В 1981—1982 гг. работал в Книжной палате. В 1982—1986 гг. учился в Московском автодорожном институте, из которого был отчислен.
В 1988 году поступил в Московскую духовную семинарию (окончил в 1996 г.) и начал работать в издательском отделе Московского Патриархата; одновременно был иподиаконом председателя Издательского отдела митрополита Питирима (Нечаева) и его референтом. Был редактором, а с 4 сентября 1991 г. — заместителем главного редактора «Московского церковного вестника».
23 апреля 1992 года принял монашеский постриг с именем Никон.
В июле 1992 года был назначен настоятелем Троицкого храма в с. Язвище Волоколамского района, который получил статус подворья Волоцкого монастыря; но подворьем не занимался, продолжая политическую деятельность; был почислен за штат Московской епархии в декабре 1999 года.
Во время событий в сентябре — октябре 1993 года, находился в здании Верховного Совета РФ — вплоть до утра 4 октября 1993 года.
С декабря 1998 года лидер, а с 2001 г. — духовник политического общественного движения «За Веру и Отечество», имеющего монархическую ориентацию (руководитель — К. Р. Касимовский).
По сообщениям СМИ, духовник Дмитрия Рогозина и лидера Народной национальной партии А. К. Иванова-Сухаревского, а также духовный наставник бразильского музыканта Макса Кавалеры. Друг лидера группы «Коррозия Металла» Сергея «Паука» Троицкого; принимал участие в проводимых им мероприятиях.
Выступал за переименование станции метро «Войковская», а также за реабилитацию адмирала Колчака и генерала Власова. В июне 2007 года подписал обращение с критикой Обращения епископа Чукотского Диомида (Дзюбана).
В ноябре 2009 года, в интервью газете «Завтра» заявил, среди прочего: «Сегодня Великая Княгиня Мария Владимировна является символом единства народов России.»