Семья и образование
Родился в семье священника. Был женат, овдовел, имел сына (на момент смерти жены ребёнку было 4 года). Окончил Казанскую духовную семинарию (1877), Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1896).
Биография
- С 13 июля 1920 — архиепископ Рязанский и Зарайский.
- С 1 декабря 1877 — священник Казанской Духосошественской церкви. Овдовев, поступил по рекомендации архиепископа Казанского Палладия (Раева) в Казанскую духовную академию, в которой обучался в 1892—1896.
- С 31 декабря 1910 — епископ Симбирский и Сызранский.
- С 8 января 1924 — обновленческий митрополит Ленинградский.
- С 9 сентября 1925 — обновленческий митрополит Северо-Западной области. Участвовал в обновленческом соборе 1925.
- С 10 июля 1902 — епископ Калужской и Боровский. Создал в епархии экзаменационную комиссию для кандидатов для принятия священного сана, которые должны были пройти аттестацию по программе духовной семинарии, произнести проповедь в присутствии архиерея и провести урок Закона Божьего.
- В ноябре 1918 был председателем Сибирского церковного совещания, участники которого поддержали белое движение.
- С 19 мая 1927 — митрополит Московский и Коломенский.
- В 1922 присоединился к обновленческому движению.
- В 1896 был пострижен в монашество, возведён в сан архимандрита, назначен настоятелем Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря Санкт-Петербургской епархии.
- В феврале 1920 был арестован органами советской власти в Новониколаевске, приговорён к расстрелу, но через несколько месяцев освобождён, согласившись сотрудничать с ЧК (тогда как председатель ВВЦУ архиепископ Сильвестр (Ольшевский) был убит большевиками).
- в июле 1923 года, вскоре после того, как он принёс покаяние Патриарху Тихону за пребывание в «обновленческом расколе», был арестован ОГПУ и экстренно увезён в Москву из Рязани и 26 июля 1923 года уже принимал участие в заседании «обновленческого» Синода. Был почётным членом президиума обновленческого собора 1923, хотя и не принимал непосредственного участия в его работе по болезни. Патриарх Тихон же назначил на Рязанскую кафедру Бориса (Соколова).
- С 3 декабря 1898 — епископ Гдовский, викарий Санкт-Петербургской епархии.
- В 1917—1918 — участник Всероссийского Поместного собора.
- С февраля 1925 до своей кончины — председатель обновленческого Священного Синода, номинальный лидер обновленческого движения в этот период.
- В 1877 — надзиратель в Казанском духовном училище.
- В 1918—1920 — член Временного Высшего церковного управления (ВВЦУ) в Омске, активно содействовавшего деятельности Верховного правителя адмирала А. В. Колчака.
- С 6 сентября 1923 — обновленческий архиепископ Ярославский, в том же году был возведён в сан митрополита.
- С 1 мая 1915 — архиепископ.
- С 26 октября 1897 — епископ Ямбургский, викарий Санкт-Петербургской епархии (был одним из близких сотрудников митрополита Антония (Вадковского), которого очень уважал).
Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве (на могильном памятнике указан титул «архиепископ» — последний до ухода в обновленчество).
Характеристики личности
Формально руководя Синодом, он уступил реальную власть молодому митрополиту Александру Введенскому, который, в свою очередь, нуждался в респектабельном «дореволюционном» архиерее для повышения легитимности обновленческого движения. По словам авторов «Очерков по истории русской церковной смуты» Анатолия Краснова-Левитина и Вадима Шаврова, к моменту избрания председателем обновленческого Синода в 1925 митрополит Вениамин был «дряхлым, добродушным и почти впавшим в детство старцем».
В работе юриста А. И. Кузнецова «Обновленческий раскол в Русской церкви» (опубликована в книге «„Обновленческий“ раскол (Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики)». М., 2002) содержится такая его характеристика:
Митрополит Вениамин производил хорошее впечатление, служил отлично, в сочетании истовости, солидной простоты и величавости. Высокого роста, в меру полный, весь седой, с правильными чертами лица, с очень спокойной манерой и неторопливой походкой… Не отличался инициативностью, будучи ограниченным администратором, посредственным проповедником. Вообще, он принадлежал к числу скромных архиереев.
Труды
- Как и почему я сделался обновленцем. // Вестник Священного Синода Православной Российской Церкви. 1927, № 5-6.
- Час настал. // Церковное обновление. 1923, № 7;
- О деятельности английской миссии в Индии. // Православный собеседник. 1897, январь, ч. 1.
Библиография
- Православная энциклопедия. Т. 7, 2004. С. 638—641.