Популярные
На фото Иван Николаевич Шульга

Иван Николаевич Шульга

русский и советский живописец, график, портретист, плакатист
Биография

Биография

Детство и юность (1889—1906 гг.)

Иван Николаевич Шульга родился 19 (31) октября 1889, в селе Михайловка (основано в 1833 г., помещиком — генерал-лейтенантом Потье Карлом Ивановичем) в 30 км от

Из глухого посёлка к 1899 г. Скадовск быстро превратился в небольшой портовый город и морской курорт. В Скадовске c 1901 г. учился и в 1905 г. окончил народную школу (Земское двухкомплектное 4-х классное училище на 97 мест). Уже в детские годы проявил способности к рисованию. Любил копировать иллюстрации к повестям Н. В. Гоголя. А в юношеском возрасте, ещё учась в школе, во время летних каникул, расписал цветами металлические подносы в местном трактире. Получилось красиво и необычно.

Учёба в Художественном училище Одесского Общества Изящных Искусств (1906—1911 гг.)

Учёба в Императорской Академии художеств (1911—1917 гг.)

С 1911 г. учился, и в 1917 г. окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (ныне — Санкт-Петербургский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина). Академическими учителями его вначале, в натурном классе Высшего художественного училища были : И. И. Творожников — известный русский живописец-жанрист, профессор с 1898 г., действительный член Имп. Академии художеств (академик) с 1906 г. ; Я. Ф. Ционглинский (польск. Jan Ciaglinski) — российский художник живописец (польского происхождения), почётный член Имп. Академии художеств с 1902 г., действительный член Имп. Академии художеств (академик) с 1911 г. (один из убеждённых последователей идей импрессионизма). А завершил образование в мастерской исторической живописи у известного исторического живописца и портретиста, действительного члена Имп. Академии художеств (академика) с 1906 г., профессора с 1911 г. — В. Е. Савинского. Во время учёбы в Академии Иван Шульга не только обогатился знаниями професcиональных основ живописи и рисунка, но и работал над сложными многофигурными композициями, среди которых — «Проводы рекрутов» (1911 г.), «Смерть Тараса Бульбы» (1916 г.), «Поход запорожцев» (1915—17 гг.), «Тревожная ночь беженцев» (1915 г.). Уже эти академические работы выявляют интерес художника к героико-драматическим темам. Они отличались серьёзностью замыслов и жизненной важностью. Не случайно художник получал от Совета Академии благодарности и награды, а последние три года — стипендию. Наряду с этим он много пишет с натуры, особенно во время летних каникул, стремясь отразить наиболее характерное и неповторимое. В своих академических работах он проявил себя как наблюдательный, пытливый художник, тонкий колорист. В стенах Академии Шульга продолжил дружбу со своим земляком А. А. Шовкуненко, первое знакомство с которым произошло ещё в Одесском училище. Оба они завершали образование в Академии художеств по мастерской В. Е. Савинского. Эта дружба и творческое соперничество сохранились и в последующие годы.

Творческий путь в годы революций и гражданской войны (1917—1922 гг.)

В бурные годы социальных потрясений, Иван Шульга оказался в вихре революционных событий.

В дни Февральской революции, художник вместе со студентами и рабочими Васильевского острова вылавливал и разоружал полицейских. В стенах Академии расписал революционное знамя для рабочих Трубного завода («Санкт-Петербургское общество меднопрокатного и трубного завода бывш. Розенкранц»). С оркестром несли его из Академии на завод и установили возле него почётный караул. В 1917 г. получив диплом об окончании Императорской Академии художеств, и звание художника по живописи исторической и портретной с правом преподавания в учебных заведениях, Иван Шульга возвращается из Петрограда на родину в Скадовск. В сложное для страны время молодой художник ищет свой путь в искусстве. Полученное прекрасное академическое образование и собственные творческие устремления определяют тематику его работ и форму живописного воплощения. Он тяготеет к портрету и бытовому жанру. С первых же шагов своей творческой деятельности Шульга заявил о себе как о талантливом мастере портрета и пейзажа. Впитав за время учёбы лучшее из реалистического наследия передвижников, он остаётся верен этим традициям. Отсюда повествовательность большинства его произведений, верность натуре, стремление во всех деталях раскрыть как можно полнее характер персонажей и сюжет. Из работ, созданных Шульгой в эти годы наиболее значительными являются портреты, в которых он был выдающимся мастером, такие как «Цыганка» (1916 г.), «Портрет отца» (1916 г.). Особенного внимания заслуживает «Портрет девушки» (1917 г.) — это одухотворённый, проникнутый ощущением всепобеждающей юности образ. Нежные блики пробегают по лицу модели, угасая в складках платья. Зелёное пятно головной косынки создаёт настроение праздничности и утренней свежести. (В 1986 году издательством «Мистецтво» издана почтовая открытка по этой работе.) Очень интересны этюды этих лет. Поражает умение художника в небольших по размерам работах в достаточно лаконичной форме и свободной живописной манере убедительно передать ощущение времени (эпохи с присущими ей бытовыми особенностями, своеобразием персонажей), раскрыть сюжет («Нежинские торговки» 1917 г. — завьюжило, запуржило, замело снегом, подхватило подолы тёплых салопов, но не страшен мороз и ветер торговкам из Нежина, только уселись покрепче, да запахнулись плотнее — любая непогода им не страшна; «Пастушки» 1917 г.; «Подворье родителей художника в Скадовске» 1918 г.; портретный этюд «Девушка в белом» 1918 г.). Художник проявил себя в них как подлинный мастер этюда. В 1918 перебирается в Херсон. Здесь, в январе 1919 г. он оказался свидетелем жестокой греко-французской оккупации города и своё впечатление от увиденного гневно отобразил на полотне «Сожжение заложников» (1919 г.). В марте 1919 г., столкнувшись с 6-й украинской советской дивизией Григорьева греко-французские войска (Антанта) оставили Херсон. В это время художник расписывает боевые знамёна для частей Красной Армии, которые дислоцировались тогда в Херсоне, пишет портрет В. И. Ленина. И. Н. Шульга одним из первых принял участие в освоении нового явления в советском искусстве (не имевшем ещё традиций) — в праздничном оформлении городов. В число праздников входили годовщины Октябрьской революции, 1 мая и др. советские праздники. К праздникам создавались монументальные панно, которые характеризовались монументально-агитационным пафосом. К 1 мая 1919 г. художник написал четыре больших живописных панно: «Восстал пролетарий — рухнули троны», «Союз Красной Армии, рабочих и крестьян», «Победа революции», «Рабочий и крестьянин куют своё счастье». Этими панно была украшена площадь, где состоялась демонстрация. Много работает в жанре политического плаката. В августе 1919 года Херсон оказался под властью войск Деникина. В апреле 1920 г. под ударами Красной Армии Уборевича деникинцы окончательно покинули город.

С 1920 года в Херсоне преподавал рисование в Херсонской учительской семинарии (ныне Херсонский государственный университет). Херсонский художник Г. В. Курнаков (ему И. Шульга в 1922 году передал свою должность в учительской семинарии) в своих воспоминаниях отмечал, что Шульга был скромным, выдержанным и серьёзным человеком. Жил он на ул. Военный проезд. Его квартира до предела была заполнена картинами, эскизами, книгами по искусству. Часто приходили туда способные ученики, и художник дополнительно проводил с ними занятия. В тяжёлые годы разрухи и голода мастеру приходилось выезжать в сёла, и там он писал портреты крестьян, пейзажи в обмен на продукты. Красота родного края вдохновляла на творчество молодого живописца ставшего со временем признанным мастером кисти.

Тема индустриализации и коллективизации страны (1923—1940 гг.)

Западная Украина (Восточная Галиция и Западная Волынь), после проведения формального референдума, 28 сентября 1939 года была включена в состав Украинской ССР. В эти предвоенные для СССР годы (1939—1940 гг.) художник ездил по Западной Украине для сбора материалов для картин. Поездка в Западную Украину открыла новый этап в творчестве
И. Н. Шульги. Красота природы и жизнь самобытного народа вдохновили его на создание серии работ о жизни, быте, этнографии, и природе во вновь воссоединёном регионе Украины: «Пацификация Западной Украины.» Эскиз. 1939 г.; «Встреча первого советского танка в Прикарпатье.» Этюд. 1939 г.; «В Карпатах» 1940 г.; «Гуцульские ворота.»; «Этюд гуцула и гуцулки» 1940 г.; «На Станиславщине.» 1940 г.; «Во Львове»; «Львовский Базар» 1940 г.; «Возле памятника Мицкевичу во Львове» 1940 г.

Война и творчество в эвакуации (1941—1945 гг.)

В августе 1941 года в Харькове, незадолго до оккупации города, художник принял участие в художественной выставке «Героическое прошлое народов СССР». (Оборонная выставка, открыта в галерее Т. Г. Шевченко).

В годы войны Иван Николаевич вынужден покинуть Харьков, он эвакуируется в Уфу. В 1941—1943 гг. в Уфе (Башкирская АССР) в эвакуации находились Правительство, Академия наук, Союзы писателей, художников Украинской ССР. Как член Союза советских художников УССР, И. Н. Шульга эвакуируется в сентябре 1941 г. в Уфу. В Уфе с 1941 г. работал в институте общественных наук Академии Наук УССР, впоследствии в 1942 г. реорганизованном в институт народного творчества и искусства при Академии Наук УССР. Одновременно много творчески работал. Находясь в эвакуации художник кистью и карандашом боролся с врагом: «Рукопашный бой» (1942 г.), «Бой», «Разгром немцев. Эскиз», «Наши вернулись» (1942 г.). Глубоким страданием проникнуто произведение — «Дорогами войны» (1943 г.). В аквареле — «Бой красной конницы с немецкими фашистами» (1942 г.), художник описал подвиг конногвардейцев 1-го гвардейского кавалерийского корпуса им. Совнаркома УССР (конница усиленная танками), заставивших повернуть вражеские танки вспять в самый напряжённый период обороны Москвы, где военным комиссаром корпуса был член Военного Совета 69-ой армии, 2-го Украинского фронта, генерал-лейтенант А. В. Щелаковский (работавший в послевоенное время военкомом Харьковской области), с которым художник был знаком с довоенных времён в Харькове. Тесные связи с жизнью Башкирской АССР, обусловили появление серии портретов, портретных этюдов и пейзажей. К этому времени и принадлежат очень интересные графические работы Шульги написанные с натуры: «О. В. Лепешинская. Балерина» 1941 г. (к 1941 году относится знакомство художника и Ольги Васильевны Лепешинской, переросшее затем в их многолетнюю дружбу); «Академик А. А. Богомолец» 1942; «Академик А. В. Палладин» 1943 г.; «Академик В. И. Заболотный» 1943 г. Наряду с портретами Шульга написал в это время ряд интересных пейзажей Уфы и реки Белой: «На околице. Уфа», «За Уфой», «В Уфе», «Вид на реку Белая. Уфа» 1942 г. В августе 1942 г. участвовал в Выставке произведений группы украинских художников (К сессии АН УССР) в Уфе, а в ноябре 1942 г. — феврале 1943 г. в Юбилейной выставке произведений украинских художников к 25-летию образования УССР в Уфе и Москве. Ещё в годы учёбы в Академии художеств художник обращается к славному историческому прошлому — «Поход запорожцев» (1915—1917 гг.), «Смерть Тараса Бульбы» (1916 г.). В самые трудные годы войны в Уфе он возвращается к этой теме. Вносит свой вклад в развитие исторического жанра в украинской советской живописи. У него рождается замысел создания цикла больших исторических полотен. Историческая тема нашла своё воплощение в произведениях, посвящённых Национально-освободительной войне украинского народа — восстанию Хмельницкого и Переяславской Раде: «Вручение Богдану Хмельницкому грамоты от московских послов» (1943 г.); «Переяславская Рада» (1944 г.) — в картине показан старшинский совет запорожского казачества во главе с гетманом Войска Запорожского Б. Хмельницким, состоявшийся 6 января 1654 г. в Переяславе; «Казачья песня» (1945 г.). Эти живописные полотна побуждают размышлять о судьбах нации, о роли личности и народа в истории, о единении в годы страшных испытаний.

В мае 1943 г. вместе с Академией Наук УССР и Харьковским отделением Союза художников, Шульга был переведен в Москву. Жил и работал в Москве, и в июле 1944 г. вернулся в освобождённый 23 августа 1943 г. от немцев Харьков.

Где, уже в августе принял участие в выставке «Художники Украины — родному Харькову», посвящённой первой годовщине освобождения Харькова от немецких захватчиков.

Наряду с произведениями общественно-политическими и историческими, появились и работы лирического звучания. Небольшая пастель «Перед домом» (1945 г.) — тому подтверждение. В ней передано неторопливое течение провинциальной жизни. Скромный малороссийский дом и уютный дворик, окутанный летним зноем, будто тают в полуденном мареве. Художник намеренно не использует ярких тонов, он предельно точен в создании образа украинского местечка, словно сошедшего со страниц повести Н. В. Гоголя. В ноябре 1945 г., И. Шульга участвует в VIII-ой республиканской художественной выставке УССР, которая подвела итоги развития украинского искусства в годы Великой Отечественной войны.

Позднее творчество (1946—1955 гг.)

В 1946 г. И. Н. Шульга удостоен почётного звания заслуженного деятеля искусств Украинской ССР. К числу значительных произведений послевоенного времени можно отнести полотна:

«Портрет Народного артиста СССР И. А. Марьяненко» (1947 г.); «Портрет генерал-лейтенанта С. Р. Савченко» (1947 г.); «Победа! Парад на Красной площади» (1950 г.).

В многофигурной композиции «Присяга Богдана Хмельницкого на верность братству» (1954 г.) — являющейся заключительной из цикла исторических полотен задуманных мастером ещё во время войны, изображены события в Переяславском Успенском соборе, где духовенство привело к присяге гетмана и старшину. После чего от лица царя Алексея Михайловича гетману была вручена грамота и знаки гетманской власти: хоругвь, булава и шапка. В результате Переяславской Рады часть православного населения Украины (Левобережная Украина) входившая в Речь Посполитую избавилась от национального и религиозного угнетения со стороны шляхты и католического духовенства. В содержательных образах полотен «Вручение Б. Хмельницкому грамоты от московских послов», «Переяславская Рада», «Присяга Б. Хмельницкого на верность братству», «Казачья песня» — раскрыта ведущая, героико-патриотическая тема творчества художника 1940-1950-х годов. В стране, возрождающейся после разрухи и набирающей силы, яркое жизнеутверждающее искусство пейзажа и натюрморта приобрело особую выразительность. Детство и юность проведенные в Скадовске и Одессе у Чёрного моря навсегда остались в памяти художника. И поэтому морские пейзажи, корабли и парусники на море и рыбачьи лодки на песке, — постоянная тема в творчестве художника.

Море в любую погоду, при луне («Луна над водой.», 1920-е), море освещённое солнцем («На берегу Чёрного моря „Купальщицы“.», 1930), море вечером («На побережье вечером», начало 1920-х). И на склоне лет он снова пишет море, лодки, закаты («Море. Этюд», 1947 г.; «Море. Прибой», 1949; «Коктебель. Уголок дома творчества писателей», 1954 г.; «На рейде. Одесса»; «На рейде. Ялта», 1955 г.).

В последние годы жизни И. Н. Шульга много и плодотворно работает, отдавая предпочтение камерным сюжетам. Пишет интерьерные композиции: «В прихожей (художника). Интерьер», 1949 г.; «Кабинет (художника). Интерьер»; «Интерьер»; «Этюд в интерьере» — 1950-е гг. Вновь обращается к жанру натюрморта («Цветы у окна», 1950-е.), («Натюрморт.», 1950-е), («Цветы. Натюрморт», 1955 г.). На протяжении всей жизни он писал натюрморты, сирень, пионы, полевые цветы, розы — это были его любимые модели («Увядшие цветы. Натюрморт» 1916 г.; «Полевые цветы и кобза. Натюрморт» 1925 г.; «Натюрморт» 1927 г.; «Букет роз на столе. Натюрморт» 1920-е.; «Праздничный день. Цветы» 1931 г.; «Ваза с цветами» 1935 г.; «Цветочный базар» 1939 г.; «Натюрморт с пионами» 1940 г.; «Сирень в кувшине» 1940-е; «Розы» 1947 г.). Он создавал полную гармонию цветов на своих полотнах. В 1950-е годы художник будто заново пересмотрел своё отношение к жизни, искусству. Его новые работы всё чаще приобретают камерный характер. Красота и радость бытия передаётся мастером через букет цветов в вазе («Розы», 1947 г.; «Сирень в кувшине»), уголок осеннего парка

(«В парке. Осень.») и зимний сад («В саду. Зимой» 1950 г.) или маленькую сельскую церквушку («Старинная церковь» 1950-е). Пишет портреты: («Портрет девушки» 1951 г.), («Портрет жены», 1951 г.), («Автопортрет.», 1955 г.).

Кроме непосредственной творческой деятельности Шульга много времени отдаёт педагогической работе. Он продолжает преподавать в Харьковском государственном художественном институте. У него учились сотни художников и среди них немало известных мастеров кисти. Находит время для общественной деятельности. Его избирают депутатом Кагановичского (ныне Киевского) районного Совета города Харькова. К сожалению не все замыслы мастера воплотились в жизнь, и не все его живописные возможности осуществились, но вместе с тем без его произведений трудно представить украинское искусство 1920—1950-х годов. Иван Шульга был не только одним из зачинателей украинского советского изобразительного искусства, но и многое сделал для его становления.

Уход из жизни (1956 г.)

Жизнь и творчество его оборвались внезапно. Умер художник от воспаления лёгких 23 апреля 1956 г. в Киеве, где как делегат участвовал в работе 2-го съезда Союза художников Украины. Похоронен в Харькове на городском кладбище № 2 ул. Пушкинская (напротив Молодёжного парка).

Итоги творчества

Персональные выставки

  • В 1961 г. в Харькове в Харьковском государственном музее изобразительного искусства состоялась персональная выставка произведений художника — «Посмертная выставка произведений художника»;
  • В 1989 г. в Харькове в Харьковском художественном музее состоялась персональная выставка произведений художника — «К 100-летию со дня рождения художника»).

Работы хранятся в собраниях

  • Государственный центральный музей современной истории России (Москва).
  • Государственный исторический музей (Москва)
  • Картинная галерея г. Красноармейска Московской области.
  • Национальный художественный музей Украины (Киев).
  • Национальный музей Тараса Шевченко (Киев).
  • Полтавский музей-усадьба В. Г. Короленко.
  • Харьковский художественный музей.
  • Херсонский художественный музей.
  • Во многих других музеях Украины и России.
  • В частных коллекциях собирателей живописи на Украине, в России, а также в странах дальнего зарубежья.

Избранные работы мастера

Живопись

  • «Проводы рекрутов». 1911 г. Холст, масло. 55х122 — Харьковский художественный музей (ХХМ);
  • «Натурщица лежит на жёлтом». 1912—1915 гг. Холст, масло. 89х140 — ХХМ;
  • «Свадьба». 1913 г. Холст, масло. 99х160 — ХХМ;
  • «Встреча». Эскиз композиции на мотив романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». 1915 г. Картон, масло. 70х99,5 — ХХМ;
  • «Поход запорожцев». 1915—1917 гг. Холст, масло.;
  • «Смерть Тараса Бульбы». 1916 г. Холст, масло.;
  • «Портрет П. К. Саксаганского». 1916 г. Холст, масло. 69х101 — ХХМ;
  • «Цыганка». 1916 г. Холст, масло. 115х92,5 — ХХМ;
  • «Портрет отца». 1916 г. Холст, масло. 62х75 — ХХМ;
  • «Увядшие цветы. Натюрморт.». 1916 г. Дерево, масло. 31х25,5 — частная коллекция;
  • «Пастушки». 1917 г. Картон, масло. 23,5Х33 — ХХМ;
  • «Вечереет». 1919 г. Дерево, масло. 19Х25 — ХХМ;
  • «Сельский ловелас». 1920 г. Холст, масло. 103Х124, левый нижний угол «Ів. Шульга 1920»;
  • «Портрет В. И. Ленина». 1920—1930-е годы. Холст, масло. 135х100,5 — Картинная галерея г. Красноармейска Московской области;
  • «Портрет жены в красной косынке». 1921 г. Дерево, масло. 35Х41 — частная коллекция;
  • «Юноша». 1922 г. Картон, масло. 35Х25 — частная коллекция;
  • «На базаре». 1926 г. Холст, масло. 62Х80 — ХХМ;
  • «Яхты на причале. Скадовск.». Конец 1920-х. Картон, масло. 33,5Х24 — частная коллекция;
  • «В сельском клубе». 1929 г. — Херсонский художественный музей;
  • «Проводы в Красную Армию.» 1930 г. Бумага на фанере, масло. 33Х49,5 — Херсонский художественный музей;
  • «На строительстве Днепрогэса». 1930 г. Картон, масло. 25Х34 — ХХМ;
  • «На Днепрогэсе». 1930 г. Картон, масло. 24,5Х34 — ХХМ;
  • «Скадовск. Морская прогулка на пароходе.» Холст, масло. 21Х25 — частная коллекция;
  • «На берегу Чёрного моря (купальщицы)». 1930 г. Дерево, масло. 20Х34 — частная коллекция;
  • «Сорочинская трагедия». 1931 г. Холст, масло. 50Х75 — Полтавский музей-усадьба В. Г. Короленко;
  • «Немецкие оккупанты на Украине в 1918». 1931—1933 г. Холст, масло. 100Х150;
  • «Г. И. Петровский у колхозников». 1931 г. Холст, масло. 119,5Х159 — ХХМ;
  • «Пионерия». 1931 г. Картон, масло. 32Х50,5 — ХХМ;
  • «Мужчина с трубкой». 1931 г. Картон, масло. 40Х28 — частная коллекция;
  • «Трипольская трагедия». 1932 г. Холст, масло.;
  • «Рыбаки на Чёрном море». 1932 г. Холст, масло. — Национальный художественный музей Украины (Киев);
  • «Зверства французских интервентов в 1919 г. в Херсоне». 1930-е. Холст, масло. — Государственный центральный музей современной истории России (до 1998 г. Музей революции), Москва;
  • «Водный спорт». 1930-е. Холст, масло.;
  • «Бетонный завод на Днепрогэсе». 1931 г. Картон, масло. 24,5Х34 — ХХМ;
  • «Херсонский элеватор». 1932 г. Картон, масло. 18Х25;
  • «Дом Госпрома в Харькове». 1933 г. Картон, масло. 17,5Х27 — ХХМ;
  • «Центральный почтамт. Харьков.». 1933 г. Картон, масло. 18Х25,5 — ХХМ;
  • «Бывший Южный вокзал. Харьков». 1933 г. Картон, масло. 18Х25 — ХХМ;
  • «П. П. Постышев среди детей. Харьков.». 1934 г. Холст, масло. 136,5Х197,5;
  • «Завод им. Петровского. Днепропетровск.». 1936 г. Холст, масло. 59Х79 — ХХМ;
  • «Выступление В. И. Ленина» (в июльские дни 1917 года.) 1937 г. Холст, масло.
  • «Испанские события». 1937 г. Холст, масло.;
  • «И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и С. М. Будённый в штабном вагоне на Южном фронте в 1919 г.». 1938 г. Холст, масло. 133Х183;
  • «Пионеры в гостях у краснофлотцев». 1940 г. Картон, масло. 72,5Х102 — ХХМ.

  • «Рукопашный бой». 1942 г. Холст, масло;
  • «Наши вернулись». 1942 г. Холст, масло. 61Х80 — ХХМ;
  • «Вручение Богдану Хмельницкому грамоты от московских послов». 1943 г. — Государственный исторический музей (Москва);
  • «Переяславская Рада». 1944 г.;
  • «На даче В. П. Коларова под Москвой». 1944 г. Холст, масло. 37Х49;
  • «Портрет Министра государственной безопасности Украинской ССР, генерал-лейтенанта С. Р. Савченко». 1947 г. Холст, масло. 200Х140 — ХХМ;
  • «Портрет Народного артиста СССР И. А. Марьяненко». 1947 г. Холст, масло. 200Х134;
  • «Портрет жены». 1947 г. Холст на картоне, масло. 52Х37;
  • «Море. Этюд.». 1947 г. Картон, масло. 54Х67,5 — частная коллекция;
  • «Море. Прибой.» 1949 г. Картон, масло. 32Х47 — частная коллекция;
  • «Сирень в кувшине.» Холст, масло. 50Х45 — частная коллекция;
  • «Автопортрет с супругой». Конец 1940-х гг. Картон, масло. 28Х32;
  • «Победа! Парад на Красной площади». 1950 г.;
  • «Цветы у окна.» Холст, масло. 64Х92 — частная коллекция;
  • «Портрет девушки». 1951 г. Картон, масло. 70,5Х49, левый нижний угол «И. Шульга»;
  • «Портрет жены». 1951 г. Картон, масло. 69,5Х49,5 — частная коллекция;
  • «Коктебель. Уголок Дома творчества писателей». 1954 г. Картон, масло. 25Х35 — частная коллекция;
  • «Рыболовецкая артель». Повторение. 1954 г. Холст, масло. 74,5Х105 — ХХМ;
  • «На рейде. Ялта». 1955 г. Холст на картоне, масло. 35Х50 — ХХМ;
  • «Ялта. Порт.» Холст на картоне, масло. 50,5Х69,5. — частная коллекция;
  • «Прибой. Алупка». 1955 г. Холст на картоне, масло. 48Х68 — ХХМ;
  • «В горах Кавказа». Картон, масло. 31,5Х49 — ХХМ;
  • «В парке. Осень». — частная коллекция;
  • «Зимой. Харьков». 1955 г. Картон, масло. 49х34 — ХХМ.

Панно

  • «Восстал пролетарий — рухнули троны.» 1919 г.
  • «Союз Красной Армии, рабочих и крестьян.» 1919 г.
  • «Победа революции» 1919 г.
  • «Рабочий и крестьянин куют своё счастье.» 1919 г.
  • «Три богатыря» 1941 г. (Выполнено в соавторстве с М. Г. Дерегусом и М. М. Мищенко).

Графика

  • «Натурщик». 1912 г. Бумага, сангина. 67Х50 — ХХМ;
  • «Натурщица». 1913 г. Бумага, сангина. 67Х50 — ХХМ;
  • «Натурщик связанный верёвками». 1915 г. Бумага, карандаш. 70Х50 — ХХМ;
  • «Натурщик». 1915 г. Бумага, сангина. 102Х57 — ХХМ;
  • «Женщина в чёрном возле кресла». Бумага, акварель. 55Х41 — ХХМ.
  • «Женский портрет». Рисунок с натуры. 1921 г. Бумага, карандаш. 24Х33 — частная коллекция;
  • «Интервенты в Херсоне». Бумага на картоне, акварель. 14Х18 — частная коллекция;
  • «Бой на переправе у реки». Бумага, акварель, тушь. 14,5Х19 — частная коллекция;
  • «Красноармейцы в походе». Бумага на картоне, акварель, гуашь. 20,5Х18 — частная коллекция;
  • «Бой в Крыму. Взятие Перекопа.». Бумага на картоне, акварель, белила. 17Х24 — частная коллекция;
  • «Натюрморт» 1927 г. Картон, гуашь. 26,5Х21;
  • «Украинка. Стенка для календаря». 1928 г. Картон, акварель, гуашь. 32Х20,5;
  • «С горки. Стенка для календаря». 1928 г. Картон, акварель. 31Х19,5 — частная коллекция;
  • «Портрет жены». 1928 г. Картон, гуашь. 42,5Х46. — частная коллекция.
  • «Праздничный день. Цветы» 1931 г. Бумага, пастель. 56Х46 — частная коллекция;
  • «На барже.». 1932 г. Бумага, акварель. 49Х34,5 — ХХМ;
  • «Портрет сына.». 1932 г. Бумага на картоне, карандаш. 39Х32 — частная коллекция;
  • «Дети в гостях у черноморцев». Бумага, акварель. 41Х43 — ХХМ;
  • «Цветочный базар». 1939 г. Бумага, акварель. 25Х33 — ХХМ;
  • «Петровский Г. И.». Рисунок с натуры. Бумага, карандаш. 23,5Х15,5 — частная коллекция;
  • «Портрет девочки». Бумага, карандаш, акварель. 23,5Х15,5 — частная коллекция;
  • «Натурщица». Бумага, карандаш, 23,5Х15,5 — частная коллекция;
  • «Натюрморт с пионами». 1940 г. Бумага, карандаш. 62,5Х87 — ХХМ;
  • «Этюд двух гуцулок». 1940 г. Бумага, акварель. 56Х39 — ХХМ;
  • «Возле памятника Мицкевичу во Львове». 1940 г. Бумага, акварель. 26Х33 — ХХМ;

  • «Профессор И. Г. Петровский». Рисунок с натуры. 1942 г. Бумага, карандаш. 23,5х30 — ХХМ;
  • «Профессор М. А. Шаронов». Рисунок с натуры. 1942 г. Бумага, карандаш. 23Х29 — ХХМ;
  • «Художник Л. К. Богомолец». Рисунок с натуры. Уфа, 1942 г. Бумага, карандаш — частная коллекция;
  • «Вид на реку Белая. Уфа» 1942 г. Бумага, акварель. 22Х32 — ХХМ;
  • «Дорогами войны» 1943 г. Бумага, акварель. 31Х42;
  • «Перед домом. Лето» 1945 г. Бумага, пастель. 27Х37 — ХХМ;
  • «Розы» 1947 г. Бумага, акварель. 51,5Х45,5 — частная коллекция;
  • «Скульптор В. П. Воловик». Рисунок с натуры. Начало 1950-х. Бумага, карандаш — частная коллекция;
  • «В саду. Зимой» 1950 г. Бумага, пастель. 27Х37 — ХХМ;
  • «Коктебель. Побережье» Бумага, карандаш. 20,5Х28 — частная коллекция;
  • «На побережье. Одесса» Бумага, карандаш. 20Х28 — ХХМ;
  • «Учебный трёхмачтовый парусно-моторный барк „Товарищ“» 1955 г. Бумага, акварель. 20Х27 — частная коллекция.

Почтовые открытки

  • «На Днепрогэсе». Издательство «Мистецтво» Харьков. (1930 г.);
  • «Первая колхозная весна». Издательство «Мистецтво» Харьков. (1930 г.);
  • «Работа ликбеза». Издательство «Союздрук» Харьков. (1930 г.);
  • «Харьков. Площадь Тевелева». Издательство «Союздрук» Харьков. (1930 г.);
  • «Харьков. Гостиница Красная». Издательство «Мистецтво» Харьков. (1932 г.);
  • «Харьков. Историко-краеведческий музей им. Г. С. Сковороды». Издательство «Мистецтво» Харьков. (1932 г.);
  • «Харьков. Почтамт». Издательство «Союздрук» Харьков. (1933 г.);
  • «Харьков. Вокзал Южной железной дороги». Издательство «Мистецтво» Харьков. (1933 г.);
  • «Херсон. Элеватор». Издательство «Мистецтво» Харьков. (1935 г.);
  • «На Днепре под Киевом». Издательство «Мистецтво» Харьков. (1935 г.);
  • «Портрет девушки» (1917 г.). Издательство «Мистецтво». (1986 г.).

Стенки для календаря

  • «Украинка» (1928 г.);
  • «С горки». Напечатана во 2-й Государственной типографии «Печатный двор», Ленинград. (1928 г.).

Галерея

Награды и звания

Государственные награды СССР

  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Государственные награды Украинской ССР

  • Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1946)

Звания и титулы

  • Почётный гражданин города Скадовска (посмертно)
  • Депутат Кагановичского (ныне Киевского) районного Совета города Харькова
    (конец 40-х — начало 50-х).

Премии и благодарности

  • Награды и денежные премии Художественного училища Одесского Общества Изящных Искусств (1906—1911)
  • Благодарности и награды Императорской Академии художеств (1911—1917)

Интересные факты

  • И. Н. Шульга писал с натуры портреты государственных деятелей, деятелей науки, культуры и искусства:
    • Портреты государственных деятелей:
      • П. П. Постышев — Второй секретарь ЦК КП(б) Украины 1933—1937, кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б) с 1934 г.
      • В. П. Коларов — Президент Болгарской Народной Республики 1946—1947; Премьер министр БНР 1949—1950 г.
      • С. Р. Савченко — Нарком государственной безопасности УССР 1943—1946; Министр государственной безопасности УССР 1946—1949; Комиссар госбезопасности 3-го ранга 1944; Генерал-лейтенант 1945; Начальник советской внешней разведки 1949—1953 гг.; Заместитель министра государственной безопасности СССР 1951—1952 гг. (Земляк художника.)
    • Портреты деятелей науки:
      • А. А. Богомолец — Президент Академии наук УССР 1930—1946 гг.
      • В. И. Заболотный — Президент Академии архитектуры УССР 1945—1946 г.
      • И. Г. Петровский — Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова 1951—1973 гг.
    • Портреты деятелей культуры и искусства:
      • П. К. Саксаганский — Актёр, режиссёр, драматург. Народный артист СССР 1936 г.
      • О. В. Лепешинская — Балерина (Большой театр). Народная артистка СССР 1951 г.
      • М. А. Шаронов — Художник, педагог, профессор 1937. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР 1943 г.
      • И. А. Марьяненко — Актёр театра и кино, режиссёр. Народный артист СССР 1944 г.
      • Л. К. Богомолец — Советский и российский художник.
      • В. П. Воловик — Скульптор, зав. кафедрой скульптуры (1968—1984) Харьковского художественно-промышленного института.
  • На многих работах И. Н. Шульги женский образ — это изображение его жены Фаины Мироновны Шульги (1890—1963). Их связывали сильные чувства, и она была с дореволюционных времён его постоянной моделью.
  • В 1964 году по завещанию жены художника Фаины Мироновны, её cыном была передана в дар Харьковскому государственному музею изобразительного искусства (ныне Харьковский художественный музей) коллекция живописных и графических работ художника — всего более 200, включая этюды и эскизы.
  • Самые большие собрания произведений мастера находятся в фондах Харьковского художественного музея (более 200) и в частной коллекции (около 50), принадлежащей внуку И. Н. Шульги.

Рейтинги

  • Украинский художественный рейтинг
    • В соответствии с составленным по версии А.Толстоухова и И.Шарова рейтингом живописцев Украины, И. Н. Шульга входит в список 100 наиболее выдающихся художников Украины.
  • Международный художественный рейтинг (всемирный рейтинг художников XVIII—XXI веков)
    • И. Н. Шульга входит в «Единый художественный рейтинг 10000 лучших художников мира (ХVIII—XXI вв.). Художники двухмерного пространства.»

Адреса

с. Михайловка,
Таврическая губерния,
 Российская империя

  • 1889—1896

Скадовск,
Таврическая губерния,
 Российская империя

  • 1896—1905

Одесса,
 Российская империя

  • 1905—1911

Санкт-Петербург,
Петроград (с 1914),
 Российская империя

  • 1911—1917

Скадовск,
Таврическая губерния,
 Украинская Народная Республика 1917—1918

  • 1917—1918

Херсон,
Украинская Держава 1918
УНР 1918—1920
Украинская Социалистическая Советская Республика 1920—1922

  • 1918—1922 — ул. Военный проезд (дом неизвестен).

Харьков,
Украинская Социалистическая Советская Республика 1922—1937,
Украинская Советская Социалистическая Республика с 1937,
 СССР с 1922

  • 1922— Конец 20-х
  • Конец 20-х — 1941 — ул. Дзержинского 6 (ныне ул. Мироносицкая 6).

Уфа,
 Башкирская АССР,
 РСФСР,
 СССР

  • 1941—1943

Москва,
 РСФСР,
 СССР

  • 1943—1944

Харьков,
 Украинская ССР,
 СССР

  • 1944—1952 — ул. Дзержинского 6 (ныне ул. Мироносицкая 6).
  • 1952—1956 — ул. Гиршмана 5, кв. 8.

Семья

  • Жена — Фаина Мироновна Шульга (1890—1963);
  • Сын — имя (?).

Память

  • В 1957 году в Харькове на 2—ом городском кладбище (ул. Пушкинская, напротив Молодёжного парка) И. Н. Шульге был установлен памятник (бронзовый бюст на прямоугольном постаменте из серого гранита).
  • В Харькове состоялись персональные выставки произведений художника:
    • В 1961 г. — «Посмертная выставка произведений художника»
    • В 1989 г. — «К 100—летию со дня рождения художника»
  • Акт вандализма
    • В конце мая 2011 г. бюст И. Н. Шульги на 2-ом городском кладбище был сорван с постамента и похищен неизвестными вандалами-мародёрами.
Поделиться: