Биография
Георгий Менглет родился 4 (17) сентября 1912 года в Воронеже в семье Павла Владимировича (1884—1967) и Екатерины Михайловны (1887—1978) Менглет.
Детство и ранняя юность Георгия Менглета прошли в родном Воронеже. Постепенно у юноши появились первые увлечения — книги, театр, фотография, которые стали, по его собственному выражению, главными в «процессе проявления» и формирования его как личности.
Учительница литературы в школе, где учился Менглет, — Александра Ивановна Лепинь, решила с учениками прочесть в лицах «Горе от ума». Георгию достался главный персонаж — Чацкий. Видимо, получилось совсем неплохо, и Александра Ивановна предложила поставить спектакль. Так в воронежской школе № 11 появился собственный драматический театр имени А. С. Грибоедова. Именно он стал первым театром для Менглета.
Театральное образование получил в ЦЕТЕТИСе (1930—1933, ныне — ГИТИС) и в театре-студии под руководством Алексея Дикого (1933—1935).
В ЦЕТЕТИС Георгий Менглет поступил с первого раза и попал в класс Андрея Павловича Петровского. В 1932 году параллельно с учёбой он начал работать в Государственном историко-революционном театре, где за два года сыграл роли в спектаклях «По указу его величества» Л. Мура (роль Добролюбова), «Чернышевский и Александр II» Н. Лернера (роль Андронадзе), а также роль Каюса в выпускном спектакле «Виндзорские проказницы» У. Шекспира (1933).
Решающее влияние на формирование таланта Менглета оказал Алексей Денисович Дикий. Менглет — актёр острой и точной формы, меткой и часто злой характерности; обладал ярким импровизационным даром. Уже первая его роль в театре — приказчик Сергей («Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову, 1935), выявила характерные черты его артистической индивидуальности.
В начале 1936 года студия Алесея Дикого была закрыта; в том же году он был назначен художественным руководителем Ленинградского Большого драматического театра. Большинство студийцев режиссёр взял с собой. В их число попал и Менглет. После ареста А. Д. Дикого Менглету пришла идея создать новый театр — из студийцев-диковцев. Театр, по его замыслу, негласно должен был стать «театром Дикого», а гласно — русским драматическим театром в какой-нибудь отдаленной от Москвы республике, где постоянно действующего русского театра ещё не было. Выбор пал на Сталинабад (Душанбе). В 1937 году Менглет покидает БДТ и с группой единомышленников отправляется в Таджикистан где и работал до 1942 года.
В 1943 году Менглет становится художественным руководителем Первого фронтового театра Таджикской ССР, который, исколесив множество фронтовых дорог, закончил свой путь в 1944 году в Румынии.
С 1945 года служил в МАТС.
Георгий Павлович умер 1 мая 2001 года в день рождения своей супруги актрисы Нины Архиповой. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
Семья
- Отец — Менглет Павел Владимирович, служащий.
- Мать — Екатерина Михайловна, домохозяйка.
- Жена — Нина Николаевна Архипова (род. 1921), народная артистка России, актриса Театра сатиры.
- Дочь — Майя Георгиевна Менглет (род. 1935), актриса театра и кино.
- Внуки — Алексей и Дмитрий.
Признание и награды
- народный артист РСФСР (1956)
- народный артист СССР (1974).
- Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1977) — за исполнение роли Пал Палыча Махонина в спектакле «Пена» С. В. Михалкова
- народный артист Таджикской ССР (1943) — за роль Незнамова в спектакле «Без вины виноватые» А. Н. Островского.
- орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
- орден «Знак Почета»
- В 2000 году удостоен первой премии за лучшую мужскую роль в спектакле «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина (роль Барона) в театре «Вернисаж на Беговой».
Творчество
Роли в театре
- «По указу Его Величества» Л. Мура — Н. А. Добролюбов
- «Чернышевский и Александр II» Н. Лернера — Андронадзе
- «Виндзорские проказницы» Шекспира — Каюс
- «Земля» Н. Е. Вирты — Листрат
- «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Незнамов
- «Похищение Елены» Л. Вернейля — Жермон
- «Волки и овцы» А. Н. Островского — Василий Иванович Беркутов
- «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова — приказчик Сергей
- «Бесприданница» А. Н. Островского — Сергей Сергеевич Паратов
- «Господин Дюруа» по Г. де Мопассану — Жорж Дюруа
- «На всякого мудреца…» А. Н. Островского — Егор Дмитриевич Глумов
- «Баня» В. В. Маяковского — Победоносиков
- «Клоп» В. В. Маяковского — Олег Баян
- «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу — капитан Шотовер
- «Комедия ошибок» Шекспира — Антифол Сиракузский и Антифол Эфесский
- «Их было трое» В. С. Масса — Чарльз Олбрайт
- «Жорж де Валера» Ж. П. Сартра — Жорж де Валера
- «Ложь на длинных ногах» Э. де Филиппо — Либеро
- «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу — Гектор Хешебай и капитан Шотовер
- «200 тысяч на мелкие расходы» В. А. Дыховичного и М. Р. Слободского — дядя Гриша
- «Бидерман и поджигатели» М. Фриша — Готлиб Бидерман
- «Банкет» А. М. Арканова и Г. И. Горина — Брюкин
- «Доходное место» А. Н. Островского — Александр Владимирович Вышневский
- «Ревизор» Н. В. Гоголя — Артемий Филиппович Земляника
- «Её превосходительство» С. И. Алешина — Карл
- «Чудак» Н. Хикмета — Реджеб Бей
- «Бешеные деньги» А. Н. Островского — Григорий Борисович Кучумов
- «Страсти Черноморья» Ф. А. Искандера — Первый пенсионер
- «Самоубийца» Н. Р. Эрдмана — Гранд-Скубик
- «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Фирс
- «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина — Барон
Роли в кино
- 1942 — Швейк готовится к бою
- 1943 — Лермонтов — А. И. Васильчиков
- 1959 — Обнажённая со скрипкой — Себастьян
- 1963 — Короткие истории
- 1973 — Безумный день, или Женитьба Фигаро
- 1974 — Проснись и пой — Пишта Орбок
- 1975 — Следствие ведут знатоки. Ответный удар — начальник свалки Евгений Евгеньевич Воронцов
- 1982 — Ревизор — Артемий Филиппович Земляника
- 1985 — Победа — Черчилль