Родом из Испании, племянник философа Сенеки, получил образование в Риме у философа Корнута, временно пользовался расположением Нерона, перешедшим в ненависть, когда император заметил его значительный поэтический талант; последствием этого было присуждение его к смертной казни, как участника в заговоре Пизона. Лукан вскрыл себе вены.
Его поэмы «Орфей» (был известен ещё в средних веках), «Илиакон» (о Троянской войне и смерти Гектора), «Катахтонион», «Сатурналии», трагедия «Медея» и другие многочисленные произведения пропали почти бесследно; кроме небольшой эпиграммы, сохранилась лишь неоконченная поэма «Фарсалия, или О гражданской войне» («Bellum civile sive Pharsalia») в 10 книгах. Содержание её — борьба между Цезарем и Помпеем (49—47 до н. э.), воспеваемая поэтом в строго хронологической последовательности до осады Александрии, причём историческое предание до того верно передаётся поэтом, что поэма его имеет ценность и исторического источника. Кульминационный момент поэмы — битва при Фарсале.
Некоторые сцены написаны с особой любовью, причём, особенно в описаниях и в блестящих характеристиках героев, проявляется крупный поэтический и ораторский талант Лукана. У воспитанного в правилах стоической школы поэта возвышенный взгляд на события, выразившийся и в выборе темы, и в тоске по потерянной римским народом свободе.
Язык Лукана сильный и выразительный, но стих его не так отделан, как у Вергилия. Из древних критиков Квинтилиан хвалит произведения Лукана за искренность чувства, силу и богатство мыслей, но причисляет его скорее к ораторам, чем к поэтам. Поэт Марциал отвечал на этот отзыв указанием на обилие у Лукана читателей.
Тексты:
Переводы:
Русские переводы: