Факты биографии, подтверждённые документально, — крайне скудны и отрывочны; некоторые сведения, как, например, о дате рождения противречивы в разных источниках. Родитель будущего митрополита был торговцем, владевшим каменоломней.
Известно, по свидетельству родственников, что 10-и лет Салим окончил начальную школу, где изучал арабский и французский языки.
12 марта 1918 года стал иподиаконом Антиохийского патриарха Григория IV (Хаддада).
В 1921 году поступил в Духовную семинарию при монастыре Баламанд в Северном Ливане, которую окончил в 1923 году.
5 августа 1923 года рукоположён во диакона патриархом Григорием IV в Дамаске; в декабре направлен к митрополиту Бейрута Герасиму (Массара) по просьбе последнего.
6 августа 1926 года возведён в сан архидиакона Бейрутской епархии; в 1930 года — архимандрита.
В начале 1930-х гохов - представитель Антиохийской церкви при Сербском патриархе.
13 января 1935 года хиротонисан в митрополита Библа и Ботриса (епархия Жбейля и аль-Батруна) в кафедральном соборе Дамаска. Присутствовал в 1935 году на торжествах в Белграде по случаю 50-летия священнослужения митрополита главы РПЦЗ Антония (Храповицкого).
В ходе Второй мировой войны «переориентировался» на безоговорочную поддержку Московской Патриархии и немало способствовал созданию имиджа СССР как страны, где никогда не было и не могло быть религиозных гонений.
Первая поездка митрополита Илии в СССР, согласно имеющимся документам, состоялась в ноябре — декабре 1947, по приглашению Московского Патриархата. Протокольная сторона визита детально изложена в Журнале Московской Патриархии № 1 за 1948. Гость служил во многих храмах Москвы, Ленинграда, Киева и Одессы; получил в дар лично от Патриарха Алексия I, приходов, священников и прихожан множество ценных икон, многие в дорогих окладах. Патриарх писал о госте своей сестре: «Он едет, обремененный подарками. В частности, я ему дал: облачение, митру, белый клобук и икону в жемчугах, большой портрет в раме, чашу, дискос и весь прибор <...> Кроме того, на нем моя шуба (беличья)». 20 ноября Илия посетил Мавзолей В.И. Ленина.
Чрезвычайно радушная встреча митрополита, судя по рассекреченным в 1990-х документам, объясняется тем, что руководство СССР и Патриархия в тот период находились в процессе подготовки имевших состояться в 1948 празднования 500-летия автокефалии Русской Церкви и приуроченного к нему Совещания Глав Православных Церквей; последнему придавалось большое значение как внешнеполитическому мероприятию, призванному узурпировать лидерство во вселенском православии у Константинопольской кафедры. Древние восточные патриархаты рассматривали сам факт созыва Совещания Московским Патриархом как посягательство на прерогативу Константинополя и не собирались присутствовать на нём на высшем уровне. Караму в его беседах с Патриархом Алексием удалось создать несомненно ложное впечатление, что Антиохийский Патриарх не намерен следовать в форватере Фанара. Так, в своём письме Председателю Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпову от 20 ноября 1947 Патриарх писал: «<...> М[итрополит] Илия вызвался быть нашим официозным (не официальным) посредником между нами и П[атриар]хами греками — и тут, по его мнению, решающим фактором является степень нашей возможности давать им деньги <...> доминирующим мотивом его высказываний является вопрос о материальной помощи: деньгами, богослужебными предметами, парчой, панагиями, крестами, митрами и т.д. Говорили подробно и о подворьях, и о будущем Совещании.»
Второй приезд Карама состоялся в июле 1948 года, в составе делегации на празднование 500-летия автокефалии.
В августе — сентябре 1954 года сопровождал Антиохийского Патриарха Александра III в его поездке в СССР.
7 марта 1958 года посетил посольство СССР в Ливане и просил о помощи в ремонте пяти храмов епрахии, лечении своего брата в СССР и повторил свою просьбу о приглашении его в СССР; в последнем было отказано со ссылкой (в межведомственной переписке) на «приём большого количества церковных делегаций, в том числе и Антиохийской церкви, прибывающих на празднование 40-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви»
Летом 1960 года, во время своего визита в СССР, участвовал в хиротонии архимандрита Никодима (Ротова) во епископа Подольского.
5-й визит — в 1963 году, во Псков. Поскольку в это время РПЦ подвергалась форменному разгрому (храмы закрывали сотнями и тысячами, а монастыри — десятками), в СССР могли пустить только самого проверенного «свидетеля», который затем бы на весь мир возвещал о «свободе и процветании» религии в правление Н. С. Хрущёва.
В мае 1968 года — в составе делегации Антиохийской Церкви на празднование 50-летия восстановления патриаршества в Русской Церкви.
Скончался 11 апреля 1969 года, в Великую пятницу; похоронен в Бхамдуне, близ Бейрута, в храме города Бхамдуна, где он служил. Во время гражданской войны 1970-х храм был взорван.
Сейчас останки покоятся в домашней церкви при старом городском госпитале. Родственники Илии строят новый храм на месте старого.
В конце 1990-х в СМИ, а затем и в монографиях, изданных с благословения видных иерархов РПЦ, получила широкое распространение легенда о некой особой миссии Илии Карама, связывающая его имя с Казанской иконой в Князь-Владимирском соборе Ленинграда, его личной встрече с Иосифом Сталиным.
Источником легенды, видимо, является протоиерей Василий Швец, встречавшийся с Илиёй в 1963 в Пскове и изложивший её без каких-либо ссылок на источники в статье Чудеса от Казанской иконы Божией Матери; также её излагает Сергей Фомин в своей книге Россия перед вторым пришествием. Интересно, что свои страницы В. Швецу для тиражирования его «свидетельств» предоставил журнал «Наука и религия», созданный в свое время (1959 г.) «для распространения научно-материалистического мировоззрения, борьбы за формирование коммунистических духовных ценностей» (Швец В. Благословение России // Наука и религия. 1994. № 11. С. 12-13).
Никаких документальных свидетельств встречи Карама с Иосифом Сталиным не существует, хотя из переписки мужду Патриархом Алексием и Карповым, видно, что митрополит просил о таком «свидании» в 1947 году.
Старейший клирик Санкт-Петербургской епархии протоиерей Василий Ермаков († 3 февраля 2007), бывший очевидцем приезда Илии Карама в Ленинград, отзывался о нём как о «проходимце, собиравшем и увозившем русское национальное достояние».
Воспоминания митрополита Питирима (Нечаева) о половине 1940-х: