Популярные
На фото Морозов, Николай Васильевич

Морозов, Николай Васильевич

русский военный гидрограф и полярный исследователь
Дата рождения:
1862-11-24
Биография

Биография

Будущий полярный исследователь родился далеко от моря, в селе Знаменское (Кривцово) Щигровского уезда Курской губернии в семье купца. В Курске получил первоначальное образование (Курское реальное училище). Позже отправился в Санкт-Петербург, закончил штурманское отделение Технического училища Морского ведомства.

Карьера

После окончания учёбы был принят в Корпус Флотских Штурманов, недолго проработал на Балтийском море и был направлен на Дальний Восток для участия в Отдельной съемке Восточного океана. В чине подпоручика служил на современном винтовом клипере «Наездник», участвовал в съёмке южной части залива Петра Великого под руководством лейтенанта К. П. Андреева. Возможно на клипере вернулся в Санкт-Петербург, где был определён в экипаж клипера «Вестник».

Проводил астрономические и магнитные наблюдения, а также промерные работы у берегов п-ова Рыбачий, в Кольском заливе, Териберской губе, в районе Иокангских островов.

В 1893—1899 годах участвовал в гидрографических работах на Балтийском, Белом морях и в Северном Ледовитом океане. В 1893 году вышел из Ревеля на клипере «Вестник» с заходом в Либаву и далее вокруг Скандинавии на Мурманск с задачей пройти от Екатерининской гавани до Новой Земли. Этот поход имел комплексную цель:

  • Охрана российских территориальных вод от браконьерства, связанного со слабой охраной северных территорий;
  • Решение картографических задач — промер глубин у побережья, а также проведение астрономических и магнитных наблюдений.

Картографические задачи Н. В. Морозов выполнял под руководством М. Е. Жданко совместно с Н. М. Книповичем, М. Н. Игнатьевым и В. К. Неупокоевым. Полем деятельности экспедиции являлась акватория у берегов полуострова Рыбачий, Кольский залив, Териберская губа, район Иокангских островов. В 1894 году была закончена очередная часть работ и Жданко выпустил книгу «Очерк гидрографических работ, исполненных в Ледовитом океане летом 1894 года».

Жданко, а вместе с ним и Морозов в следующую навигацию 1895 года продолжили работы на клипере «Джигит». . Задачей Николая Васильевича было создание лоцманского описания побережья материка к востоку от Мурманска до Карского моря. Морозов ставил своей целью создать лоцию уровня описания берегов Лапландии авторства М. Ф. Рейнеке. Результаты работ были обобщены Морозовым в книге «Лоция Самоедского берега…», вышедшей в 1896 году. Это издание является подробным описанием побережья и островов от мыса Канин Нос до острова Вайгач.

После этого в 1896 году Морозов в чине поручика ведёт исследования на винтовом транспорте «Самоед» в Баренцевом море под руководством лейтенанта А. М. Бухтеева. Работы вместе с ними проводил беломорский гидрограф Н. М. Деплоранский, посильную помощь оказывали командир судна В. А. Лилье и офицеры И. И. Назимов, М. А. Фефелов, А. А. Гаврилов и А. С. Боткин. Кроме Мурманского берега учёные исследовали гидрографию новоземельской бухты Белушья Губа, где Бухтеев произвёл существенные уточнения существовавших карт. Позже Морозов продолжил гидрографические работы на судне «Компас» и других кораблях.


Самостоятельные экспедиции

Он участвовал в нескольких крупных полярных экспедициях, и с 1899 по 1905 годы занимал должность помощника начальника Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана. Его руководителем был выдающийся гидрограф А. И. Вилькицкий. В 1901 году издал в Санкт-Петербурге «Лоцию Мурманского берега…», тогда он был в чине штабс-капитана. В 1905 году Морозов стал первым лоцмейстером Карского моря: он провёл в устье Енисея 22 грузовых парохода, которые транспортировали необходимые материалы для строительства Великой Сибирской магистрали.

С 1906 по 1910 годы руководил Гидрографической партией Отдельной съемки Мурманского берега, был командиром гидрографического судна «Пахтусов». В 1908 году способствовал изданию текста лоции из старинной тетради, попавшей к нему. Текст был опубликован в «Записках по гидрографии», Морозов выполнил вступительную статью, комментарии к тексту и словарь поморских терминов. С 1910 года, будучи уже в чине полковника Корпуса Флотских Штурманов, он был начальником геодезической части главного гидрологического управления.

В 1911 году руководил выбором места для строительства станций на мысе Маре-Сале и в проливе Карские ворота. Строительство было запланировано на 1912 год, но погодные условия не позволили этого сделать — экспедиция не смогла пройти дальше пролива Югорский Шар. Экспедиция Брусилова планировала встретиться с Морозовым в этой точке, но встреча не состоялась.

1913 год стал более удачным с точки зрения ледовой обстановки и Н. В. Морозов участвовал в работах по гидрографическому исследованию и навигационному оборудованию Карского моря, которые проводились на пароходе Николай II. По результатам этой работы на Белом море он в 1914 году подготовил монографию, и опубликовал её в 1915.

После Октябрьской революции Морозов остался в РСФСР и работал по специальности в Полярной комиссии Гидрографического управления и в Морском комитете Российского гидрологического института Академии Наук (создан в 1919 году).

Итоги жизни

По поводу вклада Николая Васильевича Морозова в разведку Северного морского пути:

На закате жизни здоровье Морозова пошатнулось, он уже не смог работать и последние дни провёл в пансионате для одиноких и неимущих ленинградцев. В 1925 году выходит его книга «Мореходная книга или лоция беломорских поморов», в том же году он умер.. Похоронен на Смоленском кладбище в Ленинграде, памятник на его могиле был установлен только в 1980-е годы и сейчас находится под охраной государства. В честь Морозова названы мысы на Новой земле, Северной земле, в Карском море и на Кольском полуострове; остров и пролив в Карском море.

Поделиться: