records», «Another Hemisphere Records». Куратор ежегодного фестиваля звучарной и экспериментальной поэзии «Лапа Азора».
Музыкант, создатель проектов Yoko Absorbing, EugeneKha, Nameless Dancers, Microbit Project.
Печатается с 1984 года (первые публикация — фантастический рассказ «Солнечные люди» и ряд заметок в районных газетах). На музыкальной сцене — с 1988 года.
Член Союза литераторов РФ (1997); Союза писателей России (2001), Союза журналистов России (2003), Русского ПЕН-клуба (2007) и Международной Академии Зауми.
Член редколлегий литературных журналов «Дети Ра» (Москва), «Футурум АРТ» (Москва), «Ваяния» (София, Болгария), «Окно» (Дублин, Ирландия). Живет в Москве.
Первая литературная публикация — фантастический рассказ "Солнечные люди" (1984). Написал несколько рассказов в жанре абсурдистской фантастики, опубликованных в периодике и в коллективных сборниках.
С поэтическими публикациями выступает с конца 1980-х годов, но до конца 1990-х стихи публиковались, в основном, в самиздате и за рубежом (Болгария, Великобритания). В поэтическом творчестве испробовал практически весь спектр приемов, но в публикациях 2000-х годов заметно тяготение к авангардным формам — комбинаторике, визуальной поэзии, sound poetry (laut poesie).
Стихи переведены на болгарский, сербский, английский, японский и французский языки. Поэтические произведения публикуются в журналах «Дети Ра», «Новый мир», «Футурум АРТ», «Иностранная литература», «Черновик», «Дружба народов» и др., включены в российские и зарубежные антологии.
Лидер поэтической группы традиционал-авангардистов «Другое полушарие».
С конца 1990-х активно выступает в качестве переводчика современной болгарской поэзии и фантастической прозы. В издательствах «Эксмо», «Армада» и др. в переводах Евгения Харитонова на русском языке выходили произведения болгарских фантастов Христо Поштакова, Любена Николова, Агопа Мелконяна, Янчо Чолакова и др.; стихи современных поэтов Болгарии Георги Господинова, Бойко Ламбовски, Никиты Нанкова, Магдалены Костовой-Панайотовой, Румена Шомова, Кристин Димитровой, Екатерины Йосифовой, Венцеслава Кисьова, Калины Ковачевой, Ивана Методиева, Аксиньи Михайловой, Стефана Мавродиева, Ивана Сухиванова и др.
Создал более 20 работ в жанре бук-арт, которые хранятся в частных собраниях России и Германии.
Автор многочисленных отечественных и зарубежных публикаций, посвященных различным аспектам научной фантастики в литературе и искусстве — от биографий, предисловий и послесловий до статей по актуальным вопросам жанровой литературы, кино и комикса, библиографических указателей, статей и рецензий о современной поэзии, очерков по истории рок-музыки. Основные направления: история русской литературы, болгарская фантастическая словесность, фантастический кинематограф, библиография, современная поэзия.
Активно способствовал возвращению в литературу ряда забытых имен — Ф. И. Дмитриев-Мамонов, В. И. Крыжановская-Рочестер и др. Забытым именам и неизвестным страницам русской литературы посвящена книга очерков и этюдов «Апокрифы Зазеркалья» (отдельным изданием пока не вышла, отдельные главы публиковались в сборниках и журналах).
За книгу «Болгария фантастическая», ставшую первым подобным исследованием в 2004 году стал первым иностранным лауреатом Национальной литературной премии Болгарии «Гравитон» (учреждена в 1991 г. Любеном Диловым) — за вклад в болгарскую культуру.
Автор биографических статей в «Энциклопедии фантастики: Кто есть кто» (Под ред. Вл. Гакова; Минск, 1995), в справочнике «Русская фантастика ХХ века в именах и лицах» (М.: Мегатрон, 1998), биографическом словаре С. И. Чупринина «Новая Россия: Мир литературы» (М., 2003).
Организатор ежегодного фестиваля звуковой и экспериментальной поэзии «Лапа Азора».
Музыкальные и саунд проекты:
В 1986—1996 годах — сонг-автор, гитарист и вокалист группы полуакустического рока «THE МЫ» и ее дальнейших продолжений («Русские сказители», «Харитоновъ Fuck Orchestra», «Josh и Ko»). В 2000-е годы плотно начал работать в области звуковых экспериментов: саунд-поэзия, саунд-арт, нойз, эмбиент, музыкальный авангард, электронная музыка в диапазоне от электронного инструментального арт-рок до эмбиент, трип-хоп, интеллигентной танцевальной музыки. Весной 2008 года совместно с тольяттинским художником и музыкантом Михилом Лёзиным создал проект, ориентированный на создание экспериментальной музыки, в основе которой фри-джаз, нойз-рок, прогрессивный рок, конкретная музыка — «Yoko Absorbing». Сольно выступает и записывается как под собственным именем, так и под псевдонимами «EugeneKha» (преимущественно — эмбиент, даунтемпо, ethnic, чил-аут, дарк-эмбиент, синти-поп, «Microbit Project» (low-bit sound, Industrial, нойз, Hardcore, techno, Electro-Punk). В 2009 году организовал студийную группу «Nameless Dancers», исполняющую смесь Nu-Jazz, лаунж, лёгкая музыка, Chill House и Disco. Аудиоальбомы выходят на лейблах (компакт-диск и Tape) и net-лейблах России, США, Великобритании, Германии, Франции, Китая, Японии, Голландии, Болгарии, Швейцарии, Канады. Музыкальные произведения и саунд-поэзия включены во многие международные аудиоантологии, компиляции, звучат в DJ-миксах и на радио.
В 2008 году организовал два собственных net-лэйбла: Another Hemisphere Records (на базе журнала «Другое полушарие»), специализирующийся исключительно на sound poetry и Fluxus-ориентированный audio art; и Microbit Records, на котором выпускаются альбомы экспериментальной музыки со всего мира в lowbit-формате (то есть с минимальным битрейтом). В 2009 году организовал еще один сетевой лейбл — 45RPM-Records (+ суб-лейбл для издания DJ-миксов ChillMix Zone), ориентированный на мягкую электронную музыку.
С начала 2000-х активно работает с такими формами визуального искусства, как визуальная поэзия, абстрактный комикс, асемическое письмо, видео арт. Является шеф-редактором журнала визуальной поэзии «Другие»
В 1980-1990-е, будучи активным участником отечественного Фэндома, выпускал ряд самиздатовских критико-информационных журналов (фэнзинов), посвященных отечественной и зарубежной фантастической прозе — «В пыли звезд» (1984), «Коммуникатор», «Фэн-Раритет», «Грог», «Фэнзинолог», «Мистериум», «Хайнлайн-Панорама». На рубеже 1990-2000-х был редактором двух критико-информационных электронных бюллетеней — «Академия-Ф» (проблемы мирового фантастиковедения) и «Planet F» (обзор актуальной зарубежной неанглоязычной фантастической прозы).
С 2006 года издает интернет-журнал ортодоксально-маргинального искусства «Barkov’s Magazin» (Словесность и искусство радикальных форм);
С 2007 года — ежеквартальный журнал литературного и художественного авангарда «Другое Полушарие»
В 2008 году так же организовал «arTronic» — первый в России Международный CD-R альманах, полностью посвященный аудиальным и визуальным формам бытования поэзии, как то: sound poetry, video art, visual poetry. В числе авторов — ключевые фигуры мировой саунд-поэтической сцены - Henri Chopin, Сергей Бирюков, Valeri Scherstjanoi, Amanda Stewart, Jaap Blonk, David Moss, Hartmut Geerken, Jelle Meander, Michael Lentzи др. По финансовым причинам вышел только один выпуск. В 2009 году альманах был трансформирован в сетевой журнал.
2008: net-label Microbit Records, ориентированный на издание lowbit-sound экспериментов; label Another Hemisphere Records (продюсcирование и издание саунд-поэзии).
2009: Netlabel 45RPM-Records (издание музыкальных произведений в форматах Single и EP), Sub-label ChillMix Zone (Совместно со Снежаной Ра).
С 2009: Аудиожурнал звуковой поэзии (sound poetry) и аудиоарта «ARTronic Poetry»
Составитель многих библиографических пособий по истории фантастической словесности и кино. Автор-составитель библиографического проекта «СТИХИ МИЛЛЕНИУМА: Русская поэзия в новом тысячелетии» (2006).
2001—2002: Составитель и комментатор (совм. с Виталием Пищенко двухтомной антологии «Фантастика и приключения» (М.: Дрофа — Вече, 2002), вышедшей тиражом 10 млн экз.
2008/2009: Редактор-составитель международной CD-антологии (+ inet-релиз) современной мировой Sound Poetry, Video Art и Визуальной поэзии “arTronic” (М.: Another Hemisphere Rec.; Зверевский центр современного искусства, 2009).
В 2008—2009 году 6 аудиоантологий экспериментальной музыки Microbit Split и два диска русской саунд-поэзии «Лапа Азора» — по итогам одноименного фестиваля.