Популярные
На фото Мартти Олави Талвела

Мартти Олави Талвела

финский оперный певец
Дата рождения:
1935-02-04
Дата смерти:
1989-07-22
Биография

Биография

По воспоминаниям Талвела, он увлекся оперой, услышав выступление Ивана Петрова в партии Бориса Годунова в одноимённой опере Мусоргского.

Учился в Музыкальной академии Лахти с 1958 по 1960 год. После победы на национальном конкурсе исполнителей в 1960 году переехал в Стокгольм. В 1961 году состоялся дебют Талвела на сцене оперного театра (Королевский театр в Стокгольме) в партии Спарафучиле («Риголетто» Верди). В 1962 году по приглашению Виланда Вагнера, внука композитора, выступил на фестивале в Байрёйте, а на следующий год присоединился к труппе театра «Дойче Опер» в Западном Берлине. В 1965 году дебютировал в «Ла Скала» и Венской государственной опере.

В 1968 году имя Талвела становится известно в США — он даёт сольный концерт в Нью-Йорке и исполняет партию Великого инквизитора в «Доне Карлосе» Верди в «Метрополитен-опере». С этого времени его выступления в «Метрополитен» становятся регулярными, наибольшим успехом в США пользовался его Борис Годунов.

В 1972—1979 годах Талвела — художественный руководитель оперного фестиваля в Савонлинне, считается, что именно благодаря его усилиям фестиваль вышел на международный уровень.

С 1974 — солист Финской национальной оперы в Хельсинки. С 1976 года периодически выступает в Большом театре в Москве. Поддерживал дружеские связи с русскими оперными артистами, в частности, Евгением Нестеренко.

В 1989 году назначен руководителем Финской национальной оперы. Талвела должен был приступить к своим обязанностям на этом посту с 1992 года, когда предполагалось открытие нового здания оперы, но внезапная смерть помешала этим планам.

Творчество

Мартти Талвела исполнял басовые партии в операх Вагнера («Золото Рейна», «Валькирия», «Летучий голландец»), Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Сметаны («Проданная невеста»). Из Моцарта в его репертуаре был не только Командор («Дон Жуан»), но и Зарастро («Волшебная флейта»), и комический Осмин («Похищение из сераля»).

Большое внимание певец уделял произведениям финских композиторов. Так, опера Йонаса Кокконена «Последнее искушение» была написана специально для Талвелы.

Талвела удостоился самых лестных отзывов критиков в различных странах, где он выступал.

Сотрудничество с дирижёрами

В 1960-е годы Талвела много сотрудничал с дирижёром Гербертом фон Караяном, сделав совместно с ним семь записей опер. Однако отношения между ними были непростыми, и закончились разрывом. В своём интервью 1968 года Талвела говорил:

Кроме Караяна, Талвела сотрудничал с такими дирижёрами, как Карл Бём, Клаудио Аббадо, Георг Шолти, Ганс Кнаппертсбуш, Отто Клемперер и Ричард Бониндж.

Награды и звания

  • 1960 — Лауреат национального конкурса вокалистов в Ваасе

Интересные факты

  • Мартти Талвела обладал могучим сложением: при росте 2 метра 1 сантиметр весил более 120 кг, что позволяло ему выразительно представлять на сцене мифических и властных персонажей (Фазольт в «Золоте Рейна», Борис Годунов, Король Марк в «Тристане и Изольде» и другие). Кроме того, Талвела иногда называют самым высоким певцом XX века.
  • Талвела умер через 6 дней после смерти Герберта фон Караяна, хотя был почти на 27 лет моложе. Смерть наступила, когда певец танцевал со своей дочерью у неё на свадьбе.

Дискография

  • 1962 — «Парсифаль», дирижёр Ганс Кнаппертсбуш (Титурель)
  • 1964 — «Волшебная флейта», дирижёр Карл Бём (второй воин)
  • 1965 — «Лоэнгрин», дирижёр Карл Бём
  • 1965 — «Набукко», дирижёр Хорст Штайн (Захария)
  • 1965 — «Дон Карлос», дирижёр Георг Шолти (Великий инквизитор)
  • 1966 — Л. Ван Бетховен. Симфония № 9, дирижёр Ганс Шмидт-Иссертедт
  • 1966 — «Валькирия», дирижёр Герберт фон Караян (Хундинг)
  • 1966 — «Тристан и Изольда», дирижёр Карл Бём (Король Марк)
  • 1966 — «Тангейзер», дирижёр Карл Меллес (Ландграф)
  • 1966 — «Золото Рейна», дирижёр Карл Бём (Фазольт)
  • 1966 — «Золото Рейна», дирижёр Герберт фон Караян (Фазольт)
  • 1966 — И. С. Бах. Пасхальная оратория, дирижёр Лорин Маазель
  • 1967 — «Тангейзер», дирижёр Вольфганг Заваллиш (Ландграф)
  • 1967 — «Золото Рейна», дирижёр Герберт фон Караян (Фазольт)
  • 1967 — «Валькирия», дирижёр Герберт фон Караян (Хундинг)
  • 1967 — «Дон Жуан», дирижёр Карл Бём (Командор)
  • 1967 — Й. Гайдн. Оратория «Времена года», дирижёр Карл Бём
  • 1968 — «Летучий голландец», дирижёр Отто Клемперер (Даланд)
  • 1968 — «Фиделио», дирижёр Карл Бём (Фернандо)
  • 1968 — «Дон Карлос», дирижёр Клаудио Аббадо (Великий инквизитор)
  • 1968 — «Летучий голландец», дирижёр Отто Клемперер (Даланд)
  • 1969 — «Волшебная флейта», дирижёр Георг Шолти (Зарастро)
  • 1969 — «Дон Жуан», дирижёр Герберт фон Караян (Командор)
  • 1969 — «Валькирия», дирижёр Герберт фон Караян (Хундинг)
  • 1970 — «Дон Карлос», дирижёр Хорст Штайн (Великий инквизитор)
  • 1970 — «Дон Карлос», дирижёр Клаудио Аббадо (Великий инквизитор)
  • 1970 — «Борис Годунов», дирижёр Герберт фон Караян (Пимен)
  • 1970 — «Фиделио», дирижёр Карл Бём (Фернандо)
  • 1971 — «Риголетто», дирижёр Ричард Бониндж (Спарафучиле)
  • 1972 — Л. Ван Бетховен. Симфония № 9, дирижёр Георг Шолти
  • 1972 — Г. Малер. Симфония № 8, дирижёр Георг Шолти
  • 1976 — «Борис Годунов», дирижёр Ежи Семкув (Борис Годунов)
  • 1976 — «Летучий голландец», дирижёр Георг Шолти (Даланд)
  • 1977 — «Последнее искушение», дирижёр Ульф Сёдерблом (Пааво Руотсалайнен)
  • 1980 — «Волшебная флейта», дирижёр Джеймс Ливайн (Зарастро)
  • 1980 — «Похищение из сераля», дирижёр Карл Бём (Осмин)
  • 1982 — «Волшебная флейта», дирижёр Джеймс Ливайн (Зарастро)
  • 1984 — Ф.Шуберт. Вокальный цикл «Зимний путь».
  • 1985 — «Похищение из сераля», дирижёр Георг Шолти (Осмин)
  • 1999 — Посвящение Марти Талвела. Оперные арии. Вокальные произвежения Я.Сибелиуса, Т.Куула
Поделиться: