Популярные
На фото Иван Иванович Ден

Иван Иванович Ден

русский военный инженер, генерал, участник Наполеоновских войн, член Государственного совета
Биография

Из дворян Выборгской губернии, сын Ивана Самойловича Дена, служившего в 1770-х годах в гвардейской артиллерии поручиком и затем цензором Фридрихсгамского порта. У последнего было десять человек детей, братья Ивана Ивановича — Фёдор (умер в 1828 г., генерал-майор), Александр-Густав, Карл-Леопольд (1807—1888, полковник Генерального штаба). Из них Иван Иванович был старшим и родился 2 августа 1786 г., когда его отец уже оставил службу и жил в Финляндии, в своём имении с. Сипполо, в 25 верстах от Фридрихсгама. Однако это имение, хотя и значительное пространством, давало так мало дохода, что многочисленная семья Дена с трудом могла прожить прилично. Тем не менее Иван Иванович получил тщательное домашнее воспитание под руководством умного и учёного немца, некоего Тиме. 26 февраля 1804 г. Ден вступил в военную службу колонновожатым в свиту его императорского величества по квартирмейстерской части и до конца мая 1805 г. находился при съёмке и составлении топографической карты русской Финляндии. В ноябре того же года он был назначен в армию генерала Беннигсена и участвовал в заграничном походе до Бреславля. По возвращении из похода, 17 марта 1806 г., 20 лет от роду, Ден был произведён в подпоручики в 1-й пионерный полк и затем, в качестве инженерного офицера, участвовал в кампании против шведов 1808—1809 гг.. Состоя при инженер-генерале графе Сухтелене, он принимал участие в осаде крепости Свеаборга и за храбрость при возведении осадных батарей получил 17 августа 1808 г. орден св. Анны 4-й степени. По окончании войны, он был переведён в Инженерный корпус поручиком и зачислен в Роченсальмскую инженерную команду, а в 1810 г. назначен адъютантом по строительной части к командиру Старо-Финляндского инженерного округа инженер-генерал-майору К. И. Штрейтерфельду и до февраля 1813 г. находился в Кюменьгарде для производства работ по строившейся там крепости.

В декабре 1812 г. состоялся Высочайший указ о сформировании Лейб-гвардии Сапёрного батальона, для укомплектования которого повелено было выбрать «лучших людей и отличнейших офицеров». В числе последних, как известный начальству своими способностями и познаниями в инженерных науках, был и Ден, который 17 февраля 1813 г. переведён в Лейб-гвардии Сапёрный батальон штабс-капитаном. 15 марта 1816 г. Ден был произведён в капитаны, а уже 26 ноября того же года — в полковники. В 1817 г. шефом этого батальона был назначен Великий Князь Николай Павлович, который всегда интересовался инженерным и сапёрным делом, хорошо знал его, и с этого времени имел случай ближе узнать служебные качества Дена. В 1817 г., уже в чине полковника, Ден заведовал в батальоне «верховыми» (то есть наземными) работами, которые удостоились осмотра императора Александра I, оставшегося совершенно довольным успехами батальона в этом деле.

17 января 1819 г. Ден был назначен командиром 1-го пионерного (сапёрного) батальона, квартировавшего в то время в городе Рогачёве Могилёвской губернии; здесь он познакомился с семейством отставного кавалерийского майора, богатого помещика Волк-Ланевского и женился на его дочери, Екатерине Владимировне. У них были дети Екатерина, Владимир (1823—1888, генерал-лейтенант, Курляндский военный и гражданский губернатор, сенатор), Елена, Иван (1830—1884, командир Омского пехотного полка).

В 1826 г., с производством в генерал-майоры, он был назначен командиром 1-й сводной пионерной бригады, 25 октября 1829 г. — командиром 1-й сапёрной бригады, а через год, 11 июня, — начальником штаба 1-го пехотного корпуса. Впрочем, эту должность он занимал только полгода: восстанием поляков 17 ноября 1830 г. началась польско-русская война и к началу военных действий генерал Ден был назначен исполняющим дела начальника инженеров действующей армии, с главною квартирою которой в январе 1831 г. вступил в пределы Царства Польского. 7 февраля он участвовал в действиях против мятежников при корчме Вавре, на следующий день был назначен исполняющим дела начальника штаба 1-го корпуса и в этой должности участвовал в сражении при Праге, за храбрость в котором 19 апреля награждён орденом св. Владимира 2-й степени. 17 марта он снова принимает должность начальника инженеров, вскоре отправляется в Брест-Литовск для укрепления его, и за исполнение этого серьёзного поручения получает «совершенную благодарность» государя императора. Во время этой кампании он находился также при укреплении г. Мендзиржиц, при устройстве переправы через Вислу при Осьеке и при укреплении Ловича. За участие в штурме Варшавы он 18 октября 1831 г. был награждён орденом св. Георгия 3-й степени.

В знаменательный для инженеров период царствования императора Николая I, когда принимались серьёзные меры к обороне государства и на западе России одна за другою стали возникать крепостные твердыни, в 1831 г. генерал Ден был назначен строителем крепостей в Царстве Польском. Когда прусский король, посетивший императора Николая I, удивляясь громадности военных сооружений, спросил Государя, что может стоить государству такая масса крепостей, Николай Павлович отвечал: «это знает Бог да Иван Иванович» (Ден). Под его руководством и ближайшим надзором, в разных стратегических пунктах государства возникли крепости Ново-Георгиевск, Александровская цитадель, Ивангород и Брест-Литовск. Это был блестящий период службы Дена, которого государь награждал часто и истинно по-царски. Останавливаясь лишь на главнейших наградах, упомянем, что в 1832 г. он получил аренду в 1800 р., 6 декабря 1833 г. произведён в генерал-лейтенанты, а «за отличный успех», найденный императором при постройке Александровской цитадели и Брест-Литовских укреплений, Всемилостивейше пожаловано ему в награду 50 тысяч рублей ассигнациями; в 1834 г., «за блистательный успех при возведении крепостных работ в Александровской цитадели и Ново-Георгиевске как по обширности работ, совершённых в столь короткое время, так и по отличной чистоте отделки и видимой прочности самих построек» удостоен Высочайшего благоволения и 16 ноября получил орден Белого Орла; в 1835 г. «за благоразумную попечительность и неусыпную деятельность» по возведению тех же крепостей — та же милость. В этом же году он отправился для лечения в Мариенбад, на что получил от Государя 500 червонцев, и, кроме того, ему было пожаловано в потомственное владение имение Козеницы в Царстве Польском. 19 июня 1838 г. он был награждён орденом св. Александра Невского (алмазные знаки к этому ордену пожалованы 29 мая 1845 г.); в 1840 г. получил Высочайшее благоволение за постройку крепостей с неимоверно быстрым успехом. Весьма любопытна ещё одна награда Дену в том же 1840 г.: «за блестящее состояние работ в Ново-Георгиевске Высочайше повелено выдать 50 тыс. р. асс. на приданое старшей дочери». В следующем году он снова ездил лечиться за границу, а по окончании курса лечения на богемских минеральных водах имел поручение осмотреть крепости в Австрии, Баварии и по течению Рейна. 10 октября 1843 г. генерал-лейтенант Ден был произведён в инженер-генералы, и на него была возложена постройка Варшавско-Венской железной дороги и управление этою дорогою.

В 1846 г. Ден овдовел, а через год с ним случилось новое несчастье: при осмотре работ в Ново-Георгиевской крепости на него наехали испугавшиеся лошади и сшибли его с ног. При этом он настолько сильно ушиб ногу, что долго потом ходил с помощью костылей и всю жизнь не мог бросить палки. Император навестил его во время болезни и приказал ему весной следующего года непременно поехать за границу. По совету врачей, Ден отправился на купанье в Гастейн; однако это лечение не принесло ему полного выздоровления, и он вынужден был просить наместника Царства Польского князя Паскевича об увольнении его от заведования Варшавско-Венской дорогой, так как болезненные припадки часто беспокоили его. Фельдмаршал согласился на увольнение Дена от этой должности, причём свидетельствовал перед государем, что весь успех, к тому времени уже оконченной постройки, есть результат многолетней опытности и неусыпных трудов генерала Дена. В этом году он получил, при Высочайшем рескрипте, табакерку с портретом Государя, украшенным бриллиантами.

В 1849 г., во время Венгерской кампании, Ден, как больной после ушиба ноги, не мог принимать участия в военных действиях и оставался в Варшаве, исправляя должность Наместника. Когда Паскевич вступил в исполнение прежних обязанностей, государь «в ознаменование Монаршего благоволения за новый опыт пламенного усердия и примерной деятельности, оказанных при исполнении временно возложенных на него обязанностей по управлению Наместника в Царстве Польском», 22 августа 1849 г. пожаловал ему орден св. Владимира 1-й степени.

В том же году скончался великий князь Михаил Павлович, после которого генерал Ден был назначен инспектором инженерной части. Пост этот требовал, кроме технического образования, известной доли административной опытности, знания людей, наконец, особенной осторожности в денежных расходах. На первых порах он хотел отстранить некоторых лиц, имевших обязанностью представлять ему общие доклады по инженерному управлению. Прежние ли его дурные отношения к этим лицам были тому причиной, недоверчивость ли его к беспристрастию этих отдельных докладчиков, но генерал Ден приказал, чтобы все начальники отделений департамента и отдельные начальники строевых частей имели бы к нему личный доклад. К этому периоду деятельности ген. Дена относятся следующие его распоряжения: 1) предписание о сокращении делопроизводства, счетоводства и отчётности в инженерных командах; 2) выработка «нормальных чертежей» главным воинским зданиям; 3) предположение, ввиду сокращения расходов, упразднить управления инженерных округов; 4) новые правила по строительной, хозяйственной и счётной частям инженерного ведомства; 5) постройка машины (по образцу изобретённой французским инженером Оже) для определения толщины крепостных эскарпных стен сообразно с разными условиями, и др.

Представление о «беспристрастии отдельных докладчиков» даёт рассказ Лескова «Инженеры бессребреники»:

6 декабря 1850 г. генерал Ден был назначен членом Государственного совета и за свою долгую и честную службу удостоился получить выражение Именного Высочайшего к нему благоволения около 70 раз; также имел ордена св. Анны 2-й степени(24 мая 1822 г., за манёвры под Вильно; алмазные знаки к этому ордену получил 14 сентября 1823 г.), св. Владимира 3-й степени (5 ноября 1827 г.), св. Георгия 4-й степени (№ 4151, 1 июля 1828 г.), св. Анны 1-й степени (10 мая 1830 г.), Virtuti Militari 1832 г.).

Во время Восточной войны 1853—1856 гг., перед отправлением Тотлебена в Дунайскую армию, угадывая в нём выдающегося инженера, Ден дал о нём самый лестный отзыв и исходатайствовал производство Тотлебена в подполковники «в том внимании, что он мог бы при действующих войсках быть употреблён в качестве штаб-офицера с особенною пользою, по отличным познаниям и способностям своим». Ден не ошибся. Вообще, по отзывам современников, он имел великий дар выбирать дельных людей и назначать их именно туда, где они могли приносить наибольшую пользу своими познаниями. Как недюжинный военный инженер, ещё за несколько лет до осады Севастополя, он оценил важное значение этого пункта и убеждал императора Николая Павловича укрепить его с сухопутной стороны, выдвинув значительно вперёд линию огня, как это впоследствии пришлось сделать Тотлебену. К сожалению, государь не допускал возможности высадки здесь неприятеля. Обстоятельства показали потом эту роковую ошибку…

Когда англо-французский флот вошёл в Балтийское море, Ден был назначен исполняющим дела Кронштадтского военного губернатора, с правами командира отдельного корпуса в военное время. Пост этот он сохранял, пока Петербургу и Кронштадту угрожала опасность, и 30 августа 1855 г., в знак особого Высочайшего благоволения, был награждён вензелевым изображением имени его величества на эполеты.

После кончины Николая Павловича в нашем государственном устройстве произошли важные перемены, которые коснулись и инженерного ведомства. Правда, на страже инженерного дела оставался всё тот же старик Ден, человек просвещённый, умный и замечательный техник, но, строго говоря, его личное положение сильно изменилось: он не мог помириться с мыслью, что ему приходилось делать доклады уже не лично Государю, а лицам, нередко мало знакомым с инженерной техникой и к тому же ещё, может быть, предубеждённым против него. Генерал Ден избегал личных докладов военному министру генералу Сухозанету, из разговоров которого и возражений по технической части мог убедиться, что дальнейшие его рассуждения с министром не принесут пользы. Ден предпочитал все требуемые сведения посылать военному министру на бумаге; отчего увеличивалась переписка и замедлялась работа, хотя одной из его забот было, как мы видели, сокращение делопроизводства и отчётности в инженерных командах. В 1856 г., с назначением великого князя Николая Николаевича Старшего генерал-инспектором по инженерной части, Ден был назначен к его высочеству товарищем, с оставлением при особе государя и членом Государственного совета. В этом же году 17 марта Ден праздновал пятидесятилетний юбилей своей службы, в ознаменование чего Высочайше повелено было назначить его шефом 4-й роты Лейб-гвардии сапёрного батальона. Кроме того, Государь подарил ему картину с портретами некоторых офицеров и нижних чинов этого батальона и продлил ещё на несколько лет назначенную ему аренду. Чины инженерного корпуса, со своей стороны, желая выразить своему главному начальнику любовь и уважение, с Высочайшего соизволения, составили по подписке капитал (4132 руб.) для содержания в Николаевском инженерном училище одного пенсионера из детей лиц, служащих или служивших в инженерном корпусе.

Ещё в 1854 г. Ивана Ивановича постиг лёгкий нервный удар, после которого он стал не так свободно владеть языком; затем расстроенное здоровье и преклонный возраст заставили его отказаться от служебной деятельности. В мае 1858 г. он был уволен в бессрочный отпуск, а летом следующего года скончался, похоронен в Козенице Радомского уезда.

Поделиться: