Учился в Кёнигсбергском университете. Начал литературную деятельность рядом мелких рассказов, стихотворений и политических статей в газете «Der Reichsfreund». Первый его роман, «Frau Sorge», появился в 1887 году. Некоторые из мелких рассказов Зудермана вышли затем отдельным сборником под общим названием: «Im Zwielicht». В них много настоящего юмора. «Die Geschwister» (2 повести) слабее; не без претензии на реализм написан большой роман «Der Katzensteg».
Громкую известность Зудерман приобрёл благодаря своей драме «Die Ehre» (на русском языке, 1892). Она облетела все германские и многие иностранные сцены (в том числе шла и в России). После «Чести» Зудерман написал ещё драмы — «Sodoms Ende» и «Heimath» (обе на русском языке, 1893). Все три драмы отличаются серьёзными литературными достоинствами, написаны очень сценично и имеют психологический интерес. Главные недостатки — погоня за внешними драматическими эффектами и остроумной парадоксальностью, в ущерб жизненной правде, реальной простоте и верному изображению характеров.
Зудерман продолжал помещать в журналах небольшие рассказы, из можно отметить «Отходную». Позже вышла отдельным изданием юмористическая его повесть «Jolanthes Hochzeit» и был напечатан в журнале «Die Romanwelt» большой роман, под названием «Es war» (русский перевод в «Неделе» 1894). Как беллетрист Зудерман пишет легко и занимательно, но в его романах и повестях, рядом с правдивыми и задушевными страницами, немало придуманного и невероятного. На некоторых его произведениях (например, «Frau Sorge») лежит отпечаток болезненной нервности и какого-то наивного фатализма. Он не чувствует, не мыслит как реалист — он только улавливает действительность и при этом, главным образом, только её резко выступающие, кричащие стороны.
Как драматург Зудерман смелее; он видимо старается отрешиться от традиционного миропонимания и ходячих оценок, но и тут он делает уступки рутине, идет по проторенным дорожкам и не говорит нового слова, а заставляет только удивляться своему литературному таланту и гибкому остроумию. Быть может, это колебание между старым и новым, между осуждением отживающих идей и неспособностью вполне оторваться от них, и является причиной того пессимизма и той безысходной грусти, которыми запечатлено большинство произведений Зудермана.