Популярные
На фото Гэбриэл Бирн

Гэбриэл Бирн

ирландский актёр театра, кино и телевидения
Дата рождения:
1950-05-12
Биография

В детстве он готовился быть священником, но стал учителем и уйти в профессиональные актёры решил только в 29 лет. Наиболее популярные работы в кино: «Защита государства», «Перекрёсток Миллера», «Подозрительные лица». На телевидении — роль психотерапевта в сериале HBO «Лечение». Предпочитает сниматься в артхаусных проектах.

Другой вариант транслитерации фамилии — Берн (Бёрн).

Биография

Гэбриэл — самый старший из шестерых детей в семье Дэна и Айлин Бирнов, его отец был простым рабочим в Дублине, мать — медсестрой. Он получил суровое воспитание в одной из католических школ конгрегации Христианских братьев (англ. Congregation of Christian Brothers), сохранив негативные воспоминания о царивших там методах обучения и практике телесных наказаний.

В 12 лет Гэбриэл Бирн поступил в семинарию в Бирмингеме, вознамериваясь стать миссионером в Африке, но в 1966 году юношу выгнали за «близость с женщинами, алкоголь, сигареты и футбол». Некоторое время он перебивается случайными заработками, а затем поступает в Ирландский национальный университет в Дублине, где изучает литературу, фонетику, археологию, испанский и галльский языки, а также выступает за футбольный клуб «Стелла Марис» (англ.  Stella Maris F.C.). Получив диплом в 1973 году, Бирн уехал в Испанию работать преподавателем английского языка, потом вернулся домой и преподавал испанский язык и литературу в школе для девочек.

Начало актёрской карьеры

Первый сценический опыт Гэбриэл Бирн приобрел в 1976 году, участвуя в спектаклях экспериментального «Проект Театра» (англ. The Project Theater), — по словам актёра, за сорок долларов в неделю. Любительской труппой руководил ныне успешный ирландский режиссёр Джим Шеридан (англ. ), в неё же входили молодые актёры Лиам Нисон и Стивен Ри.

Профессиональная карьера Бирна началась в 1978 году, когда его приняли в труппу дублинского Театра Аббатства. Одновременно он играл в Фокус Театре (англ. ), где под руководством Дейдры О’Коннэл вместе с Колмом Мини осваивал актёрское мастерство по системе Станиславского. В том же году Гэбриэл дебютировал в телефильме «Верхом по булыжной мостовой» (англ. On a paving stone mounted ), а после съёмок в другой телепостановке («Аутсайдер») начинающий актёр получил одну из ведущих ролей в популярном сериале RTE «Семья Риорданов» (англ. Riordans) о буднях жителей ирландской сельской глубинки. Сериал был закрыт в 1979-м, и тогда Бирн принял решение перебраться в Лондон.

Рискнув карьерой на ирландском телевидении, Гэбриэл оказался в британской столице безработным, и только через полтора года смог поступить в труппу Ройал-Корт, а затем играть и на сцене Национального театра (англ. ).

Тогда же состоялся и его кинодебют в фильме Джона Бурмена «Экскалибур» (1981), в котором он сыграл роль второго плана — короля Утера. Спустя почти 10 лет в «Нью-Йорк Таймс» заметили: «роль была неприятной, жестокой, короткой и запоминающейся». Киносъёмки открыли Гэбриэлу совершенно непохожую на театральные приёмы технику актёрской игры и режиссуры, и по его словам, он тогда мало понимал, что именно происходило на съёмочной площадке.

1980-е годы

Вслед за первой полнометражной картиной последовали другие: с середины 1980-х актёр имеет обыкновение сниматься в трёх-четырёх кинематографических проектах в год. Широкую известность он получил после выхода на экраны «Защиты государства», сыграв журналиста газеты, расследующего дело о политической коррупции. Гэбриэл Бирн считает этот триллер одним из лучших британских фильмов, посвященных теме взаимоотношений прессы и власти.

