Популярные
На фото Григорий Сковорода

Григорий Сковорода

украинский и русский философ, поэт, педагог
Дата рождения:
1722-12-03
Дата смерти:
1794-11-09
Биография

Биография

Григорий Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) 1722 года в селе Чернухи (ныне Чернухинского района Полтавской области Украины) в семье казака. Сначала учился в Киевской духовной академии, а затем был отправлен в придворную певческую капеллу (в Санкт-Петербург).

В 1744 году получил увольнение с должности певчего, в звании придворного уставщика, и перебрался в Киев продолжать обучение в академии. Желая постранствовать по миру, притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключён из бурсы. Вскоре в качестве церковника при генерале Вишневском отправился за границу. За три года побывал в Польше, Венгрии (был в Токае), Австрии (по некоторым данным, также в Италии и Германии), овладел несколькими языками, в том числе латынью, древнегреческим, древнееврейским и немецким. Знал как древнюю, так и новоевропейскую философию.

В начале 1750-х преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был также домашним учителем. Написал для семинарии «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759—1769 преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли, к тому же истолкованные в превратном смысле, дважды был отстранён от работы, но возвращался. Будучи отстранён в третий раз, уже к преподавательской деятельности не вернулся.

В последующие годы Сковорода по большей части вёл жизнь странствующего философа-богослова, скитаясь по Слободской Украине, останавливаясь в крестьянских избах. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая своё время поучению людей нравственности — как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались.

Умер 29 октября (9 ноября) 1794 года в селе Пан-Ивановка Харьковской губернии (ныне село Сковородиновка Золочевского района Харьковской области).

Мировоззрение

Образцом для своего богословия Сковорода считал александрийскую школу, а также особо почитал Сенеку и Марка Аврелия.

В своей философии Сковорода был близок к пантеизму. Мироздание он видел состоящим из трех миров — макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоей «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей (например, с помощью священных текстов вроде Библии). Каждый из этих миров состоит из «двух натур» — видимой (тварной) и невидимой (божественной).

Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. Исследователи находят в его философии черты как мистицизма, так и рационализма. Г. С. Сковороду нередко называют первым философом Российской империи. За свой необычный образ жизни, а также из-за того, что большинство своих философских сочинений Сковорода написал в диалогической форме, он получил также прозвание «русского Сократа».

В исследовании наследия Сковороды есть несколько тенденций. В частности, советскими учёными он интерпретировался обычно как просветитель, антиклерикал и демократ. Русская религиозная философия начала XX века рассматривала его как своего начинателя. Между тем, современный исследователь А. В. Малинов приходит к выводу, что у Сковороды вообще не было философской системы или философского учения в строгом смысле слова: «Он мудрец и учитель жизни, в творчестве которого обнаруживается школьный синкретизм философских, богословских, филологических проблем и языков».

А.Ф. Лосев из оригинальных идей Сковороды выделял его учение о сердце, мистический символизм в учении о трех мирах и представление о двух сущностях мира, видимой и невидимой.

Память

Несколько исследовательских учреждений и вузов Украины носят имя Г.С.Сковороды:

  • Институт философии НАН Украины
  • Харьковский национальный педагогический университет
  • Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет

В с. Сковородиновка действует Национальный литературно-мемориальный музей Г. С. Сковороды. Портрет Григория Сковороды и два выполненных им рисунка помещёны на 500-гривенной купюре.

Философские трактаты и диалоги

В своих работах Сковорода почти никогда никого не цитирует и ни на кого не ссылается.

Исключение составляет огромный пласт цитат из Священного Писания.

  • Начальная дверь к христианскому добронравию (1769—1780)
  • Икона Алкивиадская
  • Сад божественных песен

Басни

  • «Басня Эзопова»

Библиография

Издания трудов Сковороды

  • Сковорода Г. С. Сочинения в стихах и прозе. — СПб., 1861. — (5 трактатов, стихотворения, переписка и др.; изданы И. Лысенковым).
  • Собрание сочинений Г. С. Сковороды. Том I. С биографией Г. С. Сковороды М. И. Ковалинского, с заметками и примечаниями В. Бонч-Бруевича. СПб., 1912. — (Издан только 1-й том предполагавшегося двухтомника).
  • Сковорода Г. С. Сочинения: в 2 тт. — К., 1961.
  • Сковорода Г. С. Сочинения: В 2 тт. — (Сер. Философское наследие). — М.: Мысль, 1973. — (Под ред. В. И. Шинкарука. По сравнению с собранием сочинений 1961 г., добавлены два ранее неизвестных диалога, впервые опубликованных в 1971 г. — Observatorium и Observatorium specula).

О нём

  • Багалей Д. И. Украинский странствующий философ Г. С. Сковорода. — Харьков, 1923.
  • Барабаш Ю. Я. «Знаю человека…» Григорий Сковорода: Поэзия. Философия. Жизнь. — М., 1989.
  • Билыч Т. А. Г. С. Сковорода — выдающийся украинский философ XVIII века. — Киев, 1953.
  • Лощиц Ю. М. Сковорода. — М., 1972. (Серия: ЖЗЛ).
  • Малинов А. В. Философские взгляды Григория Сковороды. — СПб., 1998.
  • Попович М. В. Григорій Сковорода: філософія свободи / М. В. Попович. — К.: Майстерня Білецьких, 2007. — 256 с.
  • Софронова Л. А. Три мира Григория Сковороды. — М.: Индрик, 2002. — 464с.
  • Табачников И. А. Григорий Сковорода. — М.: Мысль, 1972. — 208 с. — (Мыслители прошлого).
  • Тычина П. Г. Сковорода: симфония. — М., 1984.
  • Ушкалов Л. В., Марченко О. В. Нариси з філософії Григорія Сковороди. — Харків: Основа, 1993. — 152с.
  • Ушкалов Л. В. Біблійна герменевтика Григорія Сковороди на тлі українського барокового богомислення // Збірник Харківського історико-філологічного товариства. — 1999. — Т.8. — С.23-44.
  • Чернишов В. В. Scientia divina: вчення Г. С. Сковороди про вищу науку // Практична філософія. — 2007. — № 2. — С.167-173.
  • Чернишов В. В. Вчення Г. Сковороди про особистість любомудра-благовісника // Науковий вісник Чернівецького університету. Збірник наукових праць. Випуск 346—347. Філософія. — С.136-141
  • Чернишов В. В. Г. Сковорода та філософія Просвітництва // Г. С. Сковорода і образи філософії. Збірка наукових статей / Науковий редактор О. М. Кривуля. — Харків: Майдан, 2007. — С.18-32.
  • Чернышов В. В. Философия жизни Г.Сковороды. (Историко-философский контекст) // Філософія і світ повсякденності. Збірка наукових статей / Науковий редактор О. М. Кривуля. — Харків: Видавництво «АТЛАС», 2008. — С.230-242.
  • Чернишов В. В. Тема часу в тематичній структурі діалогу Г. С. Сковороди «Разглагол о древнем міре» // Дні науки філософського факультету — 2004: Міжнародна наукова конференція (12-13 квітня 2006 року): Матеріали доповідей та виступів. К.: Видавничо-поліграфічний центр «Київський університет», 2006. — Ч.ІІ. — 145с. — С. 36-38.
  • Чернышов В. В. Понятие «Materia ?terna» у Г. С. Сковороды // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (Москва, 24-28 мая 2005 г.): в 5 т. Т.2. — М.: Современные тетради, 2005. — 776с. — С.346-347.
  • Чернышов В. В. Поиски смысла жизни в философии Г.Сковороды // Учення Г.Сковороди про дух, духовність та істину: історія і сучасність // Матеріали ІІ Міжнародної науково-теоретичної конференції: Наукове видання. — Суми: Вид-во СумДУ, 2007. — С.152-154.
  • Чижевський Д. І. Нариси з історії філософії на Україні // Чижевський Д.І. Філософські твори: у 4-х тт. / Під заг. ред. В.Лісового. — Т.1. — К.: Смолоскип, 2005. — XXXVIII+402с. — С.1-162.
  • Чижевський Д. І. Філософія Г. С. Сковороди // Чижевський Д.І. Філософські твори: у 4-х тт. / Під заг. ред. В.Лісового. — Т.1. — К.: Смолоскип, 2005. — XXXVIII+402с. — С.163-388.
  • Шабловский Е. С. Г. С. Сковорода. — М., 1972.
  • Шевчук Т. Факты и мифы о заграничном периоде жизни Г. Сковороды. — В: 35 години катедра «Обща и сравнителна литературна история» Великотърновски университет. Велико Търново, 2010,
  • Шкуринов П. С. Мировоззрение Г. С. Сковороды. — М., 1962.
  • Эрн В. Ф. Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. — М., 1969.
Поделиться: