Биография
Родился в семье придворного врача Жана Клода Адриена Гельвеция (1685—1755), (его фамилия изначально была Schweitzer — Швайцер, что, как Хельвециус, означает в переводе «Швейцарец», «Швейцарский»).
Учился в иезуитском коллеже Луи-ле-Гран, готовясь стать финансовым служащим. Окончив колледж, служил в Кане помощником своего дяди, сборщика налогов.
В 1738 получил должность генерального откупщика (сборщика налогов) благодаря влиянию своего отца.
После женитьбы на Анне Катрин де Линьвиль д’Отрикур в 1751, оставил должность. С женой проводил время в замке в Воре близ Ремалара и в своем парижском особняке на улице Сен-Анн. В Воре Гельвеций имел богатые угодья и считался радушным хозяином; в Париже его салон получил известность как место для выражения свободомыслия. Входил в кружок Дидро и Гольбаха.
Сблизившись с Монтескьё и Вольтером, с 1751 г. посвятил себя научным занятиям и литературе (поэзией увлекался еще в молодости).
Одно из главных его сочинений, «Об уме» (De l’esprit, 1758; рус. пер. 1917, 1938), было осуждено папой Климентом XIII, парижским парламентом и теологическим факультетом Сорбонны, и сожжено.
В 1764 посетил Англию, а в 1765 по приглашению Фридриха II — Пруссию. В 1766 вместе с астрономом Лаландом основал масонскую ложу наук, которая впоследствии объединяла наиболее известных ученых того времени. К 1769 Гельвеций закончил труд «О человеке» (De l’Homme, опубл. 1772, посм.).
Страдал тяжелой формой подагры и умер в своем доме на улице Сен-Анн 26 декабря 1771 г. в Париже. Полное собрание его сочинений было выпущено в Париже в 1818 году.
Воззрения
- Мир материален, бесконечен во времени и пространстве, материя находится в постоянном движении. Мышление и ощущение являются свойствами материи, её наиболее сложными образованиями. Выступал против агностицизма и идеи божественного происхождения мира.
- Гельвеций пытался создать «науку о нравственности». По его мнению, из двух чувств любви к удовольствию и отвращения к страданию, возникает третье чувство любви к себе. Именно любовь к себе он считал первичным импульсом всех действий человека. Любовь к себе порождает в свою очередь страсти, стремление к счастью и интересы.
- Являлся сторонником учения о решающей роли среды в формировании личности, считал страсти человека главной движущей силой общественного развития.
- В сфере политики и экономики выступал за полную ликвидацию феодальных отношений и феодальной собственности. Был сторонником просвещённого абсолютизма, поскольку считал республиканскую форму правления непригодной для больших государств.
Сочинения Гельвеция оказали влияние на многих известных мыслителей и деятелей конца XVIII-начала XIX вв. В Великобритании его считали прямым предшественником утилитаристов — И.Бентама и Дж. Милля.
Цитаты
- Глубокие идеи похожи на те чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной.
- Мы выступаем против неба, давшего нам желания, которые мы не удовлетворяем.
- В школе классы полны милых детей, но свет полон глупых людей.
- Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание.
- Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить свое имущество, а только умерь свою жадность.
- Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов
- Знание немногого существенного освобождает от знания многих частностей
- Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.
- Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать.
Сочинения
- ?uvres compl?tes, v. 1-14. — P., 1795.
В рус. пер.
- Счастье. Поэма. — М., 1936;
- О человеке, его умственных способностях и его воспитании. — М., 1938.
- Об уме. — М.: Мир книги, Литература, 2007.
- Сочинения в двух томах (книжная серия Философское наследие). — М., 1973—1974 (ФН, тт.57 и 58))