Затем последовали три разноплановых исторических роли. В двух биографических мини-сериалах он сыграл Христофора Колумба (в одноименной телепостановке CBS) и старшего сына дуче — Витторио («Муссолини: Нерассказанная история»). Английский режиссёр Кен Рассел снял Бирна в образе лорда Байрона в артхаусной картине «Готика», где сравнивал поэта и его друзей Перси и Мэри Шелли с рок-музыкантами 1960-х, создающими свои произведения под влиянием наркотиков. На Международном фестивале фантастического кино «Fantsporto» в 1987 году Гэбриэл Бирн был признан лучшим актёром сразу за две свои роли — Байрона и Ника Маллена из «Защиты государства».

Он снялся ещё в семи картинах, которые прошли мало замеченными среди критиков и зрителей, когда в 1989 году был приглашен братьями Коэнами на главную роль в их новом фильме об американских гангстерах 1930-х — «Перекрёсток Миллера» по мотивам детективов Дешиэла Хэммета.

С выходом на экраны в октябре 1990 года «Перекрёстка Миллера» Гэбриэл Бирн получил международное признание. Сыграв Тома Рейгана, советника главы ирландской мафии, он воплотил один из самых сложных и интригующих образов гангстерского кино. Как заметил Ричард Корлисс, критик из «Time»: «экзистенциальный герой с темной ирландской душой». В память об этой роли актёр носит в обычной жизни кладдахское кольцо своего персонажа.

1990-е годы

Фильм братьев Коэнов открыл перед Бирном новые возможности, начался, по его словам, голливудский этап карьеры. Будучи всё более занятым в коммерчески раскрученных американских проектах, он, тем не менее, находит время сниматься в «независимом кино». Бирн отказался от роли злодея в «Смертельном оружии 3» ради съёмок в ирландской трогательной драме «На запад» режиссёра Майкла Ньюэлла, где предстал в образе спивающегося вдовца и отца двух детей. Он также принял участие в фильме «Принц Ютландии» датского режиссёра Габриэля Акселя, интерпретирующего историю о Гамлете, а в 1995-м снялся у Джима Джармуша в «Мертвеце».

В тот же год вышел оскароносный фильм «Подозрительные лица» Брайана Сингера, в котором актёр играл одну из главных ролей, бывшего полицейского и мошенника Дина Китона. Как говорит Бирн, никто из участников, приступая к съёмкам, не предполагал, что этот скромный по бюджету детектив станет столь успешным среди зрителей.

Помимо актёрской работы в этот период Гэбриэл Бирн участвует в кинопроизводстве, пишет сценарии и осуществляет режиссуру. Фильм Джима Шеридана «Во имя отца», в котором он выступал в качестве продюсера, номинировался на «Оскар» в категории «Лучший фильм». В 1995 году была опубликована его автобиография «Картинки в моей голове» (англ. Pictures In My Head).

Во второй половине десятилетия актёр продолжает сотрудничество с европейскими режиссёрами, снявшись вместе с Джулией Ормонд и Ричардом Харрисом ещё у одного датчанина Билле Аугуста в «Снежном чувстве Смиллы». Случайно познакомившись в одном из голливудских музыкальных клубов с Вимом Вендерсом, Гэбриэл получил роль компьютерного специалиста в новом его фильме «Конец насилия» (1997), фабула которого крутится вокруг темы создания высокотехнологичной системы тотального слежения. За год до этого он снялся в трагикомедии «Время бешеных псов», где предстал в гротескном облике гангстера Бена.

В конце 1990-х с участием Бирна выходят несколько фильмов, претендовавших на статус блокбастеров, но получивших по результатам показа довольно острую критику: «Человек в железной маске», «Конец света» и «Стигматы». В двух последних, выпущенных на экраны в 1999-м, он параллельно играл и дьявола, и священника, — и за обе эти роли попал в список номинантов «Худший актёр второго плана» по версии «Золотой малины».


2000-е годы

В 2000 году Гэбриэл Бирн вернулся на театральную сцену, сыграв на Бродвее Джима Тайрона в пьесе Юджина О’Нила «Луна для пасынков судьбы» (на сцене с 19 марта по 2 июля). За эту роль он получил престижную премию Theatre World Award и был номинирован на главную театральную награду США — «Тони». Через пять лет Гэбриэл вновь обратился к драматургии О’Нила, сыграв в другом бродвейском спектакле «Душа поэта» (8 декабря 2005-го — 29 января 2006 года). За роль Кона Мелоди (главный герой пьесы) актёр был удостоен премии американских театральных критиков The Outer Critics Circle Awards.

В эти годы Бирн преимущественно берется за роли в психологических драмах, участвуя в съёмках в Австралии, Европе, Канаде, России и Южной Африке. Осенью 2001-го он составляет дуэт Миранде Ричардсон в работе над триллером канадского режиссёра Дэвида Кроненберга «Паук» (по роману Патрика Макграта): они играют родителей главного героя — Денниса Клегга (роль Рэйфа Файнса), в сознании которого образы отца и матери претерпевают сюрреалистическую трансформацию.

В середине 2000-х актёр снялся в двух костюмированных фильмах — экранизациях романов Уильяма Теккерея «Ярмарка тщеславия» и Торнтона Уайлдера «Мост короля Людовика Святого», а также принял участие в российском телепроекте, посвященном блокаде — «Ленинград» (по заказу «1-го канала»).

В 2005 году вышла драма «Вау-вау» о жизни подростка Ральфа Комптона в королевстве Свазиленд. Режиссёр — британский актёр Ричард Грант — воссоздал в кинокартине историю своего собственного детства. На роль родителей мальчика были приглашены Миранда Ричардсон и Гэбриэл Бирн, вторую жену отца (колониального министра образования) играла Эмили Уотсон. По словам Гранта, Бирн хотел как можно меньше знать о реальном прототипе своего героя, привнеся в игру личное представление о характере Гарри Комптона: «однако же созданный им образ сверхъестественно стал похож на портрет моего отца, и я чувствую себя обязанным Гэбриэлу за то, что он сделал это с такой храбростью, честностью и бескомпромиссностью».

В том же году актёр снялся в австралийском фильме «Джиндабайн» режиссёра Рея Лоуренса (англ. ), который был положительно принят кинокритиками и зрителями. Сюжет драмы о супружеских взаимоотношениях, принципах морали и личностном самопознании разворачивается на фоне истории убийства девушки-аборигенки: её труп нашли рыбаки, но вместо того, чтобы вызвать полицию, они решили продолжить свой отдых и сообщили о происшествии только по возвращении домой. Этот фильм стал третьим для Бирна, где он играл вместе с американской актрисой Лорой Линни (ранее — «Просто поворот судьбы» и «Постскриптум»).

В камерной канадской кинокартине «Эмоциональная арифметика» 2007 года по одноимённому роману Мэтта Коэна, в котором затронута тема памяти о войне и геноциде, партнёрами Бирна стали Сьюзан Сарандон, Кристофер Пламмер, Макс фон Зюдов и Рой Дюпюи. В 2008-м Гэбриэл выступил в совершенно новом для себя амплуа, представ королём Артуром в знаменитом мюзикле «Камелот» (англ. , постановка Нью-Йоркского филармонического оркестра). По этому поводу актёр заметил, что придя в кино как Утер и сыграв теперь его сына, он чувствует, как будто замкнулся некий круг в его жизни.

В 2009 году Гэбриэл Бирн стал лауреатом премии «Золотой глобус» в номинации «Лучший актёр драматического телесериала» за роль психотерапевта Пола Уэстона в сериале «Лечение» (англ. , премьера — 28 января 2008-го). Американский кабельный телеканал HBO взял за основу ранее показанную израильскую телепостановку и развил историю в оригинальную драму. Этот проект сделал актёра ещё более популярным среди зрителей и вызвал широкое обсуждение в профессиональном сообществе психотерапевтов.

Текущие проекты

Осенью 2010 года на HBO вышел третий и заключительный сезон сериала «Лечение». Освободившись от съёмок, Гэбриэл Бирн согласился участвовать в экранизации романа ирландского писателя Флэнна О’Брайена «О водоплавающих» (англ. At Swim-Two-Birds). Режиссёром выступит другой актёр — Брендан Глисон, в картине намерены играть Колин Фаррелл и Киллиан Мёрфи.

Актёр принимает участие в съёмках нового фильм

Поделиться: