Широкой публике прежде всего известен как гитарист американской трэш-метал-группы Megadeth в 1990—2000 годах.
В 1977 году в Вашингтоне подростки Марти Фридман и Том Гаттис (Tom Gattis) собрали свою первую группу, названную Deuce. Марти Фридману было тогда 15, а Тому — 14, но сыграть песни Ramones, Generation X и Kiss нота в ноту для них не представляло особого труда. Гаттис мог играть по нотам с листа — сказались годы учёбы в музыкальной школе по классу флейты; а Фридман, будучи самоучкой, всегда всё подбирал на слух. Сразу после доукомплектования группы ударником Крисом Тинто (Chris Tinto) и бас-гитаристом Стивом Летером (Steve Leter) они начали активно сочинять и исполнять весьма агрессивный рок-н-ролл. Каждый вечер молодые люди со всего района собирались на мощные и агрессивные звуки, доносившиеся из этого сарая, и репетиции Deuce часто плавно переходили в концерт с вечеринкой.
Deuce стала самой молодой рок-группой в городе, и их ночные «репетиции концертного типа» скоро стали знаменитыми на весь Вашингтон, округ Колумбия. За один концерт помимо песен на зрителей выливались тонны бунтарской энергии.
Со временем вокалист Эдди Дей был уволен, а вокал у Тома Гаттиса оказался не хуже, а местами даже и лучше, чем у Дея. Образовавшемуся новому классическому составу Deuce предстояло стать вашингтонской легендой рок-музыки.
Популярность Deuce взлетела в первую очередь благодаря их по-юношески энергичной, откровенной, яростной и современной оригинальной музыке, исполняемой ими практически в каждом клубе округа. Эти выступления создали Deuce популярность, распространившуюся на штаты Нью-Йорк, Делавэр, Мэрилэнд и Вирджинию. Поклонников группы можно было уже исчислять тысячами — иногда они проделывали путь в сотню километров для того, чтобы присоединиться к вечеринке, что было типичным сопровождением шоу Deuce ещё со времен выступлений в «сарае».
Одноимённый дебютный альбом, записанный в 1979 году, достаточно точно запечатлел данную ступень в развитии группы. Запись была выполнена за 2 дня — в первый день были записаны все основные вокальные/гитарные/бас-гитарные и барабанные партии, а через три дня дописано всё остальное.
Однако, никакой поддержки со стороны звукозаписывающих компаний молодые ребята тогда так и не нашли.
В 1981 году Марти вместе с Deuce перебрался жить на Гавайи. Но к сожалению, на Гавайях Deuce просуществовал недолго, и к концу года их деятельность прекратилась.
В 1982 году Марти Фридман собрал новую группу, названную Vixen. В состав группы вошли вокалистка Ким Ла Шанс (Kim La Chance), бас-гитарист Кимо (Kimo) и ударник Джефф Грэйвс (Jeff Graves). В таком составе Vixen записали один пятидорожечный мини-альбом Made In Hawaii и один сингл для компиляции U.S. Metal, Vol.2, после чего в группе произошли перемены — Ла Шанс была заменена на вокалистку Лайзу Руиз (Lisa Ruiz), а название Vixen — на Aloha (c гавайского, «привет»). Единственная существующая запись Aloha — сингл Heavy Metal Virgin, записанный специально для сборника Metal Massacre 2.
Менее чем через год после основания Vixen, Марти и Джефф собрали новую группу — Hawaii с вокалистом и бас-гитаристом Гэри Сен-Пьером (Gary St. Pierre). Позже его вокал заменил Эдди Дей, оригинальный вокалист Deuce. В Гонолулу они записали свой дебютный долгоиграющий альбом, One Nation Underground. Музыкально Hawaii сильно напоминали утяжеленный Judas Priest, которые на тот момент были очень популярны, но с оригинальным уклоном в японские и арабские мелодии. Хотя запись оставляла желать лучшего.
В 1985 году, сразу после выхода в свет четырёхдорожечного мини-альбома Loud, Wild And Heavy Hawaii опять записали дорожку для компиляции U.S. Metal, Vol.3, а затем выпустили свой второй, уже ожидаемый поклонниками альбом The Natives Are Restless. Он стал более мягким и приобрел качественное звучание. В поддержку последнего альбома Hawaii отправились в турне вместе с недавно возродившимися Deep Purple, а по возвращении с гастролей поехали в тур с Kix, ставшим заключительной точкой в истории группы.
Роспуск группы Фридман мотивировал желанием осуществить свою давнюю мечту — создать группу прогрессивного спид-метала с основным упором на гитарную технику. Альбомы группы имели в большей степени экзотическую ценность, чем финансовую — коммерческого успеха они так и не достигли.
Марти приехал в Сан-Франциско в начале 1987 года. Там он познакомился со Стивом Фонтано, работавшим продюсером и звукоинженером у Майка Верни, владельца звукозаписывающего лейбла Shrapnel Records. Майк в 1983 году познакомил мир с Ингви Мальмстином. Оказалось, что Марти и Майк давно знакомы заочно: с 13-ти лет молодой Фридман безуспешно отсылал шефу компании Shrapnel сырые демоверсии своих композиций, сочинённых в гараже у Тони Гаттиса. Стив немедленно позвонил Майку, и после краткого прослушивания Марти Фридман получил разрешение на запись своего дебютного альбома для Shrapnel Records.
Работа над альбомом, получившим название Speed Metal Symphony уже подходила к концу, когда Марти познакомился с гитаристом Джейсоном Бекером. Этот 17-летний юноша не только играл на уровне Марти, но и обладал собственным, уникальным стилем, и Фридман решил пригласить его к себе в группу, получившую название «Cacophony». Место вокалиста занял Питер Маррино, а ударником был принят сессионный барабанщик и постоянный партнер Shrapnel Records Атма Анур. Партии бас-гитары исполнил сам Марти Фридман.
Альбом вышел в 1987 году и показал, что дуэт Фридмана и Бекера оказался очень неплохим. Два виртуоза прекрасно дополняли друг друга, и результатом этого слияния было звучание: смесь неоклассики со спид-металом. Слабыми местами альбома были вокал и бас-гитара, партии которой Марти приходилось придумывать на ходу, и ударные, на некоторых композициях записанные, в последнюю очередь, уже после основных гитарных партий. Для турне, поджидавшего группу на пороге студии, были подобраны басист Джимми О’Ши и Кенни Ставропулос.
Следующий альбом, Go Off! (1988), был лишен большинства этих недостатков — всех, за исключением вокала; партии же ударных на альбоме исполнил Дин Кастроново. Альбом смешивает в себе самые различные стили, хотя по прежнему опирается на мощное роковое звучание с металлическим оттенком. Среди быстрых и энергичных композиций есть и несколько интересных баллад, демонстрирующих многогранность таланта гитарного дуэта. С этого альбома у Фридмана и Бекера появился новый гитарный спонсор — известная в основном благодаря своим усилителям и электронике фирма Carvin.
К 1989 году развитие Cacophony зашло в тупик. Shrapnel Records не могла обеспечить им поддержку необходимого уровня. Группе не помогла даже смена вокалиста и лейбла на Rainbow Records, и, по причине низкого коммерческого успеха в июне 1989 года, группа была распущена. Джейсон Беккер присоединился к группе Дэвида Ли Рота бывшего вокалиста Van Halen, а Марти Фридман сконцентрировался на преподавании в гитарном колледже.
В то же самое время знаменитой группе Megadeth с Дэйвом Мастейном во главе потребовалась замена — новый гитарист и ударник. Последние несколько месяцев для Megadeth были неудачными: по окончании «World Anarchy Tour» концертом в Лондонском зале Hammersmith Odeon из группы были уволены гитарист Джефф Янг (Jeff Young) и ударник Чак Белер (Chuck Behler); затем, по возвращении в штаты Мастейн и, бас-гитарист Дэвид Эллефсон были арестованы и лишены водительских прав за вождение автомобиля в нетрезвом состоянии. Они были направлены на принудительное лечение, поскольку это нарушение было далеко не первым; а сразу после этого их ждала запись сингла для звуковой дорожки фильма Уэса Крейвена Электрошок (1989). Среди выбранных Дэйвом Мастейном песен была кавер-версия известного хита Элиса Купера (Alice Cooper) с весьма символичным названием «No More Mr. Nice Guy» (c англ. «Хватит, мистер симпатяга»). Все гитарные партии песен ему пришлось записывать самому, а так как у Megadeth не было и постоянного ударника, пришлось воспользоваться помощью их барабанного техника по имени Ник Менца (Nick Menza).
Мастейн хотел взять в группу настоящего гитариста-виртуоза и профессионала, с которым можно было бы легко работать и в плане исполнения, и в плане сочинения песен. Из предыдущих кандидатов Дейва вполне устраивали стиль работы Криса Поланда (Chris Poland) и техника Джеффа Янга, но ни один из них не устраивал его как личность. Поэтому приглашения были разосланы Даймбэгу Дарреллу (Dimebag Darrell) из Pantera, Джеффу Уотерсу (Jeff Waters) из Annihilator и Марти Фридману. Даррелл и Уотерс отказались: у них были собственные группы, дела которых шли неплохо. А Марти Фридман к тому времени нуждался в деньгах. Узнав об этом, Уотерс прокомментировал это просто:
Поиски же ударника затянулись. Марти хотел пригласить в группу своего старого знакомого Дина Кастроново, но тот был слишком занят. После того, как и со второго, и с третьего раза ударник так и не нашёлся, ударником Megadeth стал их барабанный техник Ник Менца, обладавший впечатляющей техникой игры и готовый полностью сосредоточиться на работе в группе. В этом классическом для Megadeth составе группа и отправилась в студию Rumbo Recorders летом 1990 года, чтобы записать альбом под рабочим названием «Rust in Peace».
После нескольких месяцев напряженной студийной работы 20 октября 1990 года альбом Rust in Peace появился на прилавках магазинов. В работе над альбомом Марти по большей части использовал неиспользованные кусочки сольных партий, написанных ещё во времена Cacophony, и более года остававшихся невостребованными.
Новые члены группы мгновенно преобразили и обновили звучание Megadeth. Новаторские мелодические решения Марти добавили группе новые неожиданные измерения, прежде определяемые лишь ритмическими рисунками Дэйва Мастейна. Глубокое мелодичное содержание и впечатляющее техническое исполнение альбома принесли Megadeth номинацию на престижную музыкальную награду Грэмми в категории «Лучший рок альбом».
После выхода альбома, Megadeth отправились в мировое турне на целый год, во время которого они посетили Южную Америку и Северную Америку, Европу и Азию и приняли участие на двух крупнейших рок-фестивалях — Monsters of Rock в Рио-де-Жанейро и Clash of the Titans в Лондоне, где играли с такими монстрами рока, как Judas Priest, Queensryche, Sepultura, Guns N' Roses, Billy Idol, Faith No More, Testament, Suicidal Tendencies и Slayer.
Альбом был продан в количестве 1 миллиона 810 тысяч копий, за что получил платиновый статус, попал на 23 позицию американского чарта Billboard 200 и на 8 позицию британских чартов.
Звездный час Марти Фридмана настал, и отныне он стал музыкантом с мировым именем.
Альбом Youthanasia записывался в штате Аризона, городе Феникс, в студии «Fat Planet in Hangar 18». Было очень трудно найти подходящее место и возникало множество проблем с организациями владельцев недвижимости. Тогда Макс Норман (Мах Norman), продюсер Megadeth решил арендовать какой-нибудь склад и построить внутри него студию.
Строительство началось 6 февраля 1994 года, ударную установку собрали 16 мая, после чего приступили к репетициям с группой, что продолжалось до 6 июня. Потом коллектив занялся записью материала. Звукорежиссёры использовали 48-дорожечный цифровой аппарат, 64-канальный пульт и множество различных дополнительных эффектов.
В отличие от предыдущих альбомов, на «Youthanasia» музыканты писались все вместе. При более внимательном прослушивании материала можно заметить шумы и другие погрешности, которые никогда бы не появились, например, на отшлифованном до блеска Countdown to Extinction. Но именно благодаря этому отчётливо слышишь, что играют люди, а не компьютеры. Говоря об этом, Фридман замечает:
После записи «Youthanasia» Дэйв Мастэйн как-то сказал:
Записав с Megadeth пять полноценных студийных альбома, Марти Фридман объявил о своем уходе из группы в декабре 1999 года. Последний концерт в составе Megadeth Марти отыграл 14 января 2000 года. В своем интервью с Ultimate-Guitar.com он рассказал, что Megadeth были «недостаточно агрессивны» для него. За все время его пребывания в Megadeth группа продала свыше 10 миллионов альбомов по всему миру.
В перерыве между турне в поддержку «Speed Metal Symphony» и записью «Go Off!» Марти успел записать Dragon's Kiss (1988) — свой настоящий сольный альбом, на сегодняшний день являющийся классикой жанра и одним из эталонов стиля. До отказа наполненный интригующими сольными гитарными партиями и экстраординарной работой ударника Дина Кастроново, он содержит выдающиеся композиции и впечатляющую демонстрацию техники игры на обоих инструментах. Все песни альбома являются инструментальными композициями и запоминающиеся экзотические мелодии что-то наподобие смеси арабских и японских мелодий с сильным влиянием нео-классики. Без сомнения, Dragon’s Kiss — одно из величайших достижений Марти Фридмана и как композитора, и как музыканта. Этот альбом сделал Марти широко известным среди поклонников гитарной музыки, и его наконец-то услышали и признали в широких кругах музыкальной общественности.
Вот что говорит сам Марти Фридман о Dragon’s Kiss:
Работая с Megadeth, занимаясь подготовкой к туру, в условиях полнейшего отсутствия свободного времени, Фридман всё-таки находит время для записи своего второго сольного альбом под названием «Scenes»(с англ."Места действия").
По словам самого Марти, он получал истинное удовольствие от работы над этим альбомом. «Scenes» — это заметное повышение уровня игры Марти. Здесь Фридман значительно снизил темп игры, хотя кое-что от его прежней манеры по-прежнему осталось, например, взрывные гитарные соло, которые, то утихают, то снова нарастают. Увлечение Марти китайской и японской музыкой явно сказалось на материале альбома. Песни медленно и величаво перетекают одна в другую, унося слушателя в путешествие на дальний восток, к Тибету и дальше, в реалии страны чувств.
Кроме того, в проекте активно участвовал ещё один человек. Это японский пианист Китаро (Kitaro). Участие Китаро придало альбому «Scenes» особое звучание. Дуэт музыкантов существует уже в течение нескольких лет — с момента начала тура в поддержку альбома Rust in Peace группы Megadeth. Китаро сразу согласился участвовать в проекте Scenes, даже не прослушав ни одной демо-ленты.
Необычным этот альбом делает то, что Китаро и Марти не провели в студии ни одной минуты вместе. Интернет тогда только набирал обороты, поэтому общались они друг с другом только по телефону. Китаро работал с записями, которые отсылались в его студию в штате Колорадо, а Марти в это время находился в Лос-Анджелесе.
Союз этих двух музыкантов дал альбом, показавший, что можно создавать музыку, в которой выражение чувств стоит выше техничной игры на гитаре. Марти Фридман в своем стиле сделал гораздо больше, чем сотни гитаристов, основным критерием для которых служит скорость. Партии ударных исполнил тоже занятый на то время Ник Менза, коллега Фридмана по Megadeth.
«Scenes» достигает уровня музыкальности, позволяющего полноправно считать Марти Фридмана одним из значительных современных рок-композиторов. Интересным взглядом на предыдущие работы Марти является «Triumph», где мелодия взята из композиции «Thunder March» с альбома Dragon's Kiss, а оркестровая аранжировка и исполнение на акустических инструментах превращают её в нечто совершенно иное.
Марти Фридман о «Scenes»:
В Megadeth музыка Марти Фридмана насквозь пронизана неприкрытой и прямолинейной агрессивностью, но стоит ему оказаться вне группы, и его музыкальный рисунок становится более спокойным.
Созданный в традициях Scenes, следующий альбом Introduction развивал заложенную в нём идею ещё дальше — на нём не только присутствует больше оркестровых аранжировок, но и при записи были использованы настоящие, «живые» инструменты — скрипка, альт, виолончель и ещё несколько других. Естественно, есть на нём и волшебные мелодии Марти, но на этот раз акцент был сделан именно на аранжировках. Звучание пианино и гобоя чудесно переплетается с гитарными мелодиями в его композициях и добавляет их атмосфере недостижимой ранее глубины. Этот альбом более «вылизан» чем его предшественник, возможно, несколько теряя при этом в «живости» оркестровых аранжировок; но, тем не менее, он производит на слушателей нужный эффект.
При записи Introduction Марти использовал в основном тех же музыкантов, которые помогали ему при работе над «Scenes». (Ник Менца — ударные, Брайан БекВар — клавишные, Стив Фонтано — инженер/сопродюсер). На новом альбоме, также как и на «Scenes», основу звучания составляет семплинг.
Четвёртый сольный альбом Марти Фридмана True Obsessions, вышедший в 1996 году, демонстрирует интересное слияние его прошлых и настоящих музыкальных пристрастий. Обладая всеми сильными сторонами альбомов «Scenes» и «Introduction», этот, более гитарно-ориентированный. Некоторые песни наполнены агрессивными и драйвовыми гитарными партиями и явно несут на себе влияние Megadeth. И это вопреки тому, что с 1992 года Марти Фридман старался делать свои сольные альбомы как можно более противоположными по отношению к своей «основной работе». Присутствуют там и фирменные мелодии Марти, которые просто невозможно перепутать с кем-либо ещё; но здесь они сильно размешаны с необычно большим для Марти количеством блюза, а также большинство композиций несет на себе следы экспериментов с джазовым влиянием, что добавляет к творчеству Фридмана интересный поворот. Помимо самого Марти на этом альбоме можно услышать его постоянных спутников — клавишника Брайана Беквара, оркестрового аранжировщика Алекса Уилкинсона, а также ударника Ника Менца. Но не все песни альбома являются инструментальными — на некоторых из них присутствует вокал Стэнли Роуза (Stanley Rose) и Джесси Брэдмана (Jesse Bradman). Из сессионных музыкантов на альбоме хочется отметить присутствие ударника-виртуоза Грега Биссонетта (Gregg Bissonette) и даже Тома Гаттиса в качестве вокалиста. Ещё одним интересным фактом является то, что при записи альбома Марти использовал только гитары японского отделения фирмы Charvel/Jackson — Grover Jackson Japan.
А вот что сам Марти Фридман думает о True Obsessions:
В настоящее время музыкант живёт в Токио, Япония. Он путешествует по странам Азии, Европы, Северной и Южной Америки, давая уроки игры на гитаре и участвуя в различных конференциях. Он стал заметной фигурой на японской музыкальной сцене, играя сольные партии на гитаре в группах некоторых из самых известных исполнителей страны восходящего солнца. Он также появляется на японском телевидении и является комментатором главного японского журнала музыки и ежедневной национальной газеты.
Фридман говорит бегло по-японски. Его можно было увидеть в качестве постоянного гостя музыкальной телевизионной программы hebimeta-san (яп. ??????) (с японского можно перевести как «Мистер Хэви-метал») с японским популярным телеведущим Ёко Кумада (Yoko Kumada), пока не прекратили трансляцию в 2005 году. У него была своя собственная телевизионная программа, посвящённая хэви-металу под названием «Рок Фудзияма», транслировавшаяся с апреля 2006 по март 2007. В ноябре-декабре 2005 года он гастролировал с японской певицей Ами Судзуки (Ami Suzuki) в японской части её мирового турне в Токио, Осака и Нагоя.
Марти играл на гитаре в поддержку японским музыкантам, таким как Нанасэ Айкава (Nanase Aikawa), Мияви, и бывшего вокалиста группы «Pierrot» Kirito.
Позже, Марти был показан в «Музыкальном автомате», телевизионной программе, в которой Марти и ещё двое японцев-переводчиков переводят лирику различных английских песен на понятный японский язык. 23 июля в Японии вышла книга Samurai no Ongakuron. Это уже вторая книга Фридмана, а его первым произведением стал бестселлер Ii Jyan J-Pop (Потрясающий джей-поп).
В 2010 году на японском телевидении вышла серия рекламных роликов фанты с участием рок-коллектива FANTA. Среди её участников был замечен Марти. Среди остальных членов «супергруппы» — несколько японских ди-джеев и звезда сумо по имени Akebono.
Марти Фридман имеет ту же гитарную школу и технику, что Джо Сатриани и Стив Вай. Фридман, как композитор, в то же время тяготеет к джазовой текстуре композиций что особенно заметно на дебютном альбоме Dragon's Kiss. Это отчасти роднит его с Джоном Маклафлином. Технически Фридман несколько напоминает Джо Сатриани, хотя его манера игры медиатором отличается от стиля Сатриани: Марти считается мастером «обратного хода», то есть боя по струнам снизу вверх, в отличие от большинства хард-рок- и метал-гитаристов . Фридман часто использует арпеджированные аккорды и свип (en:sweep-picking).
Раньше в составе Hawaii и Cacophony Марти играл на Hurricani, используя MXR distortion plus и примочки Electroharmonics. В Megadeth он стал играть на гитаре Jackson с 24 ладами, единственной ручкой громкости и одним звукоснимателем JB-J фирмы Seymour Duncan. Формировался звук посредством двух отдельных систем: одна для ритмического аккомпанемента, другая — для соло. Для ритма — предусилитель Custom Audio Electronics, далее сигнал идет на Yamaha SPX 900 и усилитель VHT. Регулятор усилителя мощности-Furman.
До 2000 года он активно использовал гитары фирмы Jackson, пока саму фирму не продали корпорации Fender. Долгое время после этого он использовал гитары фирмы Ibanez, но в 2009 году решил перейти на гитары компаний PRS, Gibson (в частности, модель Gibson Les Paul) и нескольких других.
Иногда он пользуется предварительными усилителями — Bogner, Tube Works, CAE 3t.
Солирующий звук создается предусилителем Chandler Tubeworks, сигнал с которого идет тоже на усилитель VHT. Оба эти усилителя имеют выход на колонки Marshall, мощностью 25 Вт динамиками Celestion. Используя эффекты SPX-900, Фридман предпочитает только «мягкие» образцы звучания, чтобы звук не был чересчур окрашен. Он так же не использует дилэи и ревербераторы.
Марти использует Aural Exciter, прибор Hush системы Sampson и Bradshaw. Эту систему специально разработал для Марти Фридмана известный конструктор рэковых систем Боб Брэдшоу (Bob Bradshaw). Суть системы состоит в следующем: вся обработка и соединительные провода находятся за сценой, и все переключения при переходе от одного звучания к другому производятся там же гитарными техниками Фридмана. Все программируется и репетируется: переход от ритма к соло, опять к ритму, а потом на чистый звук — все движения, которые должен был бы выполнять Марти, выполняются его техниками, используя при этом панель педального управления, специально сделанную Брэдшоу.
Любимое гитарное оборудование: усилитель Marshall 1976-го года выпуска, эффект Electro-Harmonix Memory Man.