Биография
Марк Исаакович Прудкин родился 1 (13) сентября 1898 года в городе Клин (ныне — Московская область) в семье портного Исаака Львовича Прудкина (1871—1949) и Рахили Лазаревны Прудкиной (1880—1945).
Увлёкся театром, ещё учась в клинском реальном училище, участвовал в любительских спектаклях. Не закончив училища, поехал в Москву, где был принят в МХТ, после чего вернулся в Клин для завершения учёбы. С 1918 по 1924 год во 2-й Студии МХТ (параллельно с 1918 по 1919 годах учился на юридическом факультете Московского университета).
С 1924 года Марк Прудкин работал во МХАТе.
В студии ему особенно удавались роли героико-романтического плана – Карла Моора («Разбойники» Шиллера, 1923), Дона Луиса в «Даме-невидимке» Кальдерона(1924), Чацкого в «Горе от ума» Грибоедова (1925). Со временем творческий диапазон Прудкина расширялся, чему способствовали его талант перевоплощения, способность вникать в психологическую сущность создаваемого образа, внимание к внешним атрибутам – костюму, гриму, мимике. Всё это позволяло актёру показывать на сцене самых различных, порой противоположных по характеру персонажей, таких, как легкомысленный адъютант Шервинский («Дни Турбиных» М. Булгакова,1926), мрачный капитан Незеласов («Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1927), самоуверенный и трусливый Кастальский («Страх» Афиногенова, 1932), Вронский (1937) и Каренин (1957) в «Анне Карениной» по Л. Н. Толстому, Дульчин («Последняя жертва» А. Н. Островского, (1946), честолюбивый карьерист инженер Мехти-Ага («Глубокая разведка» А. Крона,1946, Сталинская премия), Фёдор Павлович Карамазов («Братья Карамазовы» по Достоевскому, 1961), Бейкер («Зима тревоги нашей» по роману Стейнбека, 1964).
Вместе с О. Н. Андровской и другими «великими стариками» МХАТа – А.Н.Грибовым, В. Я. Станицыным и М. М. Яншиным играл в специально поставленном для них знаменитом спектакле «Соло для часов с боем» по пьесе О. Заградника (1973). В 1983 году сыграл Понтия Пилата в спектакле «Бал при свечах» по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита», поставленном его сыном — молодым режиссёром Владимиром Прудкиным.
В 1969 году на экраны вышел фильм Ивана Пырьева «Братья Карамазовы» с Марком Прудкиным в роли Фёдора Карамазова — той самой, что он сыграл на сцене. Не считая крошечного эпизода в немом фильме Якова Протазанова «Человек из ресторана», это была его первая роль в кинематографе на 71 году жизни. Небольшие, но запоминающиеся роли он сыграл в фильмах «Двенадцать стульев», «Блондинка за углом», в телефильме «Дядюшкин сон» по Ф. Достоевскому и других.
В 1943 году Марк Прудкин входил в один из руководящих органов МХАТа — в художественно-режиссёрскую коллегию, которая состояла из пяти человек
В 1987 году была выпущена грампластинка с записями фрагментов лучших работ Марка Прудкина последних лет в театре, на телевидении и радио.
Жил в Москве, в Камергерском переулке, дом 5/7.
Марк Исаакович Прудкин умер 24 сентября 1994 года в возрасте 96 лет, 75 из которых он посвятил театру. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Награды и звания
- Герой Социалистического Труда (18.8.1989) — за выдающиеся достижения в развитии советского театрального искусства
- Два ордена Ленина (1948, 1989)
- Орден Октябрьской революции (1978)
- Орден Трудового Красного Знамени (1973)
- Орден Дружбы народов (1983)
- Орден «Знак Почёта» (1937).
- Медаль «За оборону Москвы» (1946)
- Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946)
- Сталинская премия первой степени (1946) — за исполнение роли инженера Мехти-ага в спектакле «Глубокаяразведка» А. А. Крона
- Сталинская премия первой степени (1947) — за исполнение роли Кривенко в спектакле «Победители» Б. Ф. Чирскова
- Сталинская премия первой степени (1949) — за исполнение роли Крутилина в спектакле «Зелёная улица» А. А. Сурова
- Государственная премия РСФСР 1-й степени им. К. С. Станиславского (1974) — за высокое исполнительское мастерство в спектакле «Соло для часов с боем» О. Заградника
- Заслуженный артист РСФСР (1933)
- Народный артист СССР (1961)
Роли в театре
- «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина — Английский писатель
- «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Григорий Антонович Бакин
- «Дачники» М. Горького — Сергей Васильевич Басов
- «Зима тревоги нашей» по Дж. Стейнбеку — Бейкер
- «Дама-невидимка» П. Кальдерона — Дон Люис
- «Зелёное кольцо» З. Н. Гиппиус — Володя
- «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому — Алексей Кириллович Вронский и Алексей Александрович Каренин
- «Фронт» А. Е. Корнейчука — Гайдар
- «Егор Булычов и другие» М. Горького — Василий Достигаев
- «Всё кончено» Э. Олби — Друг
- «Последняя жертва» А. Н. Островского — Вадим Григорьевич Дульчин
- 1927 — «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова — капитан Незеласов. Художественный руководитель постановки К. С. Станиславский, режиссёры И. Я. Судаков и Н. Н. Литовцева
- «Страх» А. Н. Афиногенова — Кастальский
- «Разбойники» Ф. Шиллера — Карл Моор
- «Золотая карета» Л. М. Леонова — Николай Степанович Кареев
- Залп «Авроры» М. В. Большинцова и М. Э. Чиаурели — А. Ф. Керенский
- «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского — Князь
- «Живой труп» Л. Н. Толстого — Сергей Дмитриевич Абрезков
- «Николай I и декабристы» А. Р. Кугеля — князь Голицын
- в отрывках «Идиота» Ф. М. Достоевского — Лев Николаевич Мышкин
- «Зелёная улица» А. А. Сурова — Крутилин
- «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Крутицкий
- «Пугачевщина» К. А. Тренева — Лысов
- «Глубокая разведка» А. А. Крона — Мехти-Ага
- «Бал при свечах» Г. С. Епифанцева по «Мастеру и Маргарите» М. А. Булгакова — Понтий Пилат
- «Узор из роз» Ф. К. Сологуба — Приклонский
- «Воскресение» по Л. Н. Толстому — прокурор Бреве
- в отрывках «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского — Родион Романович Раскольникоа
- «Чеховские страницы» по пьесам и рассказам А. П. Чехова — Светловидов
- «Потерянный дом» С. В. Михалкова — Устинов
- «Братья Карамазовы», Достоевский, Фёдор Михайлович — Фёдор Павлович Карамазов
- «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше — Фигаро
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий
- «Иванов» А. П. Чехова — Матвей Семёнович Шабельский
- «Дни Турбиных» М. А. Булгакова — Леонид Юрьевич Шервинский
- «Последние» М. Горького — Яков Коломийцев
- «Соло для часов с боем» О. Заградника — пан Хмелик
Фильмография
- 1927 — Человек из ресторана (немой) — Офицер
- 1969 — Братья Карамазовы — Фёдор Карамазов
- 1969 — Егор Булычов и другие
- 1970 — Штрихи к портрету В. И. Ленина — доктор В. М. Минц
- 1970 — Кремлёвские куранты
- 1971 — День за днем — Богданов
- 1972 — Враги
- 1974 — Соло для часов с боем — Хмелик
- 1974 — Выбор цели — Альберт Эйнштейн
- 1975 — Лебединая песня
- 1976 — Двенадцать стульев — Варфоломей Коробейников
- 1977 — Чеховские страницы
- 1980 — Всё кончено — Друг
- 1981 — Иванов — Шабельский
- 1981 — Дядюшкин сон — Князь
- 1983 — Две главы из семейной хроники — Гаммер
- 1983 — Блондинка за углом — Гаврила Максимович Порываев, отец Николая
- 1984 — Затеряные в песках
- 1986 — Осенний ветер