В Феодосии, в не слишком обеспеченной армянской семье 17 июня 1817 года родился ребенок, о котором по родному городу позже ходили легенды. Утверждалось, что когда-то маленький мальчишка кусочками самоварного угля рисовал на стенах домов потрясающе красивые картины. Мальчика звали Ованес. Отец его, Константин Айвазовский, подвизался на поприще мелкой торговли, а также занимал должность старосты базара Феодосии. Мать Ованеса, Репсиме, занималась вышиванием и считалась искусным мастером в этом деле.
Совершенно естественно, что талантливый мальчик начал рисовать море – ведь именно с морем была связана его жизнь с самого начала. Он видел море в различных ипостасях – и грозным, бушующим в бурю, и тихим, словно натянутое полотно, он различал сотни оттенков водной поверхности. Семья еле сводила концы с концами, тем более что старший брат Ованеса, Габриель, был отправлен учиться и работать в далекий город Венецию. Как только Ованесу исполнилось десять лет, он был вынужден пойти работать в кофейню грека Александра. Работа у хозяина кофейни занимала почти все время мальчика, но и здесь он находил возможность послушать рассказы бывалых моряков о путешествиях, дальних странах и удивительных людях. Дружил он и с местными музыкантами и даже научился игре на скрипке. Но едва появлялась возможность, Ованес продолжал рисовать – на всем, что попадалось ему под руку. В один из таких моментов на него и обратил внимание известный меценат и архитектор Кох.
Кох сумел разглядеть в армянском мальчике недюжинный талант, а потому забрал маленького художника из кофейни и представил его феодосийскому градоначальнику Казначееву. Удивленный возможностями Ованеса, градоначальник делает ему воистину царский подарок – первые в жизни художника акварельные краски. Кроме того, Казначеев пообещал оказать юному таланту поддержку – и не обманул его. Через некоторое время Казначеев сменил пост градоначальника Феодосии на губернаторское кресло главы Тавриды, а уже в следующем, 1831, году Ованеса Айвазовского принимают в Таврическую гимназию. Упорство в учении малообразованного мальчика сделало свое дело – в 1833 году он становится студентом Императорской Академии художеств в российской столице.
Молодому Ивану, как стали называть Айвазовского в Академии, повезло стать учеником профессора Максима Никифоровича Воробьева, который также поднялся из самых низов общества до высот художественного искусства. Профессор Воробьев и сам играл на скрипке, ощущая связь живописи и музыки, и поддерживал у юного Айвазовского интерес к маринизму.
Уже в двадцать два года Айвазовский полностью раскрыл свой художественный талант – в 1835 году этюд молодого художника «Воздух над морем» получил серебряную медаль. Его одаренность заметили не только художественные критики, но и такие столпы современности, как Пушкин, Брюллов, Глинка, Жуковский. Общение с этими людьми оказало значительное влияние как на формирование личности, так и на творчество Айвазовского.
Все шесть картин, показанные в 1837 году на выставке Академии, получили высочайшую оценку Совета Академии и общественности. Айвазовский получил золотую медаль первой степени и возможность поездки за границу для совершенствования мастерства. Однако молодость сыграла с художником злую шутку – в Италию его не послали, а отправили работать в Крым. Собственно, Айвазовский и не расстроился – море ему нравилось любое. Он поехал в родную Феодосию, откуда часто выезжал для написания натурных видов Ялты, Керчи, Севастополя и Гурзуфа. Любопытно, что все два года, проведенные в Крыму, Айвазовский занимался и батальной живописью, для чего даже принимал участие в военных действиях. В частности, во время высадки десанта русских войск у реки Шахе в Черкессии, он делал наброски по заказу генерала Раевского. Картина «Десант отряда в долине Субаши» позже была приобретена императором Николаем I.
В 1839 году Айвазовский принимает участие в военной экспедиции адмирала М. П. Лазарева к берегам Кавказа. Во время этого похода художник познакомился не только с самим адмиралом, но и со многими другими будущими героями обороны Севастополя. В то время это были молодые офицеры – Истомин, Корнилов, Нахимов, и дружба связала их с Айвазовским на всю жизнь. Даже простые моряки относились к художнику с большой симпатией, а особенно стали уважать его после проявленной отваги и смелости при высадке десанта на Субаши. Слухи о поведении Айвазовского в сложной боевой обстановке достигли и Петербурга, где вызвали благосклонный отклик самого императора. Летом того же года Айвазовский вернулся в столицу и в начале осени получил аттестат Академии, а также личное дворянство и первый чин.
Летом 1840 года вместе со своим сокурсником по классу пейзажа Василием Штернбергом Айвазовский отправляется на учебу в Рим. Во время этого путешествия молодые люди провели некоторое время в Венеции и Флоренции. В Венеции судьба свела их с Гоголем. Айвазовский посетил и остров Святого Лазаря, где жил его брат Габриель. Много времени провел Айвазовский в южной части Италии, в Сорренто. Именно здесь он овладел определенной манерой работы, сохранившейся у него на всю жизнь, – делая зарисовки и эскизы на открытом воздухе, он позже воссоздавал пейзажи в мастерской, в то же время широко используя фантазию и импровизацию. Свежесть и непосредственность работ Айвазовского была отмечена даже римским папой – Григорий XVI купил его картину «Хаос» и наградил художника золотой медалью. Можно сказать, что творчеству Айвазовского в итальянский период сопутствовал невероятный успех. Даже весьма привередливый критик Тернер отозвался о работах художника очень положительно.
Конечно же, за творческим успехом не мог не придти успех коммерческий. Работы Айвазовского охотно раскупались знатью, а Парижская академия художеств присудила Айвазовскому золотую медаль. Картины художника – а создал он в Италии более пятидесяти крупных полотен – выставлялись в галереях Рима и Неаполя, где неизменно вызывали ажиотаж. Критики отмечали, что в работах Айвазовского воздух, вода и свет изображены столь достоверно и живо, как не писал еще никто до него. Особо итальянцы восхищались морскими пейзажами художника: « Видом на венецианскую лагуну», «Побережьем в Амальфи», «Неаполитанским заливом», «Сотворением мира» и прочими. В короткое время Иван Айвазовский становится одним из самых знаменитых художников Европы.
Зимой 1842 года через Швейцарию и Рейн Айвазовский отправляется в Голландию. Но здесь он не задерживается и отплывает на пароходе в Англию. Позже его путь пролегает через Париж в Испанию и Португалию. Во время морского путешествия корабль, на котором плыл художник, попал в бурю в самом неспокойном месте Атлантического океана – Бискайском заливе. Общество даже решило, что этот корабль затонул, и парижские газеты напечатали сообщения о гибели Айвазовского. К счастью, сообщение это не подтвердилось.
Лишь осенью 1844 года Айвазовский уже прославленным художником возвращается в Россию. Надо отметить, что вернулся он на два года раньше, чем намечал, так как очень соскучился по родине. Член Амстердамской академии художеств и Художественной академии Рима, он, конечно же, не мог не стать академиком и в России. Это звание Айвазовский получил в Петербургской академии вместе с заказом написать полотна русских военных портов Балтийского моря. Соответственно последовал и императорский указ о зачислении Айвазовского в Главный морской штаб в звании живописца и с правом носить мундир адмиралтейства. Художнику было всего двадцать семь лет. В тридцатилетнем возрасте он стал профессором в Петербургской художественной академии.
В середины весны 1845 года Иван Айвазовский, исполнив заказ императора, отправляется под командованием адмирала Литке в морской поход к побережью Малой Азии и греческому архипелагу. Во время плавания художник сделал огромное количество карандашных рисунков и набросков, которые стали основой для создания полотен, написанных им позже. Сразу после этого путешествия Айвазовский поехал в Феодосию, где начал строить большую художественную мастерскую и дом на крымском побережье. Дом был создан по личному проекту художника и отразил в себе черты лучших итальянских вилл эпохи ренессанса. Именно здесь Айвазовский написал свои лучшие, этапные картины – «Черное море», «Девятый вал», «Среди волн». Здесь же он основал школу искусств, где занимались его ученики, позднее ставшие маститыми художниками – Л. Лагорио, А. Фесслер, А. Ганзен, К. Богаевский, М. Латри. Никакие уговоры не смогли заставить Айвазовского остаться в Петербурге в качестве императорского придворного живописца – море ему было дороже, как, впрочем, и родной город. Он очень много сделал для процветания Феодосии и ее благоустройства. Кроме того, Айвазовский интересовался археологией и участвовал в исследованиях курганов и развалин городов. Во многом обязано инициативе и поддержке Айвазовского и появление железной дороги «Джанкой-Феодосия», законченное в 1892 году.
Иван Константинович Айвазовский женился в 1848 году на англичанке, дочери штабс-доктора Гревса, Юлии Яковлевне. В этом браке родилось четыре девочки – Мария, Жанна, Александра и Елена. Однако спустя двенадцать лет между супругами произошел разрыв, в большей мере обусловленный нежеланием Айвазовского жить в столице, которая Юлии Яковлевне представлялась пределом мечтаний. Но законное расторжение брака произошло только в 1877 году. Спустя пять лет после развода Айвазовский заключил второй брак. Женой его стала Саркисова Анна Никитична, вдова известного купца из Феодосии.
С началом Крымской войны (1853 – 1856 годы) Айвазовский немедленно выезжает в Севастополь. Он расспрашивает участников уже произошедшего Синопского сражения, интересуясь самыми мельчайшими и незначительными подробностями. Очень скоро севастопольцы получили возможность любоваться на два полотна кисти Айвазовского, на которых были изображены боевые действия при Синопе днем и ночью. Хороший знакомый Айвазовского, адмирал Нахимов посетил выставку и дал высокую оценку труду художника. Особенно его поразила точность деталей ночного боя, и он отметил чрезвычайную верность изображения. Здесь же, в Севастополе, Айвазовским был написан ряд картин, отражающих героическую оборону города. Надо отметить, что Айвазовский часто возвращался к изображению на своих полотнах морских сражений и создал настоящую летопись боевой истории русского флота: «Чесменский бой», «Петр I на берегу Финского залива», «Наваринский бой», «Бриг «Меркурий» ведет бой с двумя турецкими судами» и другие.
Бесспорно, Айвазовский выступает как выдающийся маринист, но мало кто знает, что он писал и великолепные пейзажи украинских степей, которые полюбил после путешествия по России. «Украинский пейзаж», «Чумацкий обоз» – в этих картинах схвачена самая суть природы беспредельных степей. В своем творчестве Иван Константинович часто откликался и на события общественно-политического значения. К примеру, во время восстания на острове Крит в 1867 году против засилья турецкого султана Айвазовский создал цикл полотен, отражающих его отношение к освободительной борьбе греческого народа. В 1868 году художник работал на Кавказе и писал картины, на которых изображены жемчужная цепь снеговых гор и панорамы долин и горных массивов Дарьяльского ущелья. В Армении он создает полотна, запечатлевшие Араратскую долину и озеро Севан. В следующем году Айвазовский отправляется в Египет, где принимает участие в церемонии пуска Суэцкого канала. Конечно же, он не мог не делать зарисовок во время этого путешествия и позже, в своей мастерской, написал ряд картин о жизни Египта с его сфинксами и пирамидами, а также запечатлел панораму канала.
Айвазовский много путешествовал по странам Черного моря, неоднократно бывал в Турции и из каждого путешествия привозил огромное количество впечатлений и весьма информативных набросков. В Турции его картины были очень популярны, а само творчество Ивана Константиновича оказало несомненное влияние на многих турецких художников. Сам султан предложил Айвазовскому крупный заказ по созданию десятка полотен, изображающих Стамбул и виды Босфора. Вполне возможно, что восхищение султана творчеством художника имело причиной и то, что Айвазовский написал для него не десять, а целых тридцать полотен. Несколько картин кисти Айвазовского до сих пор экспонируются в Турции – в частности, Военный музей Стамбула гордится тем, что в нем находится картина «Корабль на Черном море».
Последняя работа кисти Айвазовского – «Взрыв корабля» – осталась незаконченной. Он начал писать ее в своей мастерской в Феодосии, 18 апреля 1900 года. Упорный труд художника перенес на полотно факт героического подвига греческого борца с турками Константина Канариса – подрыв турецкого адмиральского корабля рядом с островом Хиос. Художник почти закончил работу, но отложил последние мазки на следующий день. В ночь 19 апреля он умер во сне, а незаконченное полотно осталось на мольберте…
Иван Константинович Айвазовский был похоронен в родном городе Феодосия, на территории армянской церкви Святого Сергия (Сурб Саркис). Три года спустя его вдова установила на могиле надгробие – вырубленный из белого мрамора саркофаг работы итальянца Л. Биоджоли. Надпись на памятнике гласит на древнеармянском: «Он был рожден смертным, но оставил память бессмертную».