В сербском эпосе Марко-Королевич играет видную роль, везде являясь защитником сербского народа против осман, с которыми он то воюет, то ведет дружбу. Ему посвящено множество сербских былин или героических (юнацких) песен. Нет ни одного серба, — говорит В. Караджич, — который бы не знал имени Марко-Королевича.
Народ придал своему любимцу мифический характер: дал ему в посестримы вилу, дал ему голос лучше голоса вилы, заставил его жить 300 лет и ездить на коне Шарце, который порой говорит с хозяином человеческим голосом и которого Марко-Королевич любит больше, чем брата. Смерть Марко-Королевича окружена таинственностью. По одним рассказам, Марко-Королевича убил какой-то каравлашский воевода золотой стрелой в уста, когда турки воевали с каравлахами и Марко-Королевич помогал туркам. Другие рассказывают, что Шарац зашёл как-то в воду слишком глубоко, так что оба — и конь, и всадник — утонули, и до сих пор показывают место это около Неготина. По третьим рассказам, в одном бою было так много перебито людей, что в крови плавали и люди, и кони. Марко-Королевич поднял руки к небу и воскликнул: «Боже, что мне делать». Бог смилостивился и перенес его вместе с конем в одну пещеру, где Марко-Королевич и спит до сего дня. Его меч спрятан под большим камнем, но понемногу выдвигается из скалы: конь, стоя перед господином, жует понемногу пшеницу из большой торбы. Когда весь меч выйдет наружу и конь сжует всю пшеницу, тогда проснется Марко-Королевич и пойдет на защиту своего народа. Наконец, есть в сборнике В. Караджича песня про смерть Марко-Королевича, в которой рассказывается, что он убил своего Шарца, разбил меч и забросил свой буздован (боевую палицу), чтобы они не доставались другому, а сам, написав свое завещание, лег под высокое дерево и заснул. Шедшие мимо игумен с послушником исполнили его волю и похоронили.
Героем-защитником Марко-Королевич является только в эпосе и устах народа в Сербии; в тех же местах, где он, по былинам, действовал (в Старой Сербии, в окрестностях Прилепа и Косовского поля), о нём сохранилась дурная память: там его зовут Марко-насильником (Марко-зулумџија), Марко-сорви-голова (Марко-дели-баша). По мнению Гёте, Марко-Королевич. соответствует греческому Гераклу и персидскому Рустему. Можно сказать, что Марко-Королевич — такой же народный герой, как и наш Илья Муромец.
Ряд песен о нём собран у В. Караджича во II томе его «Српске песме» (II, јуначке); новейшие собрания их вышли в Новом Саде в 1878, под заглавием: «Kraljevi? Marko» и в Загребе в 1880 под заглавием: «Kraljevi? Marko u narodnih. pjesmah» (издание Ив. Филиповича, с объяснением малоизвестных слов и выражений). Русский перевод некоторых былин у Гербеля в «Поэзии славян». В болгарской народной поэзии также немало псен о Крале Марко (ср. сборник Ив. Богорова, «Български народни песни», София 1879), вследствие чего болгары оспаривают принадлежность сербам этого героя южно-славянской поэзии. Константин из Островицы, Иван Музаки, Сфранцес, Теодор Кантакузин, Йосиф бен Йошуа, Филип Лоренц и другие называют его болгарским князем. Исследователи османского завоевания Балканского полуострова, среди которых Адам Кърчевич, Василе Петрович, Иларион Руварац, Владимир Чорович тоже считают Марко-Королевича "болгаром по роду", а Орбини намеренно написал, что герой родился в Ливно, чтобы возбудил герцеговцев к войне против турков.