8 декабря 1957 года в российской столице родилась девочка, получившая имя Марина. Родного отца она не помнила – его заменил отчим, для которого Марина стала единственным и любимым ребенком. Григорий Ефимович Голуб, полковник ГРУ, служил в военной разведке, занимал пост консула в Финляндии, потом поменял еще несколько профессий: директор мебельного магазина, работник управления культуры и московского райкома КПСС. Мать Марины, Людмила Голуб, была актрисой театра имени Гоголя.
Маленькая и гибкая Марина с детства мечтала стать балериной, и мама отвела ее в хореографическую школу Большого театра. Оценив пластику девочки, преподаватели с сожалением отказались принять ее – и хрупкость Марины действительно ушла вместе с детством. Оставив мечту о балете, Марина решила идти на сцену, и мама, отлично знавшая тяжесть актерской профессии, не сумела отговорить дочь. В 1975 году, получив аттестат средней школы, она стала студенткой Школы-студии МХАТ.
На курсе Марина считалась едва ли не лучшей, но после выпуска не сумела устроиться ни в один театр – возможно из-за яркости и эксцентричности своего таланта. Мать посоветовала ей идти на эстраду, и Марина два года работала в москонцертовском отделении сатиры и юмора. Но в 1981 году актрисе наконец улыбнулась удача: Константин Райкин, основавший театр «Сатирикон», взял ее в свою труппу.
Кинодебют Марины Голуб состоялся в 1980 году: она сыграла второплановую роль Верки в дилогии Сергея Герасимова «Юность Петра» и «В начале славных дел. Получала она и другие, тоже небольшие роли, но работа у Герасимова стала самой заметной в те годы.
К этому времени Марина успела побывать замужем. Ее первой любовью стал однокурсник – актер Дмитрий Золотухин, но ничего, кроме разочарования, это чувство Марине не принесло. Женой бизнесмена Евгения Тройнина она стала больше по совету родителей, чем по любви. Родилась дочка Настя, но брак оказался очень недолгим. Возможно, причиной этому было то, что Евгений не видел ни одного спектакля с участием Марины.
К моменту развода актриса уже нашла себе другого мужчину – волгоградского студента, а впоследствии актера Вадима Долгачева, с которым познакомилась во время гастролей. Это супружество продлилось до 1987 года.
Расставшись со вторым мужем, Марина покинула и «Современник», перейдя на сцену Московского еврейского театра «Шалом». Но заметных, «звездных» ролей она не получила ни здесь, ни в «Сатириконе», ни в кинематографе. Слава обходила актрису стороной, но даже в моменты отчаяния она не собиралась менять профессию. Прибавляло оптимизма и новое замужество. С Анатолием Белым, актером театра «Шалом», Марина даже обвенчалась. Счастье продолжалось целых двенадцать лет, и развод стал для Марины настоящей трагедией.
В девяностые годы Марину Голуб пригласили работать на телевидение. В передаче «Праздник каждый день» она не только была ведущей, но писала сценарии и играла все роли. Потом ей довелось стать участницей телеигры «Пойми меня», где ее заметили телеведущая Кира Прошутинская и Анатолий Малкин, генеральный продюсер АТВ. Тогда на ОРТ готовился всероссийский конкурс русских частушек. Для конкурса искали ведущую, и хотя претендентов было множество, выбрали Марину Голуб. Передачу назвали «Эх, Семеновна!», и она получила немалую популярность – на конкурс люди съезжались со всей страны. Проект поражал юмором и непосредственностью, и Марина великолепно вписалась в этот стиль.
Превратившись из актрисы в телеведущую, Марина работала с удовольствием, но сцена все же была в ее жизни самым главным. И в начале нового века творческая судьба Голуб резко изменилась. В 2000 году английский режиссер Деклан Доннелллан поставил спектакль «Борис Годунов», в котором Марине досталась роль хозяйки корчмы. Спектакль получил огромный успех на Авиньонском фестивале во Франции, и там же Марина удостоилась комплимента от знаменитой французской актрисы Жюльет Бинош, потрясенной ее талантом.
В это же время Марина встретила наконец и на родине режиссера, сумевшего по достоинству оценить ее дарование. Кирилл Серебренников пригласил ее на роль Вали в телесериале «Ростов-папа». Следующим успехом стала работа актрисы в нашумевших постановках Серебренникова «Терроризм» и «Пластилин». Любопытно, что в «Пластилине» она сыграла совершенно не характерный для себя образ – дряхлую старушку.
В 2002 году исполнилась заветная мечта актрисы: Олег Табаков предложил ей войти в труппу Московского художественного театра имени Чехова, и очень быстро Марина Голуб стала одной из ведущих актрис театра. Комедийная, гротесковая актриса, она была органична в любой роли. И успевала все – играть на сцене, очень много сниматься, вести телепрограммы и заряжать зрителей своим невероятным оптимизмом.
Марина считала, что успех состоит из трех составляющих: таланта, работоспособности и случая. Но именно случай оборвал жизнь этой замечательной актрисы – 9 октября 2012 года она погибла в автомобильной аварии. По завещанию тело кремировали, а прах Марины Голуб захоронен на московском Троекуровском кладбище.