По заявлениям С. Н. Лазарева, в 1980—1981 годах начал заниматься биоэнергоинформатикой. С 1993 года проводит семинары, презентации и лекции в Москве, Санкт-Петербурге, других городах России, а также в Германии, Израиле, Украине.
В 1997 году окончил Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена по специальности «технология и предпринимательство». Параллельно в 1996—1997 годах прошел 11-месячную переподготовку в Санкт-Петербургском государственном университете с присвоением квалификации «практический психолог».
Является автором серии псевдонаучных книг «Диагностика кармы» и «Человек будущего».
С начала 1990-х годов выпущены 12 книг С. Н. Лазарева серии «Диагностика кармы», 7 книг серии «Человек будущего», а также 4 книги «Диагностика кармы (вторая серия). Опыт выживания». 6 книг из серии «Диагностика кармы», «Первый шаг в будущее» и «Воспитание родителей, часть 1» из серии «Человек будущего» переведены на немецкий язык. Часть книг переведена на польский, чешский , испанский, английский и болгарский языки. Параллельно продаются видеозаписи лекций и семинаров.
Деятельность Лазарева часто становится объектом критики. Российской ассоциацией центров изучения религии и сект (РАЦИРС) движение С. Н. Лазарева («Диагностика кармы») перечислено среди наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, а также оккультных центров и движений.
В энциклопедическом справочнике «Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера» (издание третье, дополненное и переработанное, «ПаломникЪ», Москва, 2002 г.) C. Н. Лазарев причислен к группе 2 "Деструктивные религиозные организации и религиозные группы класса «Экология духа, оккультизм и оккультное целительство», к подгруппам О-5 «Псевдомедицинские группы и оккультные целители» и подгруппе О-4 «Оккультные центры» (в составе «Ассоциации прикладной парапсихологии»).
А. Л. Дворкин в одном из своих интервью позиционирует „Диагностику кармы“ Лазарева как типичного представителя оккультных движений в ряду сект российского происхождения.. Деятельность Лазарева подвергается критике со стороны представителей науки. Так, отвечая на запрос Московского комитета образования, проректор МИПКРО д. ф.-м. н. В. А. Носкин отмечает абсолютно лженаучный характер теорий Лазарева.
Учение Лазарева критикуется христианскими внеконфессиональными организациями, представителями Русской православной церкви. Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий назвал учение Лазарева безнравственным и непрофессиональным. Представители Агни Йога также придерживаются критического мнения о Лазареве и его воззрениях.
В июне 2003 г. Запорожским городским Центром помощи жертвам деструктивных культов «Диалог» было организовано пикетирование выступления С. Н. Лазарева в одном из концертных залов Запорожья. По информации Центра «Диалог», на учении С. Н. Лазарева базируются доктрины ряда тоталитарных сект, имеют место многочисленные обращения в Центр со стороны пострадавших от деятельности таких сект, и их близких.
Запорожским Центром «Диалог» распространялся информационный буклет, а также направлено открытое письмо в местные СМИ и заявление в адрес губернатора, в которых указывалось, что на лекции Лазарева соберутся вербовщики оккультных тоталитарных сект: Центр выразил опасение, что слушатели, пришедшие на лекции С. Н. Лазарева, могут быть завербованы в разнообразные деструктивные организации